Кликабельно.
Вот смотрите:
слева сидит Воробышек, справа храм Аполлона. Вокруг само-собой галилейские просторы, создающие ощущение пустоты мироздания. На самом деле все вовсе не так. На участке, расположенном перед пилонами храма в а л я е т с я (другого слова у меня нет) кладезь образцов римской провинциальной архитектуры. Жаль туда трудно подъехать на грузовике, я бы всё это увёз на дачу.
Знаете куда сейчас пересел Воробей? На самые крупные в Израиле бесхозные останки композитного антаблемента. Ей хорошо, я бегаю высунув язык объектив и снимаю древности, а она болтает ножками и разглядывает обломы. А вы знаете, что рассматривать классические обломы - увлекательнейшее занятие! Честное слово! Вот посмотрите на таблицу римских обломов из трактата
Джакомо да Виньолы "Правила пяти ордеров архитектуры"..
Их немного, но в сочетаниях они бесконечно разные.
Эта таблица тоже от Виньолы. Так по его мнению должны выглядеть архитектурные обломы, собранные в один из вариантов римского композитного ордера. Крайне аппетитно, не правда ли!?
Обломы композитного антаблемента храма Аполлона в Тель Кедеше не менее величественны и привлекательны, несмотря на их лежачее положение.
Эту фотографию фрагментов карниза я перевернул, чтобы вы могли увидеть правильный порядок обломов. Согласен, их слишком много, все такие разные, глаза разбегаются!
На самом деле все проще.
Например, посмотрите на этот камешек. Тут деталей поменьше, и он поможет нам с ними разобраться. Тем более, что волею судьбы он оказался крайне точно обломан. Посмотрите ниже на его нордический профиль.
Правда в его давней жизни он занимал совсем другое положение.
Вот такое:) Теперь и обломы проще рассмотреть.
Давайте пробежимся сверху вниз. Длинный плинт когда-то подпирался модульонами. Сейчас они обветрились и плохо различимы в этом ракурсе. Перевернутый ботинок ниже и есть Кима Лесбийская, она же лесбийский киматий, в просторечье каблучок. Очередной плинт под ней украшен простенькими квадратными зубчиками. А вот четвертной вал состоит из прелестных стрелочек с яйцами (овами - на лат. мове).
А теперь те же, но в анфас. Сможете опознать?
Два лесбийский киматия фланкируют плинт с модульенами и розеттами. На модульонах вполне понятные листья аканта. На киматиях - традиционный лесбийский орнамент, суть которого мне никогда не была понятна. Может просветите? Под киматием - зубчики, ниже овы со стрелками.
Овы, как мне кажется - самый эротичный архитектурный элемент любого классического ордера. Хотя внешне они напоминают, лежащие в гнездах птичьи яйца.
Лесбийский киматий, как вы уже наверное поняли, родился на острове Лесбос. Он тоже эротичен, но по определению.
Бонус: еще несколько фотографий с прочих фрагментов храма Аполлона для тех, кто хочет повторить изученный материал :)
Карниз. Я его забыл перевернуть, т. е. внизу расположен его верх. Там частично видно полустертую симу. Затем ряд бус - этот облом называется слезник. При случае мы его рассмотрим подробнее. За слезником следует плинт, украшенный так называемыми ложечками - короткими глубокими каннелюрами. Далее, вы уже наверное опознали киматий, а за ним модульоны с розеттами.
Сверху вниз: четвертной вал с овами, плинт с зубчиками, лесбийский киматий, модульон.
Ов.
Модульон.
Ложечки (каннелюры).
Фрагмент аттической базы -
два валика и скоция между ними.
Tel Kedesh I +
Tel Kedesh II +
Tel Kedesh III +
Tel Kedesh IV и
Карта.
Архи-термины:
акант амфипростиль аркбутан архитрав Атеней балюстра бусы волюта гипотрахелион+
1 дорический ордер ионик ионический ордер истинная арка каннелюра+
1+
2+
3 крестовый свод кора кариатида капитель+
1+
2 колонна контрфорс кронштейн+
1+
2 консоль киматий каблучок лемех ложечка модульон нервюра+
1 неф+
1 ов облом пилястра+
1 плинт полка пинакль простиль розетта сима слезник стиль стилус свод средокрестие трансепт фиал+
1 четвертной вал эхин