Полный провал КПСС и саботаж интеллигенции в деле создания оперы победившего социализма. Ч.2

Feb 11, 2018 02:50

Начало:

Полный провал КПСС и саботаж интеллигенции в деле создания оперы победившего социализма. Ч.1
https://cat-779.livejournal.com/524508.html



Vienna State Opera, Vienna, Austria

РУКОВОДСТВО

Министерство культуры СССР и творческие союзы, неправильно понимая творческие взаимоотношения либреттистов и композиторов, ничего не сделали, чтобы наладить непосредственное, индивидуальное общение крупных писателей и композиторов, спо­собствовать их творческой дружбе и постоянному общению на почве больших общих задач искусства.

КОМИССИЯ ПО ДРАМАТУРГИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Комиссия по драматургии Союза советских писателей, ведающая работой по созданию либретто, проявляет полную беспомощность и незаинтересованность этим участком. В комиссии уделяется доволь­но много внимания обсуждениям никому не нужных, заведомо не­годных либретто, однако ничего не делается для решения главной задачи - сплочения ведущих писательских сил вокруг проблемы создания оперного либретто на советскую тему. Длительное время комиссия не в состоянии справиться с такой относительно нетруд­ной задачей, как отбор лучших произведений советской прозы, по­эзии и драмы, могущих быть рекомендованными композиторам в ка­честве либретто для опер. Ничего не предпринимается для того, что­бы помочь группе писателей интересующейся либреттистикой, в ос­воении элементарных основ оперной драматургии.

Год назад состоялось решение Секретариата ССП, которое наме­тило конкретную программу работы писателей над созданием либ­ретто, однако на деле это постановление оказалось забытым. Комис­сия по драматургии фактически бездействует, а контроля исполне­ния со стороны Секретариата нет. Руководитель комиссии А. Софронов не принимает никаких мер к оживлению этой работы в Союзе советских писателей.

ОПЕРНАЯ КОМИССИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Оперная комиссия Союза советских композиторов также длительное время проявляет беспомощность и безынициативность в работе. При определении штатов Союза советских композиторов оперной комис­сии были созданы наиболее благоприятные условия (увеличенный состав руководителей комиссии, повышенные оклады). Однако Союз композиторов не сумел использовать этих преимуществ. Частая сме­на руководителей, назначение некомпетентных лиц, бесконтроль­ность в работе привели к бесплодности ее многолетней деятельно­сти.

Образцами безответственности является, например, практика на­значения руководителей комиссии. За последние два года на долж­ностях ответственных секретарей комиссии перебывали такие лица, как Тихомиров, Магиденко, Светланов, Пантирь и др. Все они не имеют никакого отношения к оперному творчеству, не обладают организационными навыками и, попав на эти должности без доста­точных деловых оснований, проявили полную бездеятельность и не­заинтересованность в работе.

То же относится к председателям оперной комиссии, которые также неоднократно менялись, причем практика смены и назначе­ния их свидетельствует о безответственности Секретариата Союза композиторов. Так, на эту должность был назначен одно время мо­лодой, неопытный композитор Молчанов, который развалил работу комиссии. На его место год назад был назначен музыковед Шавердян, который также ничего не сделал, чтобы улучшить работу комис­сии; получая 2000 рублей в месяц, он почти не участвовал в работе. В данное время Шавердян сменен, причем Секретариат не потребо­вал от него никакого отчеты в работе. С января 1953 года должность вообще была не замещенной. Лишь на днях назначен председателем комиссии композитор Кабалевский.

Референтом комиссии уже более двух лет состоит инженер Хей­фиц, которая ни с какой стороны не связана с музыкой, однако ра­ботает в этой должности и одновременно еще в трех комиссиях: симфонической, хоровой и детской музыки. До Хейфиц (с 1948-1951 г.) на должности референта работала более двух лет Руденко - библиотекарь по специальности. Таким образом, важнейшие руково­дящие должности в оперной комиссии в течение 5 лет не замещены специалистами и превратились в доходную статью для лиц, не имеющих никакого отношения к оперному творчеству и не могущих идейно и организационно возглавить этот участок.

Оперная комиссия Союза советских композиторов занимается больше регистрацией творческих явлений, чем систематической и целенаправленной работой с композиторами и писателями. Вместо повседневной индивидуальной работы с крупными авторами, так­тичных форм помощи им, организации необходимых консультаций, комиссия ограничила свою деятельность казенными по форме засе­даниями с привлечением случайных, не пользующихся авторитетом людей. На этих заседаниях зачастую происходит некомпетентный разбор прослушанных в плохом авторском исполнении произведе­ний и даются узкие рецептурные советы о частных доделках и пере­делках. Такая форма «помощи» не содержит в себе творческого начала; она ничего не дает автору, культивирует вкусовщину, случай­ность оценок и выливается лишь в бесплодные словопрения.

Руководство Союза композиторов ничего не делает, чтобы найти живые индивидуальные формы работы с авторами, обеспечить под­линно творческую атмосферу и действенность общественной помо­щи композиторам.

УПРАВЛЕНИЕ ТЕАТРОВ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ СССР

Управление театров Министерства культуры СССР по своей структуре и формам работы совершенно не обеспечивает условий для развития инициативы и творческой энергии композиторов и пи­сателей. Управление не может выйти из рамок сложившихся фор­мальных методов работы и превратилось в бюрократическую ин­станцию, стоящую между композитором и театром.

Отдел музыкальных театров Управления не может по-настоящему возглавить работу по созданию оперы из-за неудовлетворительности состава работников репертуарно-редакторского отдела. Здесь имеется всего лишь 5 человек, связанных с делом подготовки новых оперных произведений. Из них начальник репертуарно-редакторского отдела Васильев - бывший дирижер оперетты с незаконченным высшим образованием; он не способен по уровню своих знаний решать сложные вопросы оперного жанра. Должность главного музыкаль­ного редактора в отделе не занята в течение 1,5-2 лет. Должность главного литературного редактора занимает малоопытный драматург Тихонов, никак ранее не связанный именно с оперной драматургией. Имеющиеся в отделе два редактора также не являются авторитетны­ми специалистами в области оперной драматургии. Их работа в ос­новном сводится к отсеву заведомо слабых произведений, поступающих в Комитет «самотеком». Систематической индивидуальной работы с авторами, работающими по заказу Комитета над операми, они не ведут, контроль за ходом работы не осуществляют.

Множественность инстанций, разноречивость суждений, подчас мелочная опека и прямое или косвенное администрирование неред­ко дезориентируют авторов, создают нервозную обстановку, тормо­зят и обезличивают творческий процесс. В этом смысле показатель­на история с оперой «Богдан Хмельницкий» Данькевича (11). После критики «Правды» автор совместно с либреттистами внес ряд улуч­шений в оперу, ЦК КП Украины одобрил новый вариант либретто, опера была вновь поставлена и получила одобрение; однако затем ЦК КП Украины потребовал от авторов новых изменений. Это за­метно отразилось на композиторе и выбило его из творческого со­стояния.

Имеются и другие аналогичные факты. Так, например, об­суждением либретто «Кавалер золотой звезды» (12) в новосибирском обкоме КПСС занимались почти все отделы обкома и особенно много сельскохозяйственный отдел. Тем не менее, в опере оказались повторенными многие недостатки оперы «От всего сердца», большая тема сведена к мелким несущественным недоразумениям. Либретто и музыка оперы «Хождение по мукам» (13)(???) после одобрения их в бывшем Комитете по делам искусств при Совете Министров СССР с участи­ем представителя Комитета по делам искусств при Совете Министре РСФСР, по запоздалому требованию председателя Комитета по де­лам искусств при Совете Министров РСФСР т. Будаева, были вновь поставлены на обсуждение. В результате выявились серьезные изъяны в опере, хотя она уже целиком окончена автором. Все это гово­рит о тенденциях перестраховки у организаций вместо помощи авто­рам и о поверхностном подходе к произведениям на ответственных этапах их создания.

Отсутствие своевременной полноценной и всесторонней квали­фицированной консультации либреттисту и композитору часто явля­ется причиной провала уже поставленных театрами опер. Серьезные идейные, драматические и прочие коренные недостатки сценария, либретто обнаружились на генеральных репетициях постановок опер «Декабристы» Ю. Шапорина в ГАБТс и «Угрюм река» в Ленинград­ском малом оперном театре. Авторам и театрам пришлось многое в них переработать заново.

В Управлении театров отсутствует специальный сектор подготов­ки сценариев и либретто для опер. Никто этот процесс не организует, не изучает, не планирует. Это одна из причин многих и больших длительных затруднений в работе композиторов и либреттистов.

Комитет по делам искусств в недавнем прошлом неоднократно проявлял беспринципность в деле заказа новых опер. Об этом свиде­тельствует вышеуказанный факт с операми «Далеко от Москвы» и «Гроза» композитора Дзержинского. Вместо того чтобы стимулиро­вать работу композитора Коваля над доработкой нужной оперы «Емельян Пугачев», Комитет заключил с ним договор на совершенно неактуальную оперу «Граф Нулин» и т.д. Тем самым композиторы систематически отвлекаются от решения основных задач в области оперного жанра.

За прошедшие годы руководители творческих союзов и бывшего Комитета по делам искусств (тт. Фадеев, Беспалов, Хренников) ни разу не вызвали для индивидуальной беседы по вопросам оперы вы­дающихся композиторов и драматургов, (если не считать Ю.Шапорина с оперой «Декабристы») не попытались установить с ними деловые и творческие связи, выяснить их нужды, проявить внимание к их работе в этой области. Подобная незаинтересован­ность не может не влиять отрицательно на энергию авторов, снижает их интерес к опере.

Республиканские комитеты по делам искусств также неудовле­творительно ведут работу по заказу и подготовке новых опер. Коми­тет Российской Федерации за последний год реализовал лишь один заказ («В грозный год» Крейтнера). Заказав еще в 1950 году некото­рые оперы («Бабье лето» Голубенцева, балет «Свет над долиной» Ряузова), Комитет до сих пор не добился завершения их авторами. В данное время новых заказов Комитет не осуществляет, ограничива­ясь переводами некоторых опер (татарская, чешская), или «увязкой» работы композиторов непосредственно с театрами (Новосибирским, Молотовским, Горьковским, Саратовским и др.).

Комитет по делам искусств Украинской республики излишнее внимание уделяет заказу балетов («Весенняя сказка» Нахабина, «Ко­ролевство кривых зеркал» Рожевской, балет Жуковского на тему о воссоединении Украины). Из новых опер заказаны лишь: «Милана» композитору Майбороде (к 300-летию Украины), «Довбуш» Дюдкевичу, «Северная Аврора» Мейтусу. Первые две оперы сочиняются уже много лет.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Практика показывает, что многие круп­ные композиторы избегают обращаться к оперному жанру, а предпо­читают систематически получать заказы от Министерства кинема­тографии на создание музыки к фильмам. За небольшое количество такой музыки (несколько песен и иллюстрирующих эпизодов) ком­позитор получает большие суммы, причем незначительная творче­ская ответственность и затрачиваемая энергия при создании музыки для кинофильмов несравнимы с большим и ответственным трудом оперного композитора. Так, например, композитор Шостакович за 5 лет (с 1948-1952 гг.) написал небольшое количество музыки для 8 фильмов, получив за это более 600 тыс. рублей; Хачатурян за семь фильмов получил 500 тыс. руб.; Хренников за то же время написал музыку к шести фильмам (практически по одной - две массовых песни) и получил более 300 тыс. рублей; Крюков за девять фильмов получил около 550 тыс. рублей; Шебалин - за шесть фильмов 300 тыс. рублей, молодой композитор Муравлев за два года успел уже написать музыку к трем фильмам и получил за это 75 тыс. руб. и т.д.

Создание оперы - крупной музыкальной формы связано обычно с большими и длительными переделками и доработкой, всесторон­ней общественной критикой произведения и, в конечном счете, - в случае неудачи - ставит под сомнение идейно-творческий авторитет композитора. При всем этом, труд его оплачивается значительно ниже, чем за музыку для фильмов (не более 60 тыс. за музыку оперы, в то время, как за фильм, считая выплату потиражных - до 75 тысяч с последующими повторными гонорарами за возобновляемый тираж еще 50 тысяч). К этому следует добавить и то обстоятельство, что крупный композитор, привлекаемый к созданию музыки для большого фильма, как правило, включается в состав группы, выдвигае­мой на Сталинскую премию за создание фильма.

Крайне заниженными также являются ставки авторского гонора­ра за издание клавиров и партитур опер (от 10 до 12 тысяч рублей).

Все это приводит практически к тому, что крупные композиторы отказываются от работы над оперой и пишут преимущественно му­зыку для кинофильмов.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Композитор в настоящее время почти лишен права на опыт и эксперимент в каком-либо театре, особенно в Москве и Ленинграде.

Сосредоточив у себя прием либретто и музыки, Управление теат­ров Министерства культуры СССР недостаточно поощряет инициа­тиву театров периферии. В большинстве театров не ведется настоя­щей работы с авторами. Слабо используются для этой цели такие те­атры, как филиал Большого театра, Малый оперный театр в Ленин­граде. Наиболее хорошо проявивший себя в этом отношении за последнее время театр им. Станиславского находится в ведении город­ского управления, а потому и не располагает необходимыми воз­можностями для ведения активной творческой работы по постановке новых опер.

Плохо работают над созданием нового репертуара основные ве­дущие театры союзного подчинения, хотя они располагают для этой работы специальными большими средствами. Художественное руко­водство ГАБТа (Голованов и др.), Ленинградского театра им. С. М. Ки­рова (Хайкин) по существу стоит полностью в стороне от этого важного дела. Подбор кадров на должности завлитов этих театров не­удовлетворителен. Работающие в настоящее время в ГАБТе - Орешников, в театре им. Кирова - Дзержинский, в Ленинградском оперном театре - Богданов-Березовский являются случайными людьми, не имеющими достаточных знаний и необходимого организационного опыта в оперном искусстве. В результате этою работни­ки, призванные по своим функциям организовать совместную работу композитора и театра, проваливают ее. Фактически оказались со­рванными заказы ГАБТа на сочинение опер, данные Шостаковичу, Макаровой, Мурадели и другим композиторам. Эта же незаинтересованность привела к провалу совещания либреттистов в Ленинграде, на которое руководители оперных театров (директор театра им. Ки­рова Орлов, худрук. Хайкин) даже не явились.

КРИТИКА

Печать не только не содействует рождению полноцен­ной советской оперы, но нередко своей некомпетентностью и одно­сторонней, а зачастую неоправданно уничтожающей оценкой, содей­ствует провалу новых опер, их полной дискредитации. Таковы, на­пример, «разносная» статья об опере «Угрюм-река», помещенная в «Ленинградской правде», необъективная, безграмотная статья в «Ли­тературной газете», целиком, зачеркнувшая оперу «Декабристы» и др.

Нередко подводя под рубрику «идейно-порочных» отдельные не­совершенства либретто и драматургии опер, не делая грани между недоработанностью и коренными идейными пороками произведе­ний, газеты тем самым создают у композиторов неправильные демо­билизующие настроения, сеют неуверенность в силах и способностях создавать художественно правдивые произведения. Это заметно спо­собствует нежеланию композиторов писать оперы и заставляет их работать в других жанрах.

Все эти и многие другие причины, тормозящие дело создания со­ветской оперы, не изучаются по серьезному и не устраняются ни в Министерстве культуры, ни в творческих союзах.

III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Считали бы необходимым:

1. Провести в ЦК КПСС совещание руководителей Министерства культуры СССР, Союзов композиторов и писателей по вопросу о положении с оперой. На совещании заслушать сообщения тт. Беспа­лова, Кабалевского и Софронова, а также содоклад представителя Отдела науки и культуры ЦК КПСС. Указать тт. Беспалову, Софронову и Хренникову на неудовлетворительность их личного организационного руководства делом создания оперы, подвергнуть резкой критике деятельность подведомственных им организаций и предупредить их о персональной ответственности за дальнейшую организацию и сплочение творческих сил для решения вопроса о создании советской оперы.

2. Обязать Министерство культуры и творческие Союзы обеспечить в индивидуальном порядке максимально благоприятные усло­вия для работы небольшой группы ведущих композиторов, способ­ных создать перелом в оперном жанре (Шостакович, Кабалевский, Хренников и др.): заключить с ними договоры на создание опер, связанных с темами современности и освободить их от всех излишних нагрузок, мешающих творческой работе.

Рекомендовать сосредоточить основные усилия для быстрейшего завершения работы над такими операми на советскую тему, как: «Октябрь» Мурадели, «Щорс» Лятошинского, «Как закалялась сталь» Чистякова, «Никита Вершинин» Кабалевского, «Заря» Молчанова, а также над другими, начатыми и значительными по замыслу произве­дениями: «Декабристы» Шапорина, «Мать» Хренникова, «Угрюм-река» Френкеля, «Емельян Пугачев» Коваля, «Северная Аврора» Мейтуса, «Чапаев» Шостаковича и др.

3. Поставить вопрос перед Правительством об улучшении матери­альных условий композиторов, в частности о разрешении Министер­ству культуры в отдельных случаях выплачивать ведущим компози­торам и либреттистам, работающим над операми на значительные темы, повышенные гонорары до 150 тысяч рублей за оперу, о разре­шении Министерству выплачивать композиторам и литераторам ра­зовые суммы в размере до 10 тысяч рублей за право постановки опе­ры более чем в пяти театрах, об увеличении на 100% гонорара за из­дание оперных произведений и суммы авторских отчислений за исполнение опер в размере до двух процентов сверх существующих ставок.

4. Организовать в 1953-1954 гг. конкурс на создание оперы. Конкурс провести в два-три тура: открытый на сочинение сценария и либретто, затем закрытый на создание музыки на текст премирован­ного либретто.

5. Обязать Министерство культуры СССР и творческие союзы пересмотреть и улучшить существующую систему организационных и творческих взаимоотношений с композиторами, а также порядок го­сударственных заказов, приема и постановки оперных произведений, ликвидировав множественность принимающих инстанций и устранив формальные методы руководства этим участком работы.

Имеется в виду ликвидировать практику многочисленных прослушиваний произведения на разных этапах его создания различны­ми отдельными организациями: Союзом композиторов, Управлением театров Министерства культуры, партийными организациями, худо­жественными советами и т.д. Установить порядок разовых просмотров произведений лишь на наиболее ответственных этапах их сочи­нений объединенной комиссией из высококвалифицированных представителей всех заинтересованных организаций.

6. Реорганизовать структуру Отдела Управления театров Мини­стерства культуры. Учредить сектор подготовки сценариев и либрет­то. Укрепить кадры редакторов и других руководящих лиц управле­ния.

7. Рассмотреть вопрос о создании наиболее благоприятных усло­вий для экспериментальной работы по созданию и постановке новых оперных произведений в Ленинградском Малом оперном театре и Московском музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко, который следовало бы перевести в группу театров союз­ного подчинения.

Что касается Большого театра, то здесь установить порядок, при котором на основной сцене должна вестись работа по усовершенст­вованию новых, уже апробированных советских опер, а филиал теат­ра должен быть использован для экспериментальной работы над впервые идущими операми.

8. Провести мероприятия по укреплению кадров заведующих ли­тературной частью в основных театрах союзного подчинения.

9. Выступить на страницах центральной печати (газета «Правда») по вопросу о состоянии дела создания советской оперы и о работе в связи с этим творческих Союзов и театров.

10. Создать комиссию в составе тт. Румянцева (созыв), Тарасова, Беспалова, Хренникова, Ярустовского, Софронова, Бузина, Анисимова для рассмотрения затронутых вопросов и выработки практиче­ских мероприятий по улучшению дела создания советской оперы.

Просим Вашего решения.

А. Румянцев
П. Тарасов
Б. Ярустовский

Помета: «В архив. Представлена измененная записка. А. Соловьев 22. 09. 1953».
Ф. 5. Оп. 17. Д. 445. Л. 17-33. Подлинник.

К содержанию

О состоянии советской оперы. ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Кабалевский Д. Б. (1904-1970) - композитор, народный артист СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1974). Оперы «Кола Брюньон» (1937), «Семья Тараса» (1950) и др. Опера «Никита Вершинин» была впервые по­ставлена в Москве в 1955 г.

(2) Опера «Угрюм-река» Я. А. Френкеля по роману В. Шишкова впервые была по­ставлена в Ленинграде в 1951 г.

(3) Опера Хренникова «Мать» была завершена в 1957 г.

(4) В опере В. И. Мурадели «Октябрь» композитор попытался воплотить некоторые черты образа В.И. Ленина вокальными средствами (1961, концертное исполнение; 1964 Большой театр)

(5) Дзержинский И. И. (1909-1978) - композитор, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии (1950). Оперы: «Тихий Дон» по М.А.Шолохову (постановка 1935, Ленинградский малый оперный театр) сыграла видную роль в разработке советской оперы (2-я часть под названием «Григорий Ме­лихов», 1967, Ленинградский театр оперы и балета); «Гроза» (по А.Н.Островскому, 1940-1955); «Далеко от Москвы» (по В. Н. Ажаеву, 1954, Ленинград­ский малый оперный театр).

(6) Шостакович Д. Д. (1906-1975) - композитор, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966), Сталинские и Государственные пре­мии СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), лауреат Международной премии мира (1954), Ленинской премии (1958). Автор опер «Нос» (1928), «Катерина Измайлова» (2-я редакция 1962); балетов «Золотой век» (1930), «Болт» (1931), «Светлый ручей» (1935); оперетты «Москва, Черемушки» (1959); симфонической поэмы «Казнь Степана Разина» (1967); 19 симфоний и других произведений.

(7) Хачатурян А. И. (1903-1978) - композитор, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1973). За создание «Симфонии-поэмы», посвященной 30-летию Октября, подвергся критике на Совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б) (1948, январь) как композитор, «придержи­вающийся формалистического направления» (редакционная статья «Корен­ные вопросы развития советской музыки». - Правда. 1948. 24 марта). В по­становлении ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели» назван в числе композиторов, «в творчестве которых особенно наглядно представлены формалистические извращения, антидемократические тенденции в музыке, чуждые советскому народу и его художественным вку­сам» // Правда. 1948. 11 февраля; см. также: Т. Ливанова. Арам Хачатурян и его критики // Советская музыка. 1948. № 5. С. 40-48.

(8) Чайковский Б. А. (1925) - композитор, народный артист РСФСР. Опера «Звезда», симфонические произведения. Государственная премия СССР 1957 г.

(9) Молчанов К. В. (1922-1982) - композитор, заслуженный деятель искусства РСФСР (1963). Оперы «Неизвестный солдат» (1967), «Русская женщина» (1969), «Зори здесь тихие» (1973) и др. Опера «Каменный цветок» по мотивам уральских сказов П. П. Бажова написана в 1950 г., шла в Московском му­зыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

(10) Тулебаев М. Т. (р. 1913) - казахский, советский композитор, народный ар­тист СССР, председатель Союза композиторов Казахстана (1956-1960), ав­тор опер и музыки Государственного гимна Казахской ССР. Опера «Биржан и Сара» (1946, 2-я редакция 1957 г.) удостоена Сталинской премии в 1949 г

(11) Данькевич К. Ф. (р. 1905) - композитор, народный артист СССР. Профес­сор Киевской, Одесской консерваторий.

(12) Автор оперы «Кавалер золотой звезды» по книге С. Бабаевского - Ю. Бирюков.

(13) Автор оперы «Хождение по мукам» по книге А. Н. Толстого - А. Спадавеккиа.

Читать по теме:

Династия коммерческих клонов мегагосударства. Звездопад Закировых.
https://cat-779.livejournal.com/523749.html

1966 г. Муслим Магомаев-коммерческий клон. Каватина Фигаро из оперы "Севильский цирюльник".
https://cat-779.livejournal.com/523461.html

Источники:
Создание советской оперы
https://studopedia.org/14-27118.html
Поиски советской идентичности в музыкальной культуре 1930- 1940-х годов: лиризация дискурса
http://magazines.russ.ru/nlo/2009/100/ra15-pr.html
ЗАПИСКА ОТДЕЛА НАУКИ И КУЛЬТУРЫ ЦК КПСС О СОСТОЯНИИ СОВЕТСКОЙ ОПЕРЫ
http://www.norma40.ru/articles/sovetskayaoperasostoyaniye.htm
Top 10 Opera Houses in the World
https://www.pandotrip.com/top-10-opera-houses-in-the-world-17123/

социализм, СССР, опера, революция

Previous post Next post
Up