Череп рыб (xi)

Aug 19, 2021 02:15

Противоположный способ подвески - гиостилия, которая возникла у большинства акул и, совершенно независимо от них, у осетровых рыб. В этом случае палатоквадратум вообще не соединен с осевым черепом (кроме как связками) и держится только на гиомандибуле. Гиостилия хороша тем, что она создает очень высокую подвижность челюстей: их можно, например, выдвинуть довольно далеко изо рта, чтобы схватить добычу. Особенно это важно для рыб, собирающих пищу со дна. Впрочем, у пелагических акул, плавающих в толще воды, есть собственная проблема, которая делает гиостилию для них предпочтительной. Дело в том, что тело акулы тяжелее воды - ведь у нее, как и у всех хрящевых рыб, нет плавательного пузыря. Поэтому она выгадывает где только можно гидродинамическую подъемную силу. Одним из источников подъемной силы служит очень характерное для современных акул разросшееся рыло (rostrum), выступающее далеко вперед от обонятельных капсул (рис. 20). Рострум работает, как непарное антикрыло на носу гоночной машины, только в другую сторону: подъемная сила антикрыла направлена вниз (чтобы прижимать машину к дороге), а подъемная сила рострума - вверх. Но крупный рострум имеет неизбежный побочный эффект: рот становится нижним, что для активного морского хищника неудобно. Гиостилия позволяет это хоть как-то компенсировать, повысив подвижность челюстей.



Рис. 20. Череп акулы с гиостильной подвеской. Иллюстрация из учебника Джона Стерлинга Кингсли. Сокращения: pq - палатоквадратум, M - меккелев хрящ, hm - гиомандибула, h - гиоид, sp - брызгальце. Жаберные щели, кроме брызгальца, не подписаны. Палатоквадратум держится на гиомандибуле, с осевым черепом он соединен только связками. Прекрасно выражен выступающий рострум.

У осетровых причины перехода к гиостилии были совсем иными. Их предками были «нормальные» лучеперые рыбы, у которых подвеска была амфистильной. При амфистилии палатоквадратум причленяется передним концом к обонятельному отделу мозговой коробки. Но у осетровых передний конец палатоквадратума исчез, верхняя челюсть укоротилась, и в результате ее единственным местом крепления осталась гиомандибула. Так и возникла гиостилия.
Алексей Альбертович Цессарский показал, что в эволюции предков осетровых произошла своего рода морфологическая катастрофа, связанная скорее всего с педоморфозом - задержкой развития отдельных органов на личиночных стадиях. Облик рыб при этом сильно переменился. Остаток передней части палатоквадратума, потерявший связь с челюстным аппаратом, сохранился у осетровых в виде хрящевого скелета усиков, а рот сместился назад (рис. 21).



Рис. 21. Сравнение "нормальных" лучеперых и осетрообразных. Рисунок А. А. Цессарского. Амия, или ильная рыба - относительно примитивный и типичный представитель лучеперых. Осетрообразные - тоже лучеперые, но своеобразно специализированные. Симплектикум - дополнительный элемент гиоидной дуги, возникший в результате фрагментации нижнего конца гиомандибулы. Остальные пояснения в тексте.

В результате резкого укорочения верхней челюсти и отодвигания рта назад бывшая передняя часть крыши ротовой полости должна была бы оказаться за пределами рта. И действительно, недавно был получен поразительный эмбриологический результат, подтвердивший, что эволюция осетровых шла именно так. Эмбриологам удалось показать, что у осетровых, в отличие от всех остальных позвоночных, покровы нижней поверхности самого переднего отдела головы, в том числе усиков, развиваются из энтодермы - внутреннего зародышевого листка, который обычно выстилает кишку. Это несомненное следствие резкого отодвигания рта назад. Так гипотеза Цессарского, основанная на данных классической сравнительной анатомии, получила красивое независимое подтверждение. Осетры во многих отношениях странные существа, но энтодерма, служащая хотя бы на небольшом участке тела внешним покровом - пожалуй, самая большая их странность.

skull

Previous post Next post
Up