"Porcelain is the Arcanum. It is a mystery." Фарфор - это Arcanum. Это загадка, таинство. "Porcelain demands attention and dedication." Фарфор требует внимания и преданности. Edmund de Waal «The White Road: Journey Into an Obsession»
Мой интерес к фарфору начался после выставки «Искусство Рококо в Мюнхене. От братьев Азам до Гюнтера» и восхищения представленными на этой выставке фарфоровыми фигурками работы Франческо Антонио (или Франца Антона) Бустелли. Особенно заинтересовали меня работы Бустелли, благодаря литературным ассоциациям, навеянным книгой Артуро Переса-Реверте «Фламандская доска».
Спойлер - отрывок из книги [Бустелли] "Дверной колокольчик антикварного магазина приветствовал Хулию звонким «динь-дилинь». Всего несколько шагов - и она почувствовала, как ее буквально обволакивает такое знакомое ощущение покоя и домашнего уюта. Она всякий раз испытывала его, приходя сюда. Все ее воспоминания, начиная с самых ранних, были пронизаны этим мягким золотистым светом, в котором безмолвно грезили о прошлом бархатные и шелковые кресла, резные консоли в стиле барокко, тяжелые ореховые бюро, ковры, фигурки из слоновой кости, фарфоровые статуэтки и потемневшие от времени картины; изображенные на них люди в черных, будто траурных, одеждах строго и сурово взирали из своих рам на ее детские игры. За годы, минувшие с тех пор, многие вещи исчезли, уступив место другим, однако общее впечатление, бережно хранимое душой Хулии, оставалось неизменным: ряд комнат, озаренных мягким светом, словно бы обнимающим расставленные и разбросанные в гармоничном беспорядке вещи и предметы самых разных эпох и стилей. А среди них - три изящные фарфоровые, расписанные вручную фигурки работы Бустелли: Лусинда, Октавио и Скарамучча, персонажи комедии дель-арте. Они были гордостью Сесара, а также любимыми игрушками Хулии в ее детские годы. Возможно, именно поэтому антиквар так и не пожелал расстаться с ними и продолжал держать их, как и прежде, в особой небольшой витрине, расположенной в глубине магазина, возле витража в свинцовом переплете, обрамлявшего выход во внутренний дворик: там Сесар обычно сидел и читал - Стендаля, Манна, Сабатини, Дюма, Конрада, - пока колокольчик не извещал о приходе очередного клиента."
В конце романа «Фламандская доска» главная героиня Хулия получает фигурки Бустелли на память: "Сесар подошел к бюро из красного дерева, открыл один из ящиков и вынул из него толстый запечатанный конверт, затем три фарфоровые фигурки работы Бустелли.
- Награда твоя, принцесса. - Он улыбнулся девушке с лукавым блеском в глазах. - Тебе снова удалось отыскать сокровище. Теперь можешь делать с ним что хочешь. Хулия подозрительно взглянула на конверт и фарфоровые статуэтки. […]
Хулия погладила кончиками пальцев три фарфоровые фигурки - Октавио, Лусинду и Скарамуччу, - лежавшие в кармане ее плаща вместе с запечатанным конвертом. От ночного холода губы ее стыли, слезы замерзали в глазах."
Франческо Антонио Бустелли родился 300 лет назад 11 апреля (по другим данным 12 апреля) 1723 года, предположительно в Локарно. Постараюсь в течение недели написать несколько постов о его творчестве.
Большинство работ Бустелли хранится в Музее фарфора в Мюнхене (во дворце Нюмфенбург) и в Баварском национальном музее.
Фарфоровый сад Бустелли - "Dessertaufsatz in Form eines barocken Lustgartens" из собрания Баварского национального музея. Фарфоровый сад Бустелли создан по случаю свадьбы баварской принцессы Марии Анны Жозефы и маркграфа Людвига Георга Баденского 10 июля 1755 года. Это украшение для стола включало группу придворных - элегантных дам и кавалеров с их прислугой, прогуливающихся по парку парку замка Нюмфенбург, и стало своеобразным прощальным приветом с родины для покидающей ее принцессы.
Кавалеры с дамами, 1755
Кавалер и дама в кринолине, 1755
Дама в кринолине с веером, около 1754/1755
Дамы в зеленом и фиолетовом, между 1754 и 1755
Кавалеры в зеленом и белом, между 1754 и 1755
Кавалеры в белом, с лимоном и в перчатках, между 1754 и 1755
Ангел с трубой, 1755
PS. Я не собираю фарфор, я хожу в музеи и на выставки и радуюсь книжным находкам и литературным ассоциациям.