Что такое Чуфут-Кале? Пещерный город в нескольких км на восток от Бахчисарая. Один из крупнейших и, наверное, самый известный из пещерных городов Крыма.
Чуфут-Кале стоит на мысовом плато, с трех сторон окруженном обрывами (на карте они показаны зигзагами), что, несомненно, было весьма удобно для обороны. Город расположен не на северо-западном краю плато, а в центре, в то время как оконечность мыса Бурунчак (с тюркского так и переводится - "мысок") использовалась для выпаса скота и огородов. Своя логика в этом тоже есть - во время долгих осад надо было что-то кушать, а свежие овощи со своего огорода и парная баранина как нельзя лучше укрепляют боевой дух.
Попасть в город можно было тремя путями - с юго-востока по ровной дороге на вершине плато, с юга, по дороге, поднимающейся из балки Марьям-Дере (практически совпадает с изогипсой 400 м на карте) и с остальных сторон, воспользовавшись альпинистским снаряжением. Хитрожопые жители города не без основания рассчитывали, что альпинистского снаряжения супостаты не заготовят, а значит, лезть им либо через хорошо укрепленные ворота Кичик-Капу на юге, либо по плато, которое пересекала толстая "трехслойная" стена. Отмечу, что в 1299 году Ногай так и сделал, взяв город с юго-запада.
Ленивые хохлытм, чтобы не ходить пешком, уже недавно проложили к Чуфут-Кале новую дорогу из долины Ашлама-Дере (на карте показана только существовавшая в советское время грунтовка вдоль ручья Чурук-Су. Новая дорога начинается у ворот крепости на юго-востоке и идет вдоль северо-восточного обрыва, где-то там соединяясь с отмеченной на карте грунтовкой. По ней мы прошли метров 200, а потом вернулись к крепости и ушли по южной дороге к караимскому кладбищу (на карте отмечено знаком "памятник" в кустарнике слева от дороги, хотя там никакой не кустарник, а мрачный древний дубовый лес).
В лучшие времена город защищала тройная линия обороны - первая начиналась на дальних подступах к долинам, окружавшим мыс, вторая шла по самим долинам, а третья состояла из самой цитадели, которая к XV веку была защищена уже двумя рядами стен.
То, что город с самого основания не завершался стенами, говорит найденный в конце 1990-х годов кололдец Тик-Кую, относящийся к раннему периоду его существования (предположительно, VI век), который располагался неподалеку от ворот Кичик-Капу по дороге из балки Марьям-Дере. Колодец состоит из собственно колодца (ствола шахты) глубиной 40 м и наклонной галереи длиной 120 метров, доходившей ровно до середины шахты. Вход в галерею показан на схеме под номером "1". Далее от соединения с галереей вниз вдоль шахты вырублена в скале спиральная лестница, оканчивающаяся на дне колодца.
Колодец Тик-Кую был открыт группой спелеологов, которые и получили разрешение на его раскопки, длившиеся 4 года. Процесс выемки грунта вызвал у ряда крымских археологов претензии, поскольку производился без тщательной выборки археологического материала (но что мешало всем желающим поучаствовать в раскопках?). Уже при обустройстве входа в подземную галерею был найден тайник с собранием очень редких монет.
Столь сложное и прецезионное сооружение строили не аланы, жившие в то время в окрестностях Чуфут-Кале, а византийцы, основавшие в V или VI веках на этом месте укрепление Фуллы (хотя возможно, что под названием Фуллы фигурирует не Чуфут-Кале, а расположенный неподалеку Тепе-Кермен). На верхней части наклонной 120-метровой галереи отчетливо видно клеймо византийского маркшейдера. Где-то в XV-XVII веках вследствие серии землетрясений колодец потерял сообщение с водоносными горизонтами, и постепенно был полностью засыпан.
Предположительно в VIII веке город ненадолго захватывают хазары. Затем контроль перешел к половцам (кипчакам), и тогда город получил название Кырк-Ор или Кырк-Ёр ("сорок крепостей"). В 1299 году скучное течение жизни было нарушено появлением войск эмира Ногая, который взял город и немного попинал его ногами разрушил. Это пошло Чуфут-Кале только на пользу, поскольку он стал центром небольшого княжества, а в самом городе с XIV века начали активно селиться
караимы, которым запрещалось жить в других городах Крымского ханства. Вероятно, к XV веку караимы уже составляли большинство населения города.
Караимы - немногочисленная ныне тюркоязычная народность, время и ход этногенеза которой до сих пор представляются крайне дискуссионными. Часто предками караимов называют хазар, опираясь на сходство религии караимов (караимизма) с иудаизмом. Впрочем, по отношению к принадлежности караимизма к одной из ветвей иудаизма есть два противоположных мнения, и подчеркивается существенная разница между иудаизмом хазар и караимизмом. По другим версиям, предками караимов являются половцы (кипчаки), принявшие вероисповедание одной из еврейских сект, возникших в Багдаде, либо сами багдадские евреи - последователи доталмудического иудаизма, ассимилировавшиеся тюркоязычными народностями в Крыму. Численность караимов в Бахчисарае сейчас составляет по разным данным от 300 до 2000 человек.
При Хажди I Гирее в первой половине XV века Чуфут-Кале был столицей Крымского ханства, к тому времени получившему фактическую независимость от Золотой Орды. Но уже следующий хан - Менгли I Гирей - перенес столицу в селение Салачик, расположенное в долине под мысом Бурунчак. В 1532 году сын Менгли Гирея, Сахиб I Гирей, основал новую ханскую резиденцию в двух километрах от Салачика, назвав ее Бахчисараем.
Пока мы с
the_skylarknest гуляли по городищу, провели аналогию с переносом столицы Испании в Мадрид в 1561 году, после чего некогда блистательный Толедо превратился в захудалый городишко. Слишком уж близко оказался Мадрид, и прежняя столица оказалась в его зоне притяжения. Примерно то же самое произошло с Чуфут-Кале. К тому времени крепость полностью утратила оборонительное значение, жить на горе было не так удобно, как в Бахчисарае или Эски-Юрте, находившихся совсем неподалеку. Татары уехали первыми, и скоро население города стало состоять сплошь из караимов. После присоединения Крыма к России в 1783 году был снят запрет на поселение караимов в других городах, чем те и воспользовались, постепенно перебираясь со скалы в долину, разбирая и унося с собой дома. Последние жители покинули Чуфут-Кале в середине XIX века.
Вид с нежилой части мыса на хозяйственные пещеры и две уцелевшие кенасы
Так сейчас выглядят почти все улицы в городе
Обитают здесь только ящерцы и музейные работкики (и то не круглосуточно)
"Какие дома?!", - спросите вы, ведь город пещерный! Конечно, пещерный, ведь дома жители унесли, а естественные и искусственные пещеры, которые использовались для хозяйственных нужд (как погреба) - остались. Удивительно, но караимы и тараты Чуфут-Кале не жили в пещерах и не питались шерстистыми носорогами. Со временем название "пещерный город" прочно пристало к этому и другим так же покинутым поселениям, которых в Крыму больше десяти.
В городе уцелело не так много зданий: две караимские кенассы (молельные дома), мавзолей Джанике-Ханым, усадьба Чал-Борю и усадьба А.С.Фирковича, караимского этнографа XIX века, в которой сейчас находится "культурный центр" и забегаловка "караимской" кухни.
Хорошо сохранились три стены: южная с воротами Кичик-Капу ("малые ворота"), средняя с воротами Орта-Капу ("средние ворота"), отделяющая Старый город от Нового и простроенная в начальный период его существования (VI - VII века), и восточная с воротами Биюк-Капу ("большие ворота"), созданная уже в XIV-XV веках при монголах. Протяженность восточной оборонительной стены - 128 м., а высота - до 8 м. С наружной стороны в скале был вырублен ров глубиной до 9 м. Надвратная башня сооружена по каким-то безумным правилам фортификационного искусства, не выступая из стены наружу, а напротив, вдаваясь внутрь города. На южном фланге восточной стены над самым обрывом стоит полукруглая оборонительная башня, датируемая XVI-XVII веками и носящая по большей части декоративный характер.
В ход во двор кенас
Из уцелевших сооружений внутри города примечательны
кенасы - Большая Соборная (XIV век) и Малая (XVIII век). Малая кенаса скорее всего построена караимами, перебравшимися в Чуфут-Кале с
Мангупа. У северо-восточного обрыва стоит мавзолей Джанике-Ханым, правительнице Чуфут-Кале и дочери хана Тохтамыша, скончавшийся в 1437 г.
Большая Соборная кенаса (XIV век)
На тропе, по которой мы уходили, в Иосафатовой расположено старое караимское кладбище. Некоторые надгробия датированы I в. н.э., однако исследователи склоняются к тому, что самые древние захоронения здесь не ранее XV века. Всего здесь несколько тысяч надгробных плит с надписями на иврите. Склоновые процессы двигают и перемешивают надгробия, создавая первобытный хаос.
В долине росли исполинские священные дубы, часть которых сохранилась и по сей день. Атмосфера гнетущая и в этом ничего удивительного. Кладбище живет собственной жизнью (не в том смысле, что действующее, хотя и это так) в своем временном измерении. Надеюсь, что фотографии хоть чуть-чуть передают странную атмосферу этого места, заброшенного в далекое прошлое.
Древняя дорога с хорошо заметным каналом в центре явно искусственного происхождения (пишут, что это выбоины от колес телег, но она одна и расположена посреди дороге, тогда как от колес должно быть две колеи и по краям) тянется еще примерно 2 км, временами прерываясь, временами внось появляясь. Она идет через великолепные можжевеловые рощи и ароматные луга.
Пейзажи Центрального Крыма
Всего вам самого лучшего! Друзья, будьте в Крыму как дома!