Болонский процесс (I)
Начало болонскому процессу было положено подписанием Болонской декларации 19 июня 1999 года в городе Болонье (Италия) представителями 29 европейских стран. Хотя болонской декларации предшествовал целый ряд других документов, посвященных вопросам высшего образования в единой Европе (в т.ч. Сорбонская декларация от 25 мая 1998 года и другая болонская декларация - Всеобщая хартия университетов, принятая в 1988 году), именно в болонской декларации (по другой общепринятой терминологии конвенции) были намечены конкретные шаги и было заявлено о формировании рабочих органов данной инициативы.
Особенно следует отметить, что болонская конвенция не носит характер международного правового документа, а потому не является обязательной для исполнения. Ни одна страна не может быть принуждена к присоединению к данному процессу. Тем не менее, в настоящее время (начало 2008 года) число стран-участниц болонского процесса составляет 46, в том числе и Россия c 2003 года.
В качестве основной цели данного процесса его участники продекларировали создание к 2010 году единого европейского пространства высшего образования, повышение международной конкурентоспособности европейской системы, продвижение её по всему миру. В качестве первостепенных целей были выделены следующие:
«…
· Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
· Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах ― достепенного и послестепенного. Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.
· Внедрение системы кредитов по типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами.
· Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее: учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам; преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом.
· Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
· Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований…»
Однако все эти заявления и намерения не предусматривают создания к оговоренной дате всеми странами-участницами систем высшего образования, выстроенных по единому стандарту. Скорее, наоборот, в документах, принимаемых в рамках болонского процесса, серьезный акцент делается на важности сохранения национальных особенностей систем высшего образования, уже существующих в той или иной стране, особой роли университетов в данном процессе, учитывая особенности их систем управления, которым свойственна высокая степень автономии и самостоятельности.
Чтобы было более наглядно, что это означает на практике, можно привести несколько примеров. Так, применительно к российской системе высшего образования выстраивание её в соответствии с «европейскими» рекомендациями совершенно не требует от наших вузов отмены существующей системы контроля успеваемости, а именно привычной системы зачетных и экзаменационных сессий и самих экзаменов, что, к сожалению, многие вузы уже поторопились сделать. Что, в свою очередь, привело к существенному снижению качества образования. Также выстраивание системы высшего образования, отвечающей обозначенным выше требованиям, не подразумевает обязательного введения в программы каких-либо курсов, навязанных извне, равно как и исключения из программы преподаваемых прежде. Данные вопросы остаются в ведении соответствующих надзорных органов каждой конкретной страны и собственно вузов.
Согласно принятым изменениям в действующее законодательство о высшем образовании переход на уровневую систему образования в России должен завершиться к сентябрю 2009 года.
В
следующей статье мы расскажем об организациях и органах, осуществляющих управление процессом и координацию деятельности его участников.