Часть 1 - биография и несколько фигурок на религиозные темы
"Формируя свою коллекцию, Утц старался отразить все черты и особенности «фарфорового» века: остроумие, обаяние, галантность, любовь к экзотике, холодность и беспечность"
Брюс Чатвин «Утц»
В мире фарфора Франц Антон Бустелли имеет репутацию мастера, чьи фигурки кажутся совершенно неповторимыми. Их изящно выточенные лица выражают счастье, радость, удивление и покорность. Все фигурки выполнены Бустелли с высочайшим мастерством. Его персонажи повествуют о благочестии, о любви, о сказочной жизни обитателей Олимпа, о дальних странах.
Франц Антон Бустелли. Распятие, 1755. Баварский национальный музей
Франц Антон Бустелли (или Франческо Антонио Бустелли) родился 11 апреля (или 12 апреля) 1723 года, предположительно в Локарно.
Бустелли всегда говорил и писал по-немецки, иногда на баварском диалекте (скорее всего, он вырос на юге Германии).
Сведений о жизни мастера сохранилось немного. Предполагается, что он вначале обучался скульпторе по дереву в Италии.
С 1740 по 1750 (?) годы он обучался скульптурному мастерству в мастерской мюнхенского придворного скульптора Иоганна Баптиста Штрауба (1737-1784). Не сохранилось никаких сведений о ранних годах его творчества.
Франц Антон Бустелли. Mater Dolorosa, 1758. Баварский национальный музей
Согласно архивным документам Бустелли был принят на фарфоровую мануфактуру в пригороде Мюнхена Нойдеке 3 ноября 1754 года как Figuren Modelleur (модельщик фигур, или "фигурист" от итальянского слова figurista), то есть исполнителем фарфоровых фигурок по чужим моделям, затем "арканистом" (от итальянского слова arcanista), т. е. владеющим секретом составления фарфоровой массы, но быстро становится Modellmeister - "скульптором и мастером моделей" - руководителем модельной мастерской и ведущим художником мануфактуры.
XVIII век нередко называют веком фарфора. В самом начале этого столетия был открыт долго не дававшийся европейским мастерам секрет его производства. В 1710 году в Мейсене, близ Дрездена, основывается первая европейская фарфоровая мануфактура. Ее изделия вызывают восхищение всей Европы. Мода на фарфор достигает апогея. Фарфоровые сервизы ценятся не менее драгоценных серебряных; фарфоровые вазы, часы, осветительные приборы используются в оформлении интерьеров наряду с художественной бронзой. Почти во всех странах в течение XVIII века налаживается фарфоровое производство. Особенно много мануфактур было в Германии: в Берлине, Хёхсте, Франкентале, Нюмфенбурге, Людвигсбурге, Ансбахе и многих других столицах немецких княжеств.
Курфюрст Макс III Йозеф после своего вступления в права курфюрста Баварии в 1745 начал кипучую деятельность по экономическому подъему страны. Он основал в 1747 первую фарфоровую мануфактуру в Баварии в пригороде Мюнхена Нойдеке (Neudeck). Предполагается, что до женитьбы на саксонской принцессе Марии Анне Софии молодой Макс III побывал инкогнито в Дрездене и посетил Майсенскую фарфоровую мануфактуру. Вероятно, он пытался выведать секрет изготовления фарфора. Получить фарфор удалось лишь тогда, когда в Нойдек прибыл венский арканист Иоганн Якоб Ринглер.
В 1756 году на фабрике появляется новое оборудование, которое позволило наносить на фарфоровые изделия цветные изображения. Бустелли разработал собственный метод окраски готовых фарфоровых изделий. Это еще более повысило интерес к нюмфенбургскому фарфору.
Когда мануфактура достигла расцвета и стала предметом гордости курфюрста, было приказано в 1761 году перевести ее в замок Нюмфенбург. Для мануфактуры было выстроено отдельное здание.
Франц Антон Бустелли. Мария, 1756. Баварский национальный музей
За восемь с небольшим лет работы яркая творческая индивидуальность Бустелли проявилась в полной мере и сделала Нюмфенбург одним из самых интересных центров фарфора в Германии.
Бустелли создал около 150 фигур, которые обессмертили его имя в мире фарфора, демонстрируя тонкий ум мастера и его особую любовь к деталям. Благодаря изяществу своих творений, Бустелли считается одним из самых выдающихся скульпторов мюнхенского рококо.
Франц Антон Бустелли. Паломник, 1756. Баварский национальный музей
Франц Антон Бустелли. Святой Иоанн, 1756. Баварский национальный музей
Бустелли работает как мастер рокайльного стиля. Темы он использует традиционные: набожность, благочестие, галантные пары, пасторали, изделия в китайском стиле, турецкая тематика, боги Олимпа, но вносит в них нечто новое: элегантная утонченность сочетается в его произведениях с острохарактерными движениями, жестами, мимикой. Его фигурки кажутся совершенно неповторимыми.
Одно из самых знаменитых произведений Бустелли - 16 фарфоровых статуэток - персонажей итальянской комедии, созданных около 1760 года. Эта благодатная тема многократно использовалась в фарфоровой пластике. Но серия, исполненная Бустелли, превосходит все другие по богатству фантазии, тонкости моделировки и внутренней содержательности. Изысканное изящество в постановке фигур и их жестах, выражающих радость, удивление или кокетство, придает им своеобразное очарование. Некоторые персонажи соединены в пары.
Изысканное изящество в постановке фигур и их жестах, выражающих радость, удивление или кокетство, придает им своеобразное очарование. Некоторые персонажи соединены в пары, причем кривые линии изгибов их фигур дополняют друг друга. Эта нарочитая манерность не производит впечатления неестественности - художник как бы запечатлел исполненное грации мгновенное движение.
Франц Антон Бустелли. Распятие, 1758. Мюнхенский городской музей
Деятельность Бустелли в Мюнхене была недолгой: 18 апреля 1763 года в возрасте сорока лет он умирает.
Похоронен на кладбище при церкви святого Винтира (Winthirkirche).