Начало:
Полный провал КПСС и саботаж интеллигенции в деле создания оперы победившего социализма. Ч.1
https://cat-779.livejournal.com/524508.html
Vienna State Opera, Vienna, Austria
РУКОВОДСТВО
Министерство культуры СССР и творческие союзы, неправильно понимая творческие взаимоотношения либреттистов и композиторов, ничего не сделали, чтобы наладить непосредственное, индивидуальное общение крупных писателей и композиторов, способствовать их творческой дружбе и постоянному общению на почве больших общих задач искусства.
КОМИССИЯ ПО ДРАМАТУРГИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Комиссия по драматургии Союза советских писателей, ведающая работой по созданию либретто, проявляет полную беспомощность и незаинтересованность этим участком. В комиссии уделяется довольно много внимания обсуждениям никому не нужных, заведомо негодных либретто, однако ничего не делается для решения главной задачи - сплочения ведущих писательских сил вокруг проблемы создания оперного либретто на советскую тему. Длительное время комиссия не в состоянии справиться с такой относительно нетрудной задачей, как отбор лучших произведений советской прозы, поэзии и драмы, могущих быть рекомендованными композиторам в качестве либретто для опер. Ничего не предпринимается для того, чтобы помочь группе писателей интересующейся либреттистикой, в освоении элементарных основ оперной драматургии.
Год назад состоялось решение Секретариата ССП, которое наметило конкретную программу работы писателей над созданием либретто, однако на деле это постановление оказалось забытым. Комиссия по драматургии фактически бездействует, а контроля исполнения со стороны Секретариата нет. Руководитель комиссии А. Софронов не принимает никаких мер к оживлению этой работы в Союзе советских писателей.
ОПЕРНАЯ КОМИССИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Оперная комиссия Союза советских композиторов также длительное время проявляет беспомощность и безынициативность в работе. При определении штатов Союза советских композиторов оперной комиссии были созданы наиболее благоприятные условия (увеличенный состав руководителей комиссии, повышенные оклады). Однако Союз композиторов не сумел использовать этих преимуществ. Частая смена руководителей, назначение некомпетентных лиц, бесконтрольность в работе привели к бесплодности ее многолетней деятельности.
Образцами безответственности является, например, практика назначения руководителей комиссии. За последние два года на должностях ответственных секретарей комиссии перебывали такие лица, как Тихомиров, Магиденко, Светланов, Пантирь и др. Все они не имеют никакого отношения к оперному творчеству, не обладают организационными навыками и, попав на эти должности без достаточных деловых оснований, проявили полную бездеятельность и незаинтересованность в работе.
То же относится к председателям оперной комиссии, которые также неоднократно менялись, причем практика смены и назначения их свидетельствует о безответственности Секретариата Союза композиторов. Так, на эту должность был назначен одно время молодой, неопытный композитор Молчанов, который развалил работу комиссии. На его место год назад был назначен музыковед Шавердян, который также ничего не сделал, чтобы улучшить работу комиссии; получая 2000 рублей в месяц, он почти не участвовал в работе. В данное время Шавердян сменен, причем Секретариат не потребовал от него никакого отчеты в работе. С января 1953 года должность вообще была не замещенной. Лишь на днях назначен председателем комиссии композитор Кабалевский.
Референтом комиссии уже более двух лет состоит инженер Хейфиц, которая ни с какой стороны не связана с музыкой, однако работает в этой должности и одновременно еще в трех комиссиях: симфонической, хоровой и детской музыки. До Хейфиц (с 1948-1951 г.) на должности референта работала более двух лет Руденко - библиотекарь по специальности. Таким образом, важнейшие руководящие должности в оперной комиссии в течение 5 лет не замещены специалистами и превратились в доходную статью для лиц, не имеющих никакого отношения к оперному творчеству и не могущих идейно и организационно возглавить этот участок.
Оперная комиссия Союза советских композиторов занимается больше регистрацией творческих явлений, чем систематической и целенаправленной работой с композиторами и писателями. Вместо повседневной индивидуальной работы с крупными авторами, тактичных форм помощи им, организации необходимых консультаций, комиссия ограничила свою деятельность казенными по форме заседаниями с привлечением случайных, не пользующихся авторитетом людей. На этих заседаниях зачастую происходит некомпетентный разбор прослушанных в плохом авторском исполнении произведений и даются узкие рецептурные советы о частных доделках и переделках. Такая форма «помощи» не содержит в себе творческого начала; она ничего не дает автору, культивирует вкусовщину, случайность оценок и выливается лишь в бесплодные словопрения.
Руководство Союза композиторов ничего не делает, чтобы найти живые индивидуальные формы работы с авторами, обеспечить подлинно творческую атмосферу и действенность общественной помощи композиторам.
УПРАВЛЕНИЕ ТЕАТРОВ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ СССР
Управление театров Министерства культуры СССР по своей структуре и формам работы совершенно не обеспечивает условий для развития инициативы и творческой энергии композиторов и писателей. Управление не может выйти из рамок сложившихся формальных методов работы и превратилось в бюрократическую инстанцию, стоящую между композитором и театром.
Отдел музыкальных театров Управления не может по-настоящему возглавить работу по созданию оперы из-за неудовлетворительности состава работников репертуарно-редакторского отдела. Здесь имеется всего лишь 5 человек, связанных с делом подготовки новых оперных произведений. Из них начальник репертуарно-редакторского отдела Васильев - бывший дирижер оперетты с незаконченным высшим образованием; он не способен по уровню своих знаний решать сложные вопросы оперного жанра. Должность главного музыкального редактора в отделе не занята в течение 1,5-2 лет. Должность главного литературного редактора занимает малоопытный драматург Тихонов, никак ранее не связанный именно с оперной драматургией. Имеющиеся в отделе два редактора также не являются авторитетными специалистами в области оперной драматургии. Их работа в основном сводится к отсеву заведомо слабых произведений, поступающих в Комитет «самотеком». Систематической индивидуальной работы с авторами, работающими по заказу Комитета над операми, они не ведут, контроль за ходом работы не осуществляют.
Множественность инстанций, разноречивость суждений, подчас мелочная опека и прямое или косвенное администрирование нередко дезориентируют авторов, создают нервозную обстановку, тормозят и обезличивают творческий процесс. В этом смысле показательна история с оперой «Богдан Хмельницкий» Данькевича (11). После критики «Правды» автор совместно с либреттистами внес ряд улучшений в оперу, ЦК КП Украины одобрил новый вариант либретто, опера была вновь поставлена и получила одобрение; однако затем ЦК КП Украины потребовал от авторов новых изменений. Это заметно отразилось на композиторе и выбило его из творческого состояния.
Имеются и другие аналогичные факты. Так, например, обсуждением либретто «Кавалер золотой звезды» (12) в новосибирском обкоме КПСС занимались почти все отделы обкома и особенно много сельскохозяйственный отдел. Тем не менее, в опере оказались повторенными многие недостатки оперы «От всего сердца», большая тема сведена к мелким несущественным недоразумениям. Либретто и музыка оперы «Хождение по мукам» (13)(???) после одобрения их в бывшем Комитете по делам искусств при Совете Министров СССР с участием представителя Комитета по делам искусств при Совете Министре РСФСР, по запоздалому требованию председателя Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР т. Будаева, были вновь поставлены на обсуждение. В результате выявились серьезные изъяны в опере, хотя она уже целиком окончена автором. Все это говорит о тенденциях перестраховки у организаций вместо помощи авторам и о поверхностном подходе к произведениям на ответственных этапах их создания.
Отсутствие своевременной полноценной и всесторонней квалифицированной консультации либреттисту и композитору часто является причиной провала уже поставленных театрами опер. Серьезные идейные, драматические и прочие коренные недостатки сценария, либретто обнаружились на генеральных репетициях постановок опер «Декабристы» Ю. Шапорина в ГАБТс и «Угрюм река» в Ленинградском малом оперном театре. Авторам и театрам пришлось многое в них переработать заново.
В Управлении театров отсутствует специальный сектор подготовки сценариев и либретто для опер. Никто этот процесс не организует, не изучает, не планирует. Это одна из причин многих и больших длительных затруднений в работе композиторов и либреттистов.
Комитет по делам искусств в недавнем прошлом неоднократно проявлял беспринципность в деле заказа новых опер. Об этом свидетельствует вышеуказанный факт с операми «Далеко от Москвы» и «Гроза» композитора Дзержинского. Вместо того чтобы стимулировать работу композитора Коваля над доработкой нужной оперы «Емельян Пугачев», Комитет заключил с ним договор на совершенно неактуальную оперу «Граф Нулин» и т.д. Тем самым композиторы систематически отвлекаются от решения основных задач в области оперного жанра.
За прошедшие годы руководители творческих союзов и бывшего Комитета по делам искусств (тт. Фадеев, Беспалов, Хренников) ни разу не вызвали для индивидуальной беседы по вопросам оперы выдающихся композиторов и драматургов, (если не считать Ю.Шапорина с оперой «Декабристы») не попытались установить с ними деловые и творческие связи, выяснить их нужды, проявить внимание к их работе в этой области. Подобная незаинтересованность не может не влиять отрицательно на энергию авторов, снижает их интерес к опере.
Республиканские комитеты по делам искусств также неудовлетворительно ведут работу по заказу и подготовке новых опер. Комитет Российской Федерации за последний год реализовал лишь один заказ («В грозный год» Крейтнера). Заказав еще в 1950 году некоторые оперы («Бабье лето» Голубенцева, балет «Свет над долиной» Ряузова), Комитет до сих пор не добился завершения их авторами. В данное время новых заказов Комитет не осуществляет, ограничиваясь переводами некоторых опер (татарская, чешская), или «увязкой» работы композиторов непосредственно с театрами (Новосибирским, Молотовским, Горьковским, Саратовским и др.).
Комитет по делам искусств Украинской республики излишнее внимание уделяет заказу балетов («Весенняя сказка» Нахабина, «Королевство кривых зеркал» Рожевской, балет Жуковского на тему о воссоединении Украины). Из новых опер заказаны лишь: «Милана» композитору Майбороде (к 300-летию Украины), «Довбуш» Дюдкевичу, «Северная Аврора» Мейтусу. Первые две оперы сочиняются уже много лет.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Практика показывает, что многие крупные композиторы избегают обращаться к оперному жанру, а предпочитают систематически получать заказы от Министерства кинематографии на создание музыки к фильмам. За небольшое количество такой музыки (несколько песен и иллюстрирующих эпизодов) композитор получает большие суммы, причем незначительная творческая ответственность и затрачиваемая энергия при создании музыки для кинофильмов несравнимы с большим и ответственным трудом оперного композитора. Так, например, композитор Шостакович за 5 лет (с 1948-1952 гг.) написал небольшое количество музыки для 8 фильмов, получив за это более 600 тыс. рублей; Хачатурян за семь фильмов получил 500 тыс. руб.; Хренников за то же время написал музыку к шести фильмам (практически по одной - две массовых песни) и получил более 300 тыс. рублей; Крюков за девять фильмов получил около 550 тыс. рублей; Шебалин - за шесть фильмов 300 тыс. рублей, молодой композитор Муравлев за два года успел уже написать музыку к трем фильмам и получил за это 75 тыс. руб. и т.д.
Создание оперы - крупной музыкальной формы связано обычно с большими и длительными переделками и доработкой, всесторонней общественной критикой произведения и, в конечном счете, - в случае неудачи - ставит под сомнение идейно-творческий авторитет композитора. При всем этом, труд его оплачивается значительно ниже, чем за музыку для фильмов (не более 60 тыс. за музыку оперы, в то время, как за фильм, считая выплату потиражных - до 75 тысяч с последующими повторными гонорарами за возобновляемый тираж еще 50 тысяч). К этому следует добавить и то обстоятельство, что крупный композитор, привлекаемый к созданию музыки для большого фильма, как правило, включается в состав группы, выдвигаемой на Сталинскую премию за создание фильма.
Крайне заниженными также являются ставки авторского гонорара за издание клавиров и партитур опер (от 10 до 12 тысяч рублей).
Все это приводит практически к тому, что крупные композиторы отказываются от работы над оперой и пишут преимущественно музыку для кинофильмов.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
Композитор в настоящее время почти лишен права на опыт и эксперимент в каком-либо театре, особенно в Москве и Ленинграде.
Сосредоточив у себя прием либретто и музыки, Управление театров Министерства культуры СССР недостаточно поощряет инициативу театров периферии. В большинстве театров не ведется настоящей работы с авторами. Слабо используются для этой цели такие театры, как филиал Большого театра, Малый оперный театр в Ленинграде. Наиболее хорошо проявивший себя в этом отношении за последнее время театр им. Станиславского находится в ведении городского управления, а потому и не располагает необходимыми возможностями для ведения активной творческой работы по постановке новых опер.
Плохо работают над созданием нового репертуара основные ведущие театры союзного подчинения, хотя они располагают для этой работы специальными большими средствами. Художественное руководство ГАБТа (Голованов и др.), Ленинградского театра им. С. М. Кирова (Хайкин) по существу стоит полностью в стороне от этого важного дела. Подбор кадров на должности завлитов этих театров неудовлетворителен. Работающие в настоящее время в ГАБТе - Орешников, в театре им. Кирова - Дзержинский, в Ленинградском оперном театре - Богданов-Березовский являются случайными людьми, не имеющими достаточных знаний и необходимого организационного опыта в оперном искусстве. В результате этою работники, призванные по своим функциям организовать совместную работу композитора и театра, проваливают ее. Фактически оказались сорванными заказы ГАБТа на сочинение опер, данные Шостаковичу, Макаровой, Мурадели и другим композиторам. Эта же незаинтересованность привела к провалу совещания либреттистов в Ленинграде, на которое руководители оперных театров (директор театра им. Кирова Орлов, худрук. Хайкин) даже не явились.
КРИТИКА
Печать не только не содействует рождению полноценной советской оперы, но нередко своей некомпетентностью и односторонней, а зачастую неоправданно уничтожающей оценкой, содействует провалу новых опер, их полной дискредитации. Таковы, например, «разносная» статья об опере «Угрюм-река», помещенная в «Ленинградской правде», необъективная, безграмотная статья в «Литературной газете», целиком, зачеркнувшая оперу «Декабристы» и др.
Нередко подводя под рубрику «идейно-порочных» отдельные несовершенства либретто и драматургии опер, не делая грани между недоработанностью и коренными идейными пороками произведений, газеты тем самым создают у композиторов неправильные демобилизующие настроения, сеют неуверенность в силах и способностях создавать художественно правдивые произведения. Это заметно способствует нежеланию композиторов писать оперы и заставляет их работать в других жанрах.
Все эти и многие другие причины, тормозящие дело создания советской оперы, не изучаются по серьезному и не устраняются ни в Министерстве культуры, ни в творческих союзах.
III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Считали бы необходимым:
1. Провести в ЦК КПСС совещание руководителей Министерства культуры СССР, Союзов композиторов и писателей по вопросу о положении с оперой. На совещании заслушать сообщения тт. Беспалова, Кабалевского и Софронова, а также содоклад представителя Отдела науки и культуры ЦК КПСС. Указать тт. Беспалову, Софронову и Хренникову на неудовлетворительность их личного организационного руководства делом создания оперы, подвергнуть резкой критике деятельность подведомственных им организаций и предупредить их о персональной ответственности за дальнейшую организацию и сплочение творческих сил для решения вопроса о создании советской оперы.
2. Обязать Министерство культуры и творческие Союзы обеспечить в индивидуальном порядке максимально благоприятные условия для работы небольшой группы ведущих композиторов, способных создать перелом в оперном жанре (Шостакович, Кабалевский, Хренников и др.): заключить с ними договоры на создание опер, связанных с темами современности и освободить их от всех излишних нагрузок, мешающих творческой работе.
Рекомендовать сосредоточить основные усилия для быстрейшего завершения работы над такими операми на советскую тему, как: «Октябрь» Мурадели, «Щорс» Лятошинского, «Как закалялась сталь» Чистякова, «Никита Вершинин» Кабалевского, «Заря» Молчанова, а также над другими, начатыми и значительными по замыслу произведениями: «Декабристы» Шапорина, «Мать» Хренникова, «Угрюм-река» Френкеля, «Емельян Пугачев» Коваля, «Северная Аврора» Мейтуса, «Чапаев» Шостаковича и др.
3. Поставить вопрос перед Правительством об улучшении материальных условий композиторов, в частности о разрешении Министерству культуры в отдельных случаях выплачивать ведущим композиторам и либреттистам, работающим над операми на значительные темы, повышенные гонорары до 150 тысяч рублей за оперу, о разрешении Министерству выплачивать композиторам и литераторам разовые суммы в размере до 10 тысяч рублей за право постановки оперы более чем в пяти театрах, об увеличении на 100% гонорара за издание оперных произведений и суммы авторских отчислений за исполнение опер в размере до двух процентов сверх существующих ставок.
4. Организовать в 1953-1954 гг. конкурс на создание оперы. Конкурс провести в два-три тура: открытый на сочинение сценария и либретто, затем закрытый на создание музыки на текст премированного либретто.
5. Обязать Министерство культуры СССР и творческие союзы пересмотреть и улучшить существующую систему организационных и творческих взаимоотношений с композиторами, а также порядок государственных заказов, приема и постановки оперных произведений, ликвидировав множественность принимающих инстанций и устранив формальные методы руководства этим участком работы.
Имеется в виду ликвидировать практику многочисленных прослушиваний произведения на разных этапах его создания различными отдельными организациями: Союзом композиторов, Управлением театров Министерства культуры, партийными организациями, художественными советами и т.д. Установить порядок разовых просмотров произведений лишь на наиболее ответственных этапах их сочинений объединенной комиссией из высококвалифицированных представителей всех заинтересованных организаций.
6. Реорганизовать структуру Отдела Управления театров Министерства культуры. Учредить сектор подготовки сценариев и либретто. Укрепить кадры редакторов и других руководящих лиц управления.
7. Рассмотреть вопрос о создании наиболее благоприятных условий для экспериментальной работы по созданию и постановке новых оперных произведений в Ленинградском Малом оперном театре и Московском музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко, который следовало бы перевести в группу театров союзного подчинения.
Что касается Большого театра, то здесь установить порядок, при котором на основной сцене должна вестись работа по усовершенствованию новых, уже апробированных советских опер, а филиал театра должен быть использован для экспериментальной работы над впервые идущими операми.
8. Провести мероприятия по укреплению кадров заведующих литературной частью в основных театрах союзного подчинения.
9. Выступить на страницах центральной печати (газета «Правда») по вопросу о состоянии дела создания советской оперы и о работе в связи с этим творческих Союзов и театров.
10. Создать комиссию в составе тт. Румянцева (созыв), Тарасова, Беспалова, Хренникова, Ярустовского, Софронова, Бузина, Анисимова для рассмотрения затронутых вопросов и выработки практических мероприятий по улучшению дела создания советской оперы.
Просим Вашего решения.
А. Румянцев
П. Тарасов
Б. Ярустовский
Помета: «В архив. Представлена измененная записка. А. Соловьев 22. 09. 1953».
Ф. 5. Оп. 17. Д. 445. Л. 17-33. Подлинник.
К содержанию
О состоянии советской оперы. ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Кабалевский Д. Б. (1904-1970) - композитор, народный артист СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1974). Оперы «Кола Брюньон» (1937), «Семья Тараса» (1950) и др. Опера «Никита Вершинин» была впервые поставлена в Москве в 1955 г.
(2) Опера «Угрюм-река» Я. А. Френкеля по роману В. Шишкова впервые была поставлена в Ленинграде в 1951 г.
(3) Опера Хренникова «Мать» была завершена в 1957 г.
(4) В опере В. И. Мурадели «Октябрь» композитор попытался воплотить некоторые черты образа В.И. Ленина вокальными средствами (1961, концертное исполнение; 1964 Большой театр)
(5) Дзержинский И. И. (1909-1978) - композитор, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии (1950). Оперы: «Тихий Дон» по М.А.Шолохову (постановка 1935, Ленинградский малый оперный театр) сыграла видную роль в разработке советской оперы (2-я часть под названием «Григорий Мелихов», 1967, Ленинградский театр оперы и балета); «Гроза» (по А.Н.Островскому, 1940-1955); «Далеко от Москвы» (по В. Н. Ажаеву, 1954, Ленинградский малый оперный театр).
(6) Шостакович Д. Д. (1906-1975) - композитор, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966), Сталинские и Государственные премии СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), лауреат Международной премии мира (1954), Ленинской премии (1958). Автор опер «Нос» (1928), «Катерина Измайлова» (2-я редакция 1962); балетов «Золотой век» (1930), «Болт» (1931), «Светлый ручей» (1935); оперетты «Москва, Черемушки» (1959); симфонической поэмы «Казнь Степана Разина» (1967); 19 симфоний и других произведений.
(7) Хачатурян А. И. (1903-1978) - композитор, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1973). За создание «Симфонии-поэмы», посвященной 30-летию Октября, подвергся критике на Совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б) (1948, январь) как композитор, «придерживающийся формалистического направления» (редакционная статья «Коренные вопросы развития советской музыки». - Правда. 1948. 24 марта). В постановлении ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели» назван в числе композиторов, «в творчестве которых особенно наглядно представлены формалистические извращения, антидемократические тенденции в музыке, чуждые советскому народу и его художественным вкусам» // Правда. 1948. 11 февраля; см. также: Т. Ливанова. Арам Хачатурян и его критики // Советская музыка. 1948. № 5. С. 40-48.
(8) Чайковский Б. А. (1925) - композитор, народный артист РСФСР. Опера «Звезда», симфонические произведения. Государственная премия СССР 1957 г.
(9) Молчанов К. В. (1922-1982) - композитор, заслуженный деятель искусства РСФСР (1963). Оперы «Неизвестный солдат» (1967), «Русская женщина» (1969), «Зори здесь тихие» (1973) и др. Опера «Каменный цветок» по мотивам уральских сказов П. П. Бажова написана в 1950 г., шла в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
(10) Тулебаев М. Т. (р. 1913) - казахский, советский композитор, народный артист СССР, председатель Союза композиторов Казахстана (1956-1960), автор опер и музыки Государственного гимна Казахской ССР. Опера «Биржан и Сара» (1946, 2-я редакция 1957 г.) удостоена Сталинской премии в 1949 г
(11) Данькевич К. Ф. (р. 1905) - композитор, народный артист СССР. Профессор Киевской, Одесской консерваторий.
(12) Автор оперы «Кавалер золотой звезды» по книге С. Бабаевского - Ю. Бирюков.
(13) Автор оперы «Хождение по мукам» по книге А. Н. Толстого - А. Спадавеккиа.
Читать по теме:
Династия коммерческих клонов мегагосударства. Звездопад Закировых.
https://cat-779.livejournal.com/523749.html 1966 г. Муслим Магомаев-коммерческий клон. Каватина Фигаро из оперы "Севильский цирюльник".
https://cat-779.livejournal.com/523461.html Источники:
Создание советской оперы
https://studopedia.org/14-27118.htmlПоиски советской идентичности в музыкальной культуре 1930- 1940-х годов: лиризация дискурса
http://magazines.russ.ru/nlo/2009/100/ra15-pr.htmlЗАПИСКА ОТДЕЛА НАУКИ И КУЛЬТУРЫ ЦК КПСС О СОСТОЯНИИ СОВЕТСКОЙ ОПЕРЫ
http://www.norma40.ru/articles/sovetskayaoperasostoyaniye.htmTop 10 Opera Houses in the World
https://www.pandotrip.com/top-10-opera-houses-in-the-world-17123/