Мятеж не может кончиться удачей, в противном случае его зовут иначе, или Алжир в мае 1958-го

Sep 16, 2021 10:05

13 мая 1958 года в Алжире произошел государственный переворот. Удачный, в отличие от путча генералов. Он положил конец IV Республике и начало V. Его основной действующей силой были военные, которым надоела как частая сменяемость власти, так и ее беззубость. Люди, воюющие в Алжире, понимали, что эту проблему надо решать и срочно. Именно они лучше всех видели все моменты происходящего. Но за их спинами стояли другие люди: политики, которые давно готовили приход де Голля к власти.

Де Голль и черноногие на демонстрации 13 мая 1958. Рисунок Титвана для "Ле Паризьян".


9 мая стало известно, что в Тунисе ФНО были расстреляны пленные: сержант Робер Ришомм, рядовые Рене Декуртё и Жак Фёйбуа. Такие действия явно относились к военным преступлениям и народ города Алжир поднялся на борьбу. Мгновенно центр города был забит так, что яблоку не было куда упасть. Люди протестовали против откровенного убийства. За дело взялся Комитет семи, организация, выступающая против независимости Алжира. Во главе ее стоял Пьер Лагайярд, адвокат, офицер-парашютист в прошлом, президент студенческой организации Алжира. Жак Сустель, политический деятель и голлист, в комитете не состоял, но постоянно контактировал с его членами.

Толпа на Форуме у памятника павшим. 13 мая 1958. В центре стоит Лагайярд.


13 мая 1958 началась всеобщая забастовка. Были закрыты магазины, по улицам разъезжали машины с громкоговорителями. В 5 часов вечера Лагайярд, одетый в форму парашютиста, призвал народ идти к зданию Генерального правительства Алжира. Полиция применила против демонстрантов слезоточивый газ, но парашютисты, также охраняющие это здание, явно были на стороне восставших. Кто бы сомневался!

Полиция применила слезоточивый газ.






В ту пору Робер Лакост, губернатор Алжира, был в Париже, куда он отправился по случаю празднования дня Победы. Вскоре резиденция была захвачена, из окон полетели бумаги и пишущие машинки (технику бы пожалели, она не виновата!) и повалил дым. Восставшие жгли документы.

Манифестанты бросают камни.


Толпа входит во дворец.


Документы под ногами восставших.




Генерал Массю предложил назваться монтаньярами, по имени тех членов Конвента, что некогда сидел на самых высоких скамьях, то есть Робеспьера, Сен-Жюста, Кутона и пр. Было решено также создать Комитет Общественного спасения (Это название тоже взяли из времен Французской революции) под председательством Массю. В него вошли... Э-э-э-з... Нет, всех перечислять не буду. Скажу только, что там были как военные, так и гражданские, как французы, так и арабы/кабилы, но только мужчины.

Генерал Массю в мае 1958.


Город Алжир лихорадило долго. Недели две в нем проходили непрерывные демонстрации и манифестации причем, с активным участием мусульман. Некоторые французские газеты той поры пытались представить их действие эдаким внезапным порывом. Мол, братание мусульман и европейцев возникло стихийно... Ничего подобного. Оно было тщательно продумано и организовано офицерами 5 бюро (психологическая служба) и SAU (sections administratives urbaines), аналогом САС в городах. Другое дело, что французы и сами не ожидали такого результата. Видно, людям и вправду до смерти надоела война, гранаты, летящие в окна кафе, и взрывы на улицах. Причем на улицу вышли не только ветераны военных действий (они и раньше Францию поддерживали), не только мусульманская молодежь, но и (небывалый случай!) женщины. Массово. На мой взгляд, май 1958 - это тот момент, когда можно было еще повернуть дело к миру. Если десятки тысяч арабов и кабилов готовы были мирно жить вместе с французами, то еще был шанс. Французы его упустили. Они решили, что лучшим кандидатом на роль главы правительство будет де Голль, не учтя, что этому генералу все проблемы Французского Алжира были до одного места.

В городе Алжир в мае 1958.




На следующий день после захвата здания Генерального правительства, 14 мая, в 5 утра Массю заявил: "Комитет Общественного спасения просит генерала де Голля прервать молчание в виду создания правительства общественного спасения, которое единственное из всех может спасти от потери Алжира."

Массю на балконе 13 мая (подозреваю, что утром 14-го).


15 мая генерал Салан с балкона здания Генерального Правительства призвал к власти де Голля. Правда, злые языки в армии говорили, что сделал это он под дулом автомата. Не знаю, правда это или нет, но то, что тут не обошлось без Леона Дельбека, вице-президента Комитета Общественного спасения и голлиста по совместительству, это точно. Салан сказал: «Мы победим, потому что мы этого заслуживаем, это священный путь во имя величия Франции. Я и мои друзья кричат: "Да здравствует Франция! Да здравствует Французский Алжир!" Дельбек подсказал, как надо продолжать: "Да здравствует де Голль!". Салан послушно повторил эти слова. В общем, кашу в Алжире заварили изрядную и не без помощи голлистов.

Массю, Салан, Дельбек. 15 мая 1958. Рисунок Титвана для "Ле Паризьян".


Надо сказать, что в это самое время в Париже был разброд и шатание. Ибо правительство Гайяра было отстранено от власти еще 15 апреля. И месяц французские политические деятели болтались как дерьмо в проруби искали того, кто возьмется разгребать то, что они там наворотили. Наконец 14 мая такой дурак наконец отыскался премьер-министром стал Пьер Пфлимлен. Он начал формировать свое правительство, но, как вы понимаете, Комитету он нафиг не сдался. Ну вообще никак.

Толпа несет чучело Пфлимлена. Май 1958.


А де Голль тем временем искал популярности у народа и окучивал СМИ. 19 мая он встретился с 5 сотнями (!!!) журналистами и заявил: "То, что происходит сейчас в Алжире... может привести к крайне тяжелому национальному кризису. Но также это может быть началом обновления. Вот почему я еще один раз смогу быть полезным Франции." А потом добавил: "Неужели вы думаете, что в 67 лет я начну карьеру диктатора?". Журналисты так не думали. А зря.

Пресс-конференция де Голля. 19 мая 1958.


Начались переговоры между политиками. Не только в Алжире, но и в метрополии были организованы демонстрации в пользу генерала. Одновременно стартовала операция "Возрождение". На Корсике базировался первый батальон 11 парашютного полка. 24 мая он захватил власть в городах Аяччо (столица острова) и Бастии, а на Корсике был создан свой Комитет Общественного спасения. Путь парашютистам из Алжира в Париж был открыт. Страна реально стояла на пороге гражданской войны. Но удалось договориться с Рене Коти, президентом Франции. 28 мая правительство Пфлимлена ушло в отставку, 1 июня главой Совета министров был назначен де Голль. Говорят, что когда в Алжир пришло известие об этом, первые самолеты с парашютистами уже взлетели. Их вернули на аэродромы. Черноногие и армия возлагали большие надежды на де Голля. Но они просчитались. Хоть он и заявил чуть позже "Я вас понял. Французский Алжир", генерал решил отказаться от этой территории.

Демонстрация в пользу де Голля во Франции. 26 мая 1958.


Ну, это так, если коротко и не касаться политиков, стоявших за спинами восставших.

В мае 1958 в городе Алжир.






Картинки с сайтов:
https://www.gettyimages.com/
http://archives.ecpad.fr/
https://www.charles-de-gaulle.org/
https://www.leparisien.fr/

© 2007-2024 catherine-catty
Использование любых текстовых материалов данного блога допускается при условии обязательного размещения гиперссылки http://catherine-catty.livejournal.com

Война в Алжире, Парашютисты, Массю Жак

Previous post Next post
Up