Папа всех аэропортов

May 26, 2009 21:07


ad memoriam alicujus rei Tempelhof
Вкратце
30 октября 2008 года был закрыт аэропорт Темпельхоф, что расположен практически в центре немецкой столицы. В 22:12 в небо поднялся B-737-700 airberlin чартерным рейсом AB1001, который через 22 минуты после взлета совершил посадку в аэропорту Тегель. Пятью минутами позже последний регулярный рейс Cirrus Airlines на самолете Dornier 328 с тридцатью счастливчиками на борту вылетел в Маннхайм.



Dornier 328 Cirrus Airlines

Наконец, в 23:55 по двум параллельным плосам 09R/027L и 09L/027R взмыли вверх и ушли в Шенефельд два легендарных борта: Douglas DC-3 „Rosinenbomber", один из знаменитых "изюмных бомбардировщиков" времен "воздушного моста", и Junkers Ju 52/3m „Berlin-Tempelhof“, принадлежащие Deutsche Lufthansa AG, после чего аэропорт был закрыт. Так была перевернута одна из самых славных страниц в истории немецкой, европейской, да и мировой авиации.



Douglas DC-3 на перроне Темпельхофа, 2007 год (фото с de.wikipedia.org)

Сейчас Темпельхоф (Tempelhof, IATA: THF, ICAO: EDDI) считается старейшим постоянным аэропортом Германии и одним из самых старых в Европе. Он был официально открыт 8 октября 1923 года, а первые регулярные рейсы были в Мюнхен (с продолжением в Цюрих, а также в Вену и далее на Балканы) и в Кенигсберг. В том самом 1923 году в Темельхофе было выполнено около 100 взлетно-посадочных операций.

Кто старше?
Впрочем, какой аэропорт считать старейшим в Германии, единое мнение отсутствует.

26 сентября 1909 года было открыто первое в Германии летное поле (и по совместительству второе в мире после открывшегося всего несколькими неделями ранее летного поля в Реймсе). Оно располагалось в 15 км к юго-востоку от Берлина между местечками Йоханништаль и Адлерсдорф. Получивший название по первому городу аэродром был основной воздушной гаванью немецкой столицы вплоть до открытия Темпельхофа.



Летное поле Йоханништаль, 1910 год (фото с de.wikipedia.org)

30 октября 1909 года на моноплане Grade II Libelle ("Стрекоза") Ханс Граде совершил первый в истории полет на моторном летательном аппарате, построенном в Германии, за что получил "небесную" премию Карла Ланца и 40 000 марок впридачу.



Ханс Граде в своей "Стрекозе" (фото с de.wikipedia.org)

С аэродрома Йоханништаль (Flugplatz Johannisthal) взлетали первые в Германии коммерческие пассажирские авиарейсы, здесь работали Отто Лилиенталь и Антон Фоккер. 5 февраля 1919 года из отсюда открылись первые в стране регулярные почтовые рейсы в Веймар, где в это время проходило учредительное собрание, определявшее судьбу послевоенной Германии.



Получение почты, Йоханништаль, 1919 год (фото с de.wikipedia.org)

После открытия Темпельхофа в 1923 году, Йоханништаль потерял свое значение, но с переменным успехом продолжал эксплуатироваться вплоть до 1952 года. Перед и во время Второй Мировой войны здесь размещался исследовательский центр DVL (Deutsche Versuchsanstalt für Luftfahrt - «Немецкая исследовательская лаборатория авиации»). После оккупации советскими войсками в апреле 1945 года, Йоханништаль год использовался в качестве военно-воздушной базы, а затем для наземных тренировок Народной армии ГДР. Удивительно, но официально закрыто летное поле, уже основательно застроенное корпусами Академии наук ГДР, было только в 1995 году.

Еще один претендент на звание "самого старого" - аэропорт Бремена, который был открыт 13 мая 1913 года. Но вскоре после открытия нагрянула война, и бременское "картофельное поле", площадь которого составляла добрую половину квадратного километра, пустовало аж до 1919 года, когда сенат города принял решение открыть аэропорт вновь. 18 июля полеты в Бремен открыла нидерландская KLM, которая скоро уже летала  через Бремен в Гамбург и Копенгаген. А Lloyd Luftfahrtdienst GmbH (дочка Norddeutschen Lloyd) в том же году открыла регулярные рейсы из Бремена в Берлин, Дортмунд и Вангероге (что на Восточно-Фризских островах).

Кенигсберг-Девау
Но вот с Кенигсбергом и связан наиболее интересный момент в истории немецких аэропортов. Все дело в том, что первый постоянный аэропорт открылся вовсе не в Берлине, а в столице Восточной Пруссии, и было это в далеком 1919 году - сразу после создания "польского коридора", отделившего Восточную Пруссию от основной территории Германии. Так что рейс Берлин-Темпельхоф - Калининград-Храброво Кенигсберг-Девау был первым для столичного аэропорта, а вовсе не для кенигсбергского. Но послевоенный раздел Восточной Пруссии как бы не давал немцам права называть кенигсбергский аэропорт первым, а в Советском Союзе к этому вопросу подходили и вовсе без фанатизма.

Аэропорт Девау (Devau, что происходит от прусского слова "deywis" - "Бог") был расположен в одноименном районе на северо-востоке Кенигсберга, ныне на улице Юрия Гагарина. До аэропорта с 1900 года на этом месте был небольшой вокзал Девау, с которого по Кенигсбергской узкоколейке поезда ходили в направлении Шааксвитте (ныне Каширское) и Поссиндерна (ныне Пощино). Впрочем, от раритетного железнодорожного объекта ныне не осталось и следа.

Аэропорт в Кенигсберге был открыт в 1919-1921 годах на месте существовавшей еще во времена Первой Мировой войны Flieger-Beobachter-Schule (в которой велась подготовка кадров для военно-воздушных сил). Запущенный в эксплуатацию осенью 1922 года аэровокзал, построенный по проекту известного кенигсбергского архитектора Ханса Хоппа, стал первым постоянным коммерческим терминалом в мире. В 1921 году в Девау была учреждена опять же первая в мире стационарная авиационная метеослужба.



Аэровокзал Девау, 1922 год (фото с www.baltnet.ru)

24 ноября 1921 года был учрежден Deruluft (Deutsch-Russische Luftverkehrs AG) - совместное советско-германское авиапредприятие, которое с 1 мая 1922 года эксплуатировало сначало трассу Кенигсберг - Ковно - Смоленск - Москва, а затем Кенигсберг - Рига - Москва. С 1925 года Derulift начал регулярные полеты на линии Кенигсберг-Берлин.



Junkers R13 авиакомпании Deruluft (фото с www.baltnet.ru)

После Второй Мировой войны аэропорт в Девау был закрыт. Непродолжительное время эксплуатировался аэродром в Черняховске (бывший Инстербург), а в конце 1950-х годов стало ясно, что нужен новый аэропорт, ВПП и аэровокзал которого отвечали бы требованиям по размерности самолетов и возросшему пассажиропотоку. Новый аэропорт, теперь уже города Калининграда, расположился на месте бывшей военной авиабазы Luftwaffe в местечке Повунден, сейчас Храброво.

Девау до нашего времени остается базой местного аэроклуба РОСТО. Однако в соответствии с генеральным планом Калининграда (от 2004 года) на территории Девау предполагается создать музей авиации.



Калининград, аэродром Девау, 2006 год.
На переднем плане - здание диспетчерского пункта, построенное в 1938 году (фото с www.baltnet.ru)

Темпельхоф. Начало
Но вернемся к Темпельхофу. Еще в 1909 году один из братьев Райт, Орвилл, на Темпельхофском поле (Tempelhofer Feld) демонстрировал возможности авиационной техники. Затем на поле предполагалось строительство новой берлинской выставки, но по предложению тогдашнего главного архитектора Берлина Леонарда Адлера магистрат принял решение о создании здесь центрального аэропорта.

В 1922 году на северной окраине поля на средства компаний Junkers и Aero Lloyd был выровнен участок, достаточный для проведения взлетно-посадочных операций, а в парке Хасенхайде (сейчас городской округ Нойкелльн) построены 2 деревянных ангара и здание аэровокзала. И в октябре 1923 года аэропорт был открыт. 1 мая 1924 года авиакомпанией Luft Hansa (не путать с той, которая образовалась двумя годами позднее) был совершен первый в мире ночной рейс из Темпельхофа в Кенигсберг-Девау. Затем был открыт регулярный рейс Берлин-Москва, на умопомрачительное по тогдашним меркам расстояние.

В конце 1924 года началось строительство шести ангаров для самолетов, в это же время в аэропорту появились осветительная башня, радиостанция и новый аэровокзал. А в 1927 году к Темпельхофу была подведена линия метро (Nord-Süd U-Bahn, сейчас Линия 6), и станция с незамысловатым названием Flughafen ("Аэропорт", сейчас Paradestrasse) стала первой в мире, построенной специально для обслуживания воздушной гавани.



Первый аэровокзал Темпельхофа, 1926 год

6 января 1926 года после слияния Deutsche Aero Lloyd и Junkers Luftverkehr AG была образована Deutsche Luft Hansa AG, первый регулярный рейс которой состоялся ровно через три месяца, 6 апреля, по маршруту Берлин - Халле - Эрфурт - Штуттгарт - Цюрих (аэродром Дюбендорф), который одновременно стал и первым регулярным международным рейсом. Парижским соглашением в 1926 году были сняты ограничения на развитие гражданской авиации, наложенные на Германию Версальским договором, и вслед за этим открылся рейс Берлин - Кельн - Париж (аэропорт Ле Бурже).

В начале 1930-х годов по объему перевозок Темпельхоф значительно превосходил аэропорты Парижа (Ле Бурже), Амстердама (Слипхол) и Лондона. Но уже в 1928 году стало ясно, что существующее летное поле и аэровокзал полностью исчерпали свои технические возможности, и в 1930 году власти Берлина приняли решение о строительстве нового здания.



Зона ожидания авиакомпании Lufthansa, 1930 год (фото с de.wikipedia.org)

Новый терминал
В 1934 году архитектором Эрнстом Загебилем был предложен проект нового аэровокзала, который не только позволил бы увеличить пропускную способность аэропорта в 30 раз (с 200 тыс. до 6 млн. человек в год), но и полностью отвечал модным тогда стандартам неоклассической монументальной архитектуры. Дело близилось к Олимпийским играм 1936 года, к которым был построен невероятно монументальный Olympiastadion (Олимпийской стадион) на 86 тысяч зрителей (тот самый, на котором Лени Рифеншталь снимала знаменитую «Олимпию») и другие объекты. Берлин (а точнее, нацистские лидеры) остро нуждался в достойных воздушных воротах.



Гитлер на Олимпийском стадионе в Берлине, 1936 год (фото с de.wikipedia.org)

Построенное в 1936 году, здание аэропорта Темпельхоф стало крупнейшим на тот момент в мире. Его общая площадь составила 307 тыс. кв. км, а протяженность изогнутого полукругом фасада - 1,2 км, что и сейчас делает его одним из самых длинных зданий в Европе. Летное поле представляло собой овальный газон диаметром почти 2 км, что позволяло достаточно легким самолетам того времени свободно садиться и взлетать против ветра. Рядом с парадным входом в здание нового аэровокзала на той же линии, что и предыдущая, но немного ближе к центру города, была открыта станция метро Kreuzberg (по названию этого района города), которая была затем незамысловато переименована в Flughafen (сейчас она называется Platz der Luftbrücke - "Площадь "Воздушного моста").

И вот на этом здании, которое на самом деле не было закончено ни в 1936 году, ни в 1939 году, перед началом войны, надо остановиться подробнее. Норман Фостер назвал его «матерью всех аэропортов», поскольку это было первый в мире терминал в принятом ныне смысле этого слова. Верхний уровень здания, включая 13 башен, предназначен для прибывающих и отправляющихся пассажиров, нижний уровень - для грузов и почты. Вдоль и внутри здания была проложена железная дорога. В здании аэропорта также размещались ангары для воздушных судов.



План нового аэровокзала Темпельхофа

Кроме собственно аэропортовых, терминал Темпельхофа был рассчитан на множество вторичных функций: в нем размещалась гостиница, конгресс-центр, рестораны и центральный офис авиакомпании Lufthansa. Здание аэропорта было совершенно уникальным для своего времени и в том же виде эксплуатировалось вплоть до своего закрытия в октябре 2009 года. Как, кстати говоря, и Олимпийский стадион, реконструированный лишь в 2004 году (к чемпионату мира 2006 года). Именно поэтому Темпельхоф называют «папой всех аэропортов».

Нижние уровни здания (три этажа в глубину) таят в себе много интересного. Здесь во время войны размещался подземный завод по выпуску самолетов (!), киноархив, электростанция, а позднее - даже командный пункт армии США. В ходе войны часть помещений использовалась как бомбоубежище. А вот коллекция фильмов (несомненно, интересная) не уцелела - во время занятия аэропорта советскими войсками в хранилище произошел пожар (история умалчивает, кто был виноват), и все пленки сгорели.

Железнодорожные тоннели вели от аэровокзала Темпельхофа на юг и запад, соединяя его с общенемецкой сетью железных дорог.



Железнодорожный тоннель в здании аэропорта (фото с de.wikipedia.org)

Здание аэропорта было украшено прекрасными орлами (точнее, беркутами) в истинно нацистском духе, которые, правда (за исключением центрального, самого большого) висят на нем до сих пор. Видел объяснение, что орлы появились на здании аэровокзала Темпельхофа еще до прихода Гитлера к власти в 1933 году (т.е. их видимо сняли со старого аэровокзала), но что-то я сомневаюсь.



Орел на фасаде Темпельхофа (фото автора)

Согласно гитлеровскому плану реконструкции Берлина, приземлившиеся в Темпельхофе гости должны были проехать под гигантской (в три раза больше парижской) триумфальной аркой. Однако дальше испытаний почвы на прочность дело не пошло. Заросший лопухами гигантский бетонный цилиндр, оставшийся от этих пробных работ, до сих пор торчит у перекрестка Левенхардтдамм и Генерал-Папе-штрассе.

После войны
28-29 апреля 1945 года район Темпельхоф и аэропорт были оккупированы советскими войсками, а 4 июля того же года был передан американцам. Новое здание аэропорта практически не пострадало, но в результате нескольких пожаров были серьезно повреждены стальные конструкции ангаров. Старое здание аэровокзала (который какое-то время использовался параллельно с новым, в первую очередь для диспетчерских функций) было практически полностью разрушено, и его остатки снесены уже в 1950-х годах.

Новые хозяева аэропорта восстановили ангары 1 и 2 и укрепили ВПП перфорированными стальными листами для приема более тяжелых самолетов. 18 мая 1946 года на аэродроме приземлилась первая за долгое время гражданская машина - борт DC-4 American Overseas Airlines, которая обслуживала еженедельный рейс Нью-Йорк - Франкфурт-на-Майне - Берлин.

С 1947 года Темпельхоф использовался американскими войсками в качестве военно-воздушной базы, получив незамысловатое название "Tempelhof Air Base".



Tempelhof Air Base, 1945 год (фото с de.wikipedia.org)

Редчайший случай - господствующее направление ветра в Темпельхофе изменилось с север-юг (на этой фотографии ВПП имеет склонение 0/18) на запад-восток (и в этом азимуте построены две ныне существующих полосы). Похожий каприз природы я припоминаю только в Алыкеле (Норильск).

Luftbrücke. Политический кризис
А потом открылась одна из самых славных страниц истории Темпельхофа - der Berliner Luftbrücke, воздушный мост между Западной Германией и Западным Берлином в 1948-1949 годах.

После раздела Берлина все городские аэропорты (Темпельхоф и Гатов) были распложены в его западной части. Восточный сектор обслуживал аэропорт Шенефельд, расположенный недалеко от одноименного бранденбургского городка на юго-восточной окраине Берлина. Шенефельд (Flughafen Berlin-Schönefeld, IATA: SXF, ICAO: EDDB) был открыт 15 октября 1934 года как заводская полоса авиастроительного концерна Henschel. В 1945 году аэродром был оккупирован советскими войсками, и с 1946 года служил главной базой советских ВВС, выведенных из Йоханништаля. А в 1947 году Советская военная администрация в Германии приняла решение об откытии Шенефельда для гражданского сообщения (хотя «Аэрофлот» стал летать туда еще в предыдущем году).



Аэропорты Берлина

В ответ на «Лондонское совещание шести держав» (США, Великобритании, Франции и стран Бенилюкса), положившее начало процессу образования ФРГ, которое Советский Союз рассматривал как нарушение Потсдамского соглашения, 1 апреля 1948 г. за подписью главы советской военной администрации в Германии Василия Соколовского (будущего министра обороны СССР) вышел приказ о краткосрочном закрытии границ советской зоны оккупации.

В период между 31 марта и 10 апреля 1948 года СССР потребовал, чтобы все поезда, идущие в Берлин из западных зон, подвергались досмотру. Впоследствии, 12 июня из-за ремонтных работ было прекращено дорожное сообщение с Западным Берлином, затем 21 июня прекратилось речное сообщение, и 24 июня - железнодорожное сообщение из-за "технических проблем". Западные союзники были вынуждены снабжать в это время свои гарнизоны в Берлине по воздуху. Этот инцидент получил название "малой" блокады Берлина.

В ночь с 23 на 24 июня 1948 г. была прервана подача электроэнергии с электростанции в Гольпа-Цшорневиц в западные районы Берлина. Вслед за этим ранним утром 24 июня последовало прекращение автомобильного, водного и железнодорожного сообщения между западной и восточной частью Берлина. В это время в западных секторах лежащего в руинах Берлина проживало около 2,2 млн человек, полностью зависимых от внешних поставок продовольствия.

В отличие от наземного воздушное сообщение регулировалось специальным договором, предоставлявшим в исключительное пользование западных союзников воздушный коридор шириной в 32 км. Решение об организации авиаснабжения Берлина принималось на уровне командующего ВВС США Кертиса ЛеМэя. К операции был привлечен генерал-лейтенант Уильям Х. Таннер, который организовал в свое время функционировавший в течение нескольких лет воздушный мост "Хамп" (The Hump) в Гималаях для снабжения войск Чан Кайши. 23 июля 1948 г. генерал Таннер возглавил командование воздушным мостом в Берлине.

Luftbrücke. Создание моста
После так называемой "малой" блокады весной 1948 г. британцы провели собственные расчеты на случай новой блокады Берлина, которые показали, что возможно снабжать по воздуху не только войска, но и население Берлина. На основании этих данных глава военной администрации США Клей принял решение об открытии воздушного моста.

Первый рейс в Берлин по воздушному мосту состоялся ещё вечером 23 июня 1948 года. Транспортным самолетом, загруженным картофелем, управлял американский гражданский пилот Джек О. Беннетт. 25 июня генерал Клей издал приказ о создании берлинского воздушного моста, а 26 июня в аэропорту Темпельхоф приземлился первый военный самолет США, положивший начало операции Vittles ("Провиант"). Операция британских ВВС под названием Plain Fare стартовала двумя днями позже.



Берлинцы наблюдают за посадкой «изюмного бомбардировщика», 1948 год (фото с ru.wikipedia.org)

Аэропорт Тегель
Сначала самолеты "воздушного моста" садились в Темпельхофе и старом аэропорту Гатов на западе города. Вскоре стало очевидно, что существовавшая транспортная система не в силах справиться с таким увеличением объема перевозок. Франция (в "воздушном мосте" не принимавшая участия - как раз началась война во Вьетнаме) дала согласие на строительство в своем секторе нового аэропорта Тегель. На месте Тегеля еще во время Первой Мировой войны была база дирижаблей, закрытая в соответствии с условиями Версальского договора. 30 сентября 1930 года под руководством Рудольфа Небеля, одного из пионеров немецкого ракетостроения, здесь был открыт ракетный полигон, на котором работали Клаус Ридель и Вернер фон Браун.

Во время Второй Мировой войны территория полигона была основательно перепахана бомбами (о чем еще долго напоминали неразорвавшиеся боеприпасы). Первоначально этот район (видимо, после разминирования) предполагалось застроить, чтобы хоть как-то смягчить острый жилищный кризис в Западном Берлине. Но жизнь распорядилась иначе, и с началом блокады в Тегеле (5 августа) развернулось строительство самой протяженной на тот момент ВПП в Берлине - длиной 2428 м. Строительство завершилось в рекордные сроки - за 90 дней, и уже 5 ноября 1948 года на ней приземлился первый самолет. Официальное открытие аэропорта состоялось только в конце декабря того же года.

Для ускорения процесса французы даже взорвали мешавшую посадке самолетов мачту берлинской радиостанции Berliner Rundfunk, находившейся в ведении советской администрации, что привело к дальнейшим осложнениям в отношениях между двумя странами.

Аэропорт Тегель (Flughafen Berlin-Tegel „Otto Lilienthal“, IATA: TXL, ICAO: EDDT) открылся для гражданских авиаперевозок лишь 2 января 1960 года - именно в этот день в нем приземлился первый регулярный рейс Air France. Кстати, все воздушные перевозки из ФРГ в Западный Берлин, в соответствии с особым статусом города, могли выполняться только авиакомпаниями трех оккупационных держав: США, Великобритании и Франции. Lufthansa смогла открыть полеты в Берлин, именно в Тегель, только после объединения Германии.



Памятник Отто Лилиенталю в аэропорту Тегель (фото с de.wikipedia.org)

С 1975 года Тегель стал основным пассажирским аэропортом Западного Берлина, поскольку относительно короткие ВПП Темпельхофа уже тогда создавали серьезные проблемы.

Изюмные бомбардировщики
«Изюмные бомбардировщики» (нем. Rosinenbomber, англ. Raisin bombers) - прозвище, которое получили самолеты союзников, снабжавшие продовольствием и другими предметами первой необходимости западные сектора Берлина по "воздушному мосту".

Идея сбрасывать сладости на самодельных парашютиках пришла в голову американскому пилоту Гейлу Хелворсену. Он первым стал привязывать носовые платки в качестве парашютов к упаковкам шоколадных вафель, которые он получал в посылках с родины, и сбрасывать этот груз перед посадкой в Берлине. Вскоре к акции вскоре подключились и другие пилоты, а сбор сладостей берлинским детям, получивший название Operation Little Vittles («Малый провиант»), охватил всю Америку. В этих наборах чаще всего был шоколад и жевательная резинка, а также - изюм.



Разгрузка "изюмных" С-47 в Темпельхофе, 1948 год (фото с de.wikipedia.org)

Luftbrücke.  Окончательный успех
Первоначально планировавшийся объем ежедневных поставок грузов в Берлин составлял 750 тонн. Однако благодаря реорганизации, проведенной генералом Таннером, уже с конца июля 1948 года в Берлин по воздуху ежедневно доставлялось более 2 тыс. тонн грузов. 15-16 апреля 1949 года был поставлен рекорд: за 24 часа было совершено 1 398 рейсов и перевезено 12 849 тонн грузов. Помимо продовольствия (сухое молоко, порошковое картофельное пюре и мука) на самолетах доставлялся уголь для отопления и производства электроэнергии, а также бензин, медикаменты и многое другое.

Такие объемы грузоперевозок стали возможны только благодаря четко отстроенной системе воздушного движения, состоящей из трех односторонних коридоров. Самолеты прибывали в Берлин по северному (из Гамбурга) и южному (из Франкфурта-на-Майне), а возвращались по центральному (в Ганновер). В полете по коридору самолеты занимали пять эшелонов. Каждому пилоту предоставлялась только одна попытка посадки. Если она не удавалась, самолет вместе со всем грузом отправлялся обратно. Благодаря этой системе транспорты в Берлине садились каждые три минуты. Пребывание самолета на земле было сокращено с 75 до 30 минут.

Блокада Западного Берлина была снята 12 мая 1949 г. в 00.01. С июня 1948 года по май 1949 года было перевезено около 2,34 млн. тонн грузов (из которых 1,78 млн тонн силами ВВС США), которые составили 1,44 млн. тонн угля, 490 000 тонн продовольствия и 160 000 тонн строительных материалов для перестройки аэропортов и строительства новой ТЭЦ в Рулебене.

В память об одиннадцатимесячной блокаде на Platz der Luftbrücke перед аэропортом Темпельхоф установлен монумент в виде разорванного моста, три луча которого символизируют три воздушных коридора. Вторые половинки моста стоят в аэропорту Франкфурта-на-Майне, откуда взлетало большинство самолетов в Берлин, и на военном аэродроме в Целле.



Памятник берлинскому воздушному мосту в аэропорту Темпельхоф (фото автора)

После войны
С 1950 года часть аэропорта была передана Верховным комиссаром США в Германии для гражданских авиаперевозок. Имевшиеся мощности быстро достигли предела, и в результате переговоров с американцами остававшаяся за ними часть аэропорта в том же году передана для гражданского использования.

Чтобы несколько облегчить монументальный облик входного зала («Зала почета») аэровокзала и придать ему более современный вид, была снижена высота потолка за счет установки промежуточного перекрытия. «Зал почета» над ним до сих пор не использовался, и увидеть его можно только на экскурсиях. Укрепленная для тяжелых самолетов воздушного моста и порядком поизносившаяся металлическая ВПП была заменена на асфальтовую.



Неиспользуемая часть Ehrenhalle ("зала почета") (фото с de.wikipedia.org)

В 1982 году рядом с северо-восточной оконечностью аэровокзала была построена шарообразная башня радарной антенны высотой 71 м, которая во времена холодной войны была самой восточной точкой авиадиспетчерской службы США. Современный дизайн башни как бы сознательно противопоставлялся тяжелой монументальности аэровокзала, хотя такая странная конструкция опор использована для минимизации помех, создаваемых ветром.

Сегодня эти 100 кв. м. являются единственной территорией аэропорта, используемой бундесвером.



Радарная башня аэропорта Темпельхоф (фото с de.wikipedia.org)

В 1975 году Темпельхоф был закрыт для гражданского авиасообщения, и внось открыт в 1985 году. В 1993 году ВВС США передали его в собственность управляющей компании аэропорта Шенефельд - Flughafen Berlin-Schönefeld GmbH.
Год

Пассажирооборот, чел.

Оборот грузов и почты,
тонн

Число
взлетно-посадочных
операций

1923

150

0
ок. 100
1928

41.214

1,0

20.799

1933

81.335

2,0

40.202

1938

247.453

7,7

63.571

1943

ок. 80.000

3,0

ок. 20.000

1948

21.556

3,0

0,2

1.098

1953

833.718

51,4

2,2

42.791

1958

1.27.235

8,1

2,9

30.163

1963

2.395.640

11,6

6,8

52.106

1968

4.128.743

21,0

8,7

72.903

1973

4.779.411

19,7

11,0

76.753

С 1974 по 1991 гг. данные отсутствуют

1993

1.124.822

1.541

114

53.956

1998

932.149

271

0

42.018

2003

451.116

396

0

28.351

2007

350.172

538

0

24.042
Источник: de.wikipedia.org

Закрытие
Долгое время аэропорт использовался в основном для полетов бизнес-авиации и внутренних рейсов, поскольку две короткие ВПП Темпельхофа (1840 м и 2094 м) не могли принимать воздушные суда классом выше Boeing 737 или Airbus A320. Интересно, что в сентябре 1976 года и июне 1987 года в аэропорту дважды садились Boeing 747 PanAm, правда, без пассажиров. Зачем они это делали - история умалчивает. 8 сентября 2007 года в Темпельхофе сел Airbus A330 LTU/airberlin, на этот раз с пассажирами, - тоже чтобы что-то доказать. Безрезультатно.

Аэропорт был убыточным, а столько пустующей земли в почти в центре города (Темпельхоф расположен внутри кольцевой линии S-Bahn) не оставляли равнодушными (нет, не инвесторов - в Берлине других пустырей полно) городских чиновников.



"День открытых дверей" в Темпельхофе, 1984 год (фото с de.wikipedia.org)

В 1996 году министр транспорта, Германии, правящий бургомистр Берлина и премьер-министр Бранденбурга приняли так называемое «консенсусное решение» о строительстве международного аэропорта Берлин-Бранденбург (на месте нынешнего Шенефельда), за которым последует закрытие аэропортов Темпельхоф и Тегель. Противники закрытия аэропорта организовали инициативную группу, провели сбор подписей для проведения референдума и добились его проведения. Несмотря на то, что при явке в 36,1 % за сохранение аэропорта проголосовали 60,1 % участвовавших в референдуме, их голоса составили только 21,7 % от всех избирателей, что недостаточно для признания референдума состоявшимся (25 %).



30 октября 2008 года состоялось официальное закрытие аэропорта.

Жизнь после смерти
На территории, занимаемой аэропортом, в соответствии с градостроительным проектом Tempelhofer Freiheit ("Свобода Темпельхофа") в здании аэропорта появятся культурный, медийный и творческий центр Tempelhof Forum THF, а по границе летного поля - новые жилые кварталы. На самом же летном поле будет разбит парк.



А пока что Темпельхоф выглядит именно так (одна из башен северного крыла аэровокзала) (фото автора)

Вместо заключения
Вот собственно и все. Спасибо тем, кто смог дочитать до конца.

ХХ век неразрывно связан с развитием авиации, и аэропорты - такие же памятники истории, как и маяки XVIII века. Когда-то по Темпельхофу будут ходить туристы и восхищаться, да они и сейчас ходят - сам видел. Вокруг ходят - внутрь пока не пускают.

Очень жаль, что в России так относятся к своей собственной истории. Кто помнит аэродром Девау в Калининграде? Будет ли там музей авиации, или здание аэровокзала постройки 1922 года, первое в мире (!) благополучно развалится, как разваливаются в Монино уникальные самолеты, многие из которых были выпущены в единственном экземпляре?? Или его снесут, как разнесли Ту-154 на ВВЦ, один из всего шести построенных этой, самой первой модификации?

Германия, Берлин, pro memoria, история, авиация, Темпельхоф, аэропорты

Previous post Next post
Up