Памятник морякам ПЛ С-178 во Владивостоке

Dec 07, 2018 23:05

Если от памятника морякам «Варяга» на Морском кладбище Владивостока пройти дальше по центральной аллее, то справа вы увидите замершую на гранитном постаменте рубку. Памятник событиям, произошедшим более 35 лет назад неподалеку от острова Русский. Если выйти с новой территории ДВФУ и подняться на сопку, то место произошедшей трагедии будет даже видно.



21 октября 1981 года советская подводная лодка С-178 проекта 613В под командованием капитана 3 ранга В.А. Маранго возвращалась во Владивосток после двухдневного выхода в море. Лодка шла в надводном положении со скоростью 9 узлов. Море было спокойным - волнение достигало всего 2 баллов, видимость для ночных условий хорошая. До дома оставалось полтора часа хода, старшие офицеры лодки - капитан, штурман, боцман, свободные от вахты матросы стояли на мостике, наблюдая огни приближающегося города. А внизу, в корпусе, уже приближалось время ужина, бачковые разносили пищу, потому часть люков в переборках была открыта.



Тем временем, из бухты Золотой Рог выходил рефрижератор РФС-13. Стремясь поскорее выйти из береговой зоны, старпом РФС-13 самовольно сменил курс, оказавшись на пути лодки. В силу каких-то причин (злые языки потом утверждали, что одной из этих причин был день рождения, перед этим отмечавшийся на борту рефрижератора, со всеми отсюда вытекающими) управлявший судном старпом не принял мер для безопасного расхождения с лодкой, которую принял за мелкий рыболовецкий траулер. С мостика же лодки огни рефрижератора на фоне огней города и раскинувшихся по склонам сопок поселков заметили слишком поздно.



«Таран в заливе Петра Великого». Репродукция картины А. Лубянова. 2009 год.

В 19.45 РФС-13 столкнулся с подводной лодкой, ударив ее на скорости в 8 узлов в район 6 отсека. При столкновении в корпусе лодки образовалась пробоина площадью 2 квадратных метра - этого было достаточно, чтобы отсек был заполнен водой за 20 секунд. От удара все, стоявшие на мостике, оказались сброшены за борт, а лодка через 40 секунд, приняв свыше 130 тонн воды, затонула на глубине 31 метр.



Моряки в 6, 5 и 4 отсеках, между которыми люки в переборках были раскрыты, снова зегерметизироваться не смогли и погибли в первые полторы минуты. Четверо человек сумели загерметизироваться в 7-м, кормовом отсеке. Центральный пост (3 отсек) отстоять не удалось - вода, которая проникала в него из 4-го отсека, затопила его уже через полчаса. Таким образом, у оставшихся в живых, которые были вынуждены отступить в 1 и 2 отсеки, оставался только один шанс на выход - через торпедные аппараты. У тех моряков, которые остались в 7 отсеке, оставался шанс выйти через верхний люк, но срочники - первогодки, еще не освоившие до конца технику, не смогли открыть его крышку (как выяснилось впоследствии - из-за того, что не сравняли давление в отсеке с забортным). В носовых отсеках собралось 26 человек, но комплектов изолирующего снаряжения подводника ИСП-60, в котором можно было выйти на поверхность, у них было только 20.



Рефрижератор поднял из воды 7 человек из 11, упавших за борт при столкновении. В 20.15 была объявлена тревога, к месту аварии вышли спасательные суда «Жигули» и «Машук», а также подводная лодка БС-486 проекта 940 «Комсомолец Узбекистана».

Собственно, именно на нее и возлагались основные надежды. К полуночи на поверхности погода ухудшилась, начался шторм. Оказаться в таких условиях за бортом даже для свежего, здорового человека - немалый риск, а здесь люди были в стрессовом состоянии и уставшие после длительной борьбы за живучесть лодки. Резкое всплытие с 30 метров тоже ни к чему хорошему не приведет - велик риск возникновения декомпрессионной болезни. Да и даже только заметить среди волн всплывшего человека проблематично.



«Комсомолец Узбекистана» (он же «Ленок») был одной из немногих (если не единственной) лодок, оснащенных барокамерой. Но, как это часто бывает, именно в том момент БС-486 была не готова к выходу из-за некоторых неисправностей в бортовом оборудовании. Однако медлить было нельзя, и в 8:45 следующего дня впервые в мировой истории началась операция по спасению подводной лодкой людей с другой затонувшей подлодки. К сожалению, не смотря на все усилия экипажа, слишком много времени ушло на точный поиск С-178 и выбор позиции, потому приступить к реальным работам удалось только в 3:03 23 октября. Осознавая, что спасатели почему-то задерживаются, оставшийся старшим на С-178 старпом капитан-лейтенант Сергей Кубынин (находившийся на лодке начальник штаба бригады капитан 2 ранга Владимир Каравеков оказался в предынфарктном состоянии, и руководить не мог, выйти на поверхность тоже не смог, погиб вместе с лодкой) начал самостоятельную эвакуацию экипажа. Однако первые три подводника, выпущенные им, погибли уже на поверхности. Тем не менее, часть экипажа была спасена именно благодаря водолазам БС-486. В 20:30 старпом Кубынин последним покинул затонувшую лодку.





24 октября начались работы по подъему лодки. С-178 на понтонах отбуксировали в бухту Патрокл и положили на грунт, водолазы вынесли из отсеков тела погибших. 15 ноября 1981 года лодка была поднята на поверхность, после осушения отсеков и выгрузки торпед ее отбуксировали в сухой док Дальзавода. Восстановление было признано нецелесообразным.

Всего жертвами катастрофы стали 32 человека.





Захоронение моряков было произведено 5 ноября 1981 года.

Памятник  на Морском кладбище был открыт уже в 1982 году, в первую годовщину со дня гибели подводной лодки.

Монумент представляет собой металлическое ограждение боевой рубки подводной лодки 613 проекта, установленный на гранитный постамент. Носовой частью рубка направлена на север. На лицевой стороне памятника выгравированы слова: «Морякам-тихоокеанцам ПЛ «С-178», погибшим 21 октября 1981 года в Японском море». На правой стороне ограждения рубки находится табличка со списком погибших подводников. Фамилии всех поряков выгравированы отдельно на гранитных табличках у подножия памятника, где расположены три захоронения.

Всего братской могиле захоронено 16 моряков-подводников. Десять моряков похоронено по месту жительства. Тела шестерых не найдены.

После гибели С-178 было введено правило, согласно которому на всех подводных лодках устанавливаются проблесковые огни оранжевого цвета.

Память, Океан

Previous post Next post
Up