Гёте в Веймаре

Dec 14, 2022 19:42



Иоханн Шмеллер. Гёте в своем кабинете (картина находится в библиотеке герцогини Анны Амалии)



Библиотека герцогини Анны Амалии

Место паломничества всех туристов, приезжающих в Веймар, - небольшая треугольная площадь Frauenplan, получившая свое название от некогда стоявшей здесь церкви.



Frauenplan. Старый городской фонтан украшает площадь уже не одно столетие.

Вдоль одной из сторон площади стоит построенный в 1769 году барочный двухэтажный дом - дом Гёте - Goethehaus.



Дом-музей Гёте

Гёте приехал в Веймар в 1775 году молодым 26- летним человеком. В 1782 году он купил дом на Frauenplan, в котором и прожил до самой своей смерти в 1832 году. Потом в доме жил его внук, который сохранил всю обстановку в том виде, какой она была при жизни деда. В 1885 году после смерти Вальтера фон Гёте, внука поэта, дом и вся обстановка перешли в собственность государства. Позже к музею отошел и соседний старый дом, в котором сейчас находится вестибюль музея, кассы, гардероб и магазин.





Дом Гёте
Сам дом состоит из двух корпусов, соединенных переходом и разделенных узким внутренним двором. Корпус, выходящий на улицу, имеет парадный вход и пару ворот. Одни ворота служили для въезда экипажа во внутренний двор, а вторые, рядом с которыми в углу двора находится каретный сарай и стойло для лошади, были выездными воротами. Позади второго, дворового корпуса находится небольшой сад, в котором сам Гёте занимался цветоводством и садоводством.

Краткий спойлер - о жизни Гёте в Веймаре и его путешествиях
[Гёте и Веймар]
В сентябре 1775 Гёте получил формальное приглашение к веймарскому двору и в начале ноября приехал в Веймар, бывший тогда средоточием всего, что было выдающегося в литературе, науке и искусстве.

Веймар - столица маленького немецкого государства, все население которого насчитывало 100 000 человек.
В Веймаре, куда Гёте, получивший должность государственного советника, был призван для дружбы, он нашел тесный круг друзей и почитателей и тихий, зеленый островок, который на всю жизнь сделался его новой маленькой родиной. Гёте остается здесь до конца жизни.

Молодой великий герцог Карл Август, полный силы и энергии, соединявший со свежей жизнерадостностью живейший интерес к явлениям умственной жизни, быстро сделал Гёте своим доверенным лицом и другом. 11 июня 1776 года он подписал приказ о назначении Гёте тайным посольским советником, с правом заседания и голоса в тайном совете.

Гёте некоторое время жил иллюзией, что ему удастся принести обществу практическую пользу. Посягнуть на феодальные привилегии герцог, конечно, не позволил бы.
Вопреки интригам придворной знати, герцог вскоре делает молодого, умного, энергичного Гёте своим министром, постепенно передав в его руки все обязанности по управлению герцогством.
Гёте пытается провести в Веймаре реформы. Это была программа "просвещенной монархии", осуществляемая в карликовых масштабах герцогства Саксен-Веймарского.

Однако уже в первые месяцы своей придворной жизни в Веймаре, поэт почувствовал, какой разлад существует между его стремлением к поэтическому творчеству и жизнью при дворе и служебною деятельностью. От удовольствий двора Гёте, уже после первого года, мог до некоторой степени уклоняться, но должностные обязанности держали его в своих цепях. Он был, если не по имени, то на деле первым министром Карла Августа. Дела комиссии путей сообщения, строительного ведомства, управления горными промыслами и лесами, военной комиссии постепенно перешли в его заведывание. В июне 1782 (за два месяца перед тем ему было пожаловано дворянство) Гёте назначили и председателем суда. В увлечении, с которым Гёте отдавался возложенным на него делам, несомненно, заключался большой ущерб творческому настроению, но оно во многом благотворно действовало на его внутреннее развитие.

В это же время Гёте ревностно начинает заниматься естественной историей. Сначала он работает по минералогии и геологии, далее занимается ботаникой, анатомией, остеологией, и с особенной страстью - теорией красок.
Эти занятия еще более сокращают те немногие часы, которые могли бы быть посвящены поэтическому творчеству. В первый веймарский период 1776-1780, сначала казалось, что у поэта хватит силы и времени только для небольших пьес на разные случаи, удовлетворявших непосредственно поэтическим запросам дня.

Он не решался преступить к разработке широко намеченных планов, привезенных в неоконченном виде из Франкфурта («Эгмонт», «Фауст»). Зато он начал в 1777 роман «Вильгельм Мейстер», а в 1779 написал в первой (прозаической) обработке драму «Ифигения в Тавриде». «Ифигения» была первым более явным признаком внутреннего поворота в его поэтическом творчестве.

В сентябре 1779 Гёте предпринял с герцогом путешествие в Швейцарию. По возвращении началась новая во всех отношениях жизнь. Поэтическое творчество испытывает новый подъем.
Гёте все время работал над «Вильгельмом Мейстером» и начал драму «Торквато Тассо».

Чем дальше, тем яснее становится для него невозможность выполнить целый ряд более крупных поэтических замыслов, без удаления от дел и полнейшего ухода в самого себя. Стремление к сосредоточению и уяснению, к расширению и исправлению воззрений своих на жизнь и искусство, некоторое недовольство веймарскими условиями - все усилило его желание уехать в Италию и 3 сентября 1786 Гёте выехал из Веймара.

Уже по пути он начал переработку «Ифигении». В Риме, где он в этот раз пробыл до февраля 1787, он ее окончил. Со страстной настойчивостью Гёте кинулся на занятия рисованием, лепкой и живописью. В марте 1787 поэт был в Неаполе, оттуда ездил в Сицилию, где создал план для неоконченной трагедии «Навзикая», вторично жил в Неаполе и в середине 1787 вернулся в Рим. Осенью и зимою 1787-88 Гёте свободно предался своим любимым и занятиям; в августе он окончил трагедию «Эгмонт», и вновь приступил к «Фаусту».

Гёте выехал из Рима 22 апреля 1788 года. Обратный путь был долог и точно нерешителен. Казалось, он не мог расстаться с горячо любимой страной. Во Флоренции в садах Боболи он мечтает о Тассо. Между тем неясный инстинкт побуждает его к отъезду. Он не мог успокоиться на этой гармонии. Он искал борьбы. Она была нужна его гению: разве жизнь не должна быть завоеванием? 22 июня в десять часов вечера он после почти двухлетнего отсутствия въехал в Веймар.

Но дома уже не чувствовал себя своим.
Вернувшись в 1788 году в Веймар, он уже не принимает прежнего участия в придворной жизни. 
Узость веймарских отношений не соответствовала его новым римским впечатлениям. В это время он сводит знакомство с молодой девушкой, Христианой Вульпиус, дочерью веймарского чиновника. Её цветущая молодость и симпатичный характер увлекли поэта. От этой связи в 1789 родился сын Август, единственный оставшийся в живых из пяти детей Христианы и Гёте.

С 1806 Гёте начал издавать новое полное собрание своих сочинений. Для этого издания он закончил и первую часть «Фауста».
С этого времени поэт начинает все более и более отдаляться от общества. Он продолжает неутомимо расширять круг своих познаний и обрабатывать их в художественной форме. Он исследует литературы иностранные и всех времен.
При этом не прекращались и научные исследования. «Учение о цвете» было окончено уже в 1810 после долгой и трудной работы. Поводом и почвой для минералогических исследований служили особенно путешествия в Карлсбад, предпринимавшиеся в 1806-1813 годах почти ежегодно.
Чтобы способствовать пониманию его произведений и доказать их внутреннее единство, Гёте с 1810 года начал писать историю своей жизни, под заглавием «Поэзия и правда: из моей жизни». Эта автобиография доведена до осени 1775 и имеет многочисленные дополнения.

Венский конгресс 1814-1815 года оказался благосклонным к Веймару. Карл-Август стал великим герцогом, и, так как его владения удвоились, пришлось произвести генеральную реорганизацию всего управления. Он оставил Гёте во главе департамента народного просвещения и искусств, сохранил за ним звание премьер-министра и пожаловал его окладом в три тысячи талеров. Эти годы, обильные для поэта вниманием и почестями, были всё же очень тяжелы для него. Он работал с увлечением и усердием, поразительными для его возраста, но больше не работал с радостью, так как руки у него были теперь связаны.
Все больше и больше уединяясь, доживает Гёте свои дни, постоянно стараясь применить к делу ещё не ослабевшие жизненные и духовные силы.

7 ноября 1825 было торжественно отпраздновано пятидесятилетие его первого приезда в Веймар. В 1828 Гёте потерял своего друга, герцога Карла Августа. Тяжелым ударом для Гёте была смерть его сына, последовавшая в Риме, в 1830 году. За два месяца до смерти Гёте окончил вторую часть «Фауста», план и отдельные сцены которого набросаны еще в эпоху дружбы с Шиллером.
22 марта 1832, на 83-м году жизни, Гёте скончался.


Недалеко от  резиденции веймарских герцогов находится фонтан «Ильдефонсо».



На фонтане установлена копия античной скульптуры, хранящейся в мадридском музее Прадо. Этот фонтан появился в Веймаре по настоянию Гёте, считавшего, что скульптуры юношей являются аллегорией сна и смерти и хорошо будут смотреться именно на этом месте.

В предыдущем посте о жизни Шиллера в Веймаре я уже показывала большой двойной памятник Гёте и Шиллеру.



Оба классика немецкой литературы, Гёте и Шиллер, отлитые в бронзе, стоят на Театральной площади
Памятник, установленный в 1857 году, стоит на фоне Национального театра. Веймарский придворный театр был основан в 1791 году. До 1817 года управлял театром, конечно же, Гёте. После пожара, сильно повредившего театральное здание, в начале ХХ века его значительно перестроили.

PS. Это случайность, мои осенние путешествия прошли по гётевским местам: хронологически - Лейпциг, Веймар, Франкфурт.

Германия - Веймар

Previous post Next post
Up