Первые упоминания о психологических операциях в военное время относятся ещё к Ветхому Завету. С помощью факелоносцев Гедеон обхитрил мадианитян, заставив поверить, что численность его войска намного превышает реальную. Подобная тактика также применялась Александром Македонским, автором «Искусства Войны» стратегом Сунь Цзы, Чингисханом и многими другими полководцами.
К подобной тактике во время войны за независимость США прибегали обе стороны. Американцы давали земли дезертировавшим британским и гессенским солдатам. Количество перешедших на сторону противника гессенцев составило 5 000, одна шестая часть от их общей численности. Памфлет «Здравый смысл» за авторством Томаса Пейна называли «книгой, которая победила в войне». В это время британцы стремились подорвать американскую экономику и быстро выиграть войну с помощью подделки валюты колонистов.
Печатный станок времён Первой мировой
Однако большинством специалистов считается, что современные психологические операции начали проводить во время Первой мировой. Этому очень поспособствовало наличие средств массовой информации, таких как радио, современные печатные станки, а также новаторские и хорошо продуманные средства донесения информации до целевой аудитории. Среди новых средств распространения информации были самолёты, специальные артиллерийские снаряды, пропагандистские миномётные мины и даже специально модифицированные воздушные шары, к которым крепились листовки.
Пара слов об источниках. При написании этой короткой статьи я использовал более 150 работ. Наиболее важными их них являются четыре. Первая - «Flugblätter aus England 1914-1918» Клауса Кирхнера [Klaus Kirchner]. Вторая - «Flugblätter aus Frankreich 1914-1918» за авторством того же Клауса Кирхнера. Третья - сборник работ Общества изучения психологической войны [Psywar Society], международной ассоциации историков психологической войны и коллекционеров пропагандистских листовок. Четвёртая - часто упоминаемая в дальнейшем превосходная книга Стэнли Сэндлера по общей истории психологических операций США, которую обязан иметь в своей библиотеке каждый интересующийся темой. В этой статье использовано большое количество информации из его работы.
Тем, кто хотел бы детальнее изучить тему психологических операций Первой мировой, я бы порекомендовал Secrets of Crewe House, Sir Campbell Stuart, Hodder and Stoughton, 1920 и Allied Propaganda and the Collapse of the German Empire in 1918, George Bruntz, Hoover War Library, Publication No-13, Stanford University Press California, 1938.
Великобритания
Ты нужен Британии
Пол М. Лайнбэрджер [Paul M. Linebarger] изучал тему британских психологических операций в своей работе Psychological Warfare, Infantry Journal Press, Washington, 1948. Он пишет:
Если рассматривать психологическую войну в общем, то она была одним из главных видов оружия Первой мировой. Соблюдение Союзниками норм политического приличия, Четырнадцать пунктов президента Уилсона, очевидная усталость кайзера и всего того, за что он стоял, рост национального движения поляков, балтов, финнов, чехословаков и южных славян - всё это сыграло свою роль в принуждении Германии к капитуляции 1918 г.
Он добавляет:
В 1914 г. Британия имела одни из лучших в мире СМИ, высокоразвитую прессу, большой опыт международной коммуникации в технических и коммерческих целях, в частности подводный телеграфный кабель, и они достаточно легко поставили эту систему на службу войне… Более того, у британцев имелась превосходная дипломатическая и консульская служба; аналогичные службы Германии имели гораздо большее количество некомпетентных сотрудников и любителей.
В октябре 1946 г. Отдел пропаганды Управления разведки, расположенный в Пентагоне, Вашингтон, опубликовал доклад A Syllabus of Psychological Warfare. Он был подготовлен, в качестве ответа прессе по психологическим операциям Америки, предпринятым в годы Второй мировой. В докладе кратко упоминались британские психологические операции Первой мировой войны, но там основное внимание было уделено политическим операциям, нежели применению листовок:
Они ополчили против Турции арабские страны, и в то же время призвали на помощь мировое еврейское сионистское движение, обещав евреям собственную страну в Палестине. Индию перед лицом немецкой, турецкой и революционной пропаганды замирили Заявлением Монтегю и реформами Монтегю-Челмсфорда.
Гарт С. Джоуэтт [Garth S. Jowett] и Виктория О’Доннелл [Victoria O’Donnell] рассматривают британские методы в книге Propaganda and Persuasion, Sage Publications, London, 1986. Они, в свою очередь, пишут:
Британцы стали лидировать в деле пропаганды, потому как им приходилось рассматривать её всерьёз раньше всех остальных воюющих сторон… Действовало сильное движение сторонников нейтралитета… Немцы, сами того не ожидая, уладили этот внутренний спор вторгшись в Бельгию… Немцы сильно ошиблись, когда решили, что Британия не станет ввязываться в войну из-за «клочка бумаги», но когда Бельгия дала бой «воинственным гуннам», британцы объединились в своём стремлении защитить «маленькую храбрую Бельгию». Этот поток историй о зверствах, хлынувший из Бельгии, стал первым большим залпом пропагандистской войны и немедленно сказался на общественном мнении британцев.
Первой официальной британской организацией, занимавшейся пропагандой, стало Бюро военной пропаганды [War Propaganda Bureau], которое первоначально занималось распространением печатных материалов в нейтральных странах, а потом и в самой Германии, с помощью сторонников по почте из Голландии и Швейцарии. Когда в 1916 г. Дэвид Ллойд Джордж стал премьер-министром… он реорганизовал Бюро военной пропаганды в Информационное управление [Department of Information]. Это ведомство специализировалось на психологической войне против мирного населения вражеских стран ….
Британцы быстро взяли инициативу в формировании общественного мнения. Они убедили мир в том, что распространяют правду, в то время как поступавшая от Германии информация представляла собой ложь и пропаганду.
Виконт Нортклифф
Министерство иностранных дел Британии создало Бюро военной пропаганды в 1914 г. Оно сосредоточилось на распространении листовок, памфлетов и других материалов в странах Союзников и нейтральных странах. Ряд патриотических организаций и некоторые военные подразделения занимались выпуском пропаганды самостоятельно. Поэтому для централизации пропагандистской деятельности Британское правительство учредило Управление военной информации. К концу войны существовало несколько специализированных пропагандистских учреждений. К примеру, Министерство информации во главе с лордом Бивербруком отвечало за психологические операции, нацеленные на мирное население за пределами Британии. В свою очередь, Национальный комитет по целям войны [National War Aims Committee] ведал патриотической пропагандой среди британцев и был отдельной от Министерства информации структурой. Выпуском пропагандистских материалов, ориентированных на вражеские войска, занимались и военные и гражданские агентства. В феврале 1918 г. Директором по пропаганде в странах противника [Director of Propaganda in Enemy Countries] был назначен виконт Нортклифф. Управление состояло из двух отделов. Уикхэм-Стид и Сетон-Уотсон возглавляли секцию Австро-Венгрии, Г.Дж. Уэллс отвечал за немецкую секцию. Австро-Венгрия в психологическом плане была самой слабой из них двоих, и листовки против неё работали хорошо. Премьер-министр Ллойд-Джордж писал в мае 1918 г. лорду Нортклиффу (директору отдела): «Похоже, что вы блестяще организовали пропаганду против Австрии… Я верю, что вскоре вы обратите внимание на немецкую пропаганду на британском и французском фронтах». Первоначально подразделение Нортклиффа размещалось в Адастрал-Хаус. В июле он переехал в Кру-Хаус, городской резиденции маркиза Кру, и прибёг к помощи славянских, хорватских, польских и чешских патриотов в производстве сотен тысяч листовок, ориентированных на различные национальные меньшинства в рядах вражеской армии и призывавшие их дезертировать.
Медаль за потопление Лузитании (лицевая и обратная стороны)
Во время войны в Германии чеканились памятные медали, целью которых была пропаганда своих побед и унижение противника. Примером ужасного пропагандистского провала, который имел неприятные последствия, стала медаль в память о потоплении лайнера Лузитания. Британцы представили её миру как пример безжалостности и отсутствия сострадания у Германии и немцев. Германия также выпустила медаль, высмеивающую ненавистного ей британского пропагандиста лорда Нортклиффа. На одной стороне изображён Нортклифф, макающий своё перо в чернильницу с надписью «Чернила для пропаганды». На другой стороне изображён Сатана, скармливающий миру Times, Daily Mail и другие газеты издательской империи Нортклиффа.
В это время Управлением военной разведки Военного министерства (M.I.7.b) возглавлял бригадный генерал сэр Джордж Кокрилл [George Cockerrill]. В официальной истории M.I.7b (март 1916-декабрь 1918) приводится список их работ:
Репродукции писем и открыток немецких военнопленных… изображающие хорошее обращение с пленными в Англии. Репродукции открыток с фотографиями военнопленных… Фотоальбомы военнопленных… Листовки подстрекательского и социалистического содержания, производившиеся MI7b, призывавшие немецкие войска капитулировать и остановить войну. Листовки, доносившие до немецких солдат информацию, скрываемую их правительством. Еженедельник Courrier de l'Air, предназначенный для поднятия морального духа населения оккупированных территорий.
Объём продукции на 1917 г. составил: 594 000 репродукций 88 писем и 7 открыток военнопленных; 90 000 репродукций 17 открыток с фотографиями; 85 000 многотиражных и 25 000 малотиражных альбомов фотографий военнопленных, а также 25 000 фотолистов из них; 888 200 листовок и листовок-пропусков для сдающихся; а также 250 000 копий 50 номеров еженедельника Le Courrier de l'Air. Общее количество листовок, писем военнопленных, карикатур и т.д., изданных M.I.7b с начала деятельности, составило 25 986 180. Общее количество воздушных шаров, запущенных M.I.7b - 32 694
Подготовка воздушных шаров для сброса листовок на немецкие позиции
В начале войны, когда немцы грозили расстрелом пилотам самолётов, сбрасывавшим листовки, британцы разработали технологию доставки листовок и газет с помощью воздушных шаров. Воздушный шар для доставки листовок изобрёл А. Флеминг. По его утверждению всего было изготовлено 48 000 таких шаров. Он обрабатывал бумагу специальным составом, который позволял наполненным водородом шарам находиться в воздухе три дня.
В своей статье "Propaganda by Balloon", опубликованной в номере The Royal Engineers Journal за апрель 1919, капитан Л.Ч. Питтмен подробно рассказывает о шарах. Вот выдержки из его работы:
«В марте 1918 Королевские инженерные войска взяли под свой контроль производство и запуск таких шаров… шары запускались во Францию два-три раза в неделю (к этим работам было привлечено порядка 100 девушек). С марта 1918 г. до подписания Компьенского перемирия с территории Франции было выпущено порядка 35 000 шаров, доставивших 20 миллионов листовок. В день на территорию противника запускалось до 400 шаров, каждый из которых нёс от 500 до 1 500 листовок.
Немцы делали всё возможное для недопущения хождения листовок. За каждую сданную в штаб листовку предлагалось пять марок. Однако многие немцы были арестованы за хранение листовок…»
Листовки печатались на одинарных или двойных листах различного формата. В углу каждой делалось отверстие диаметром 6 мм для нанизывания на верёвку. Листы оставлялись несложенными.
Капитан П. Чалмерс Митчелл обсуждал агитационные воздушные шары Первой мировой в своём докладе «Распространение пропагандистских материалов на территории противника воздушным путём» от 23 февраля 1918 г. В частности, он сообщает:
В октябре 1917 г. в Управление по воздухоплавательным разработкам [Air Inventions Board] обратились за консультацией по вопросу использования бумажных воздушных шаров и других способов доставки агитматериалов по воздуху. Было установлено, что вопросом занималось Управление разработки боеприпасов [Munitions Inventions], которому был направлен запрос требованием доложить в Военное министерство о практических результатах их экспериментов. В начале февраля 1918 г. Управление разработки боеприпасов сообщило в Военное министерство о готовности к испытанию в условиях фронта нескольких бумажных воздушных шаров и нового способа сброса.
К тому времени в Управлении разработки боеприпасов завершили испытания двух типов шаров, сделанных из промасленной бумаги, диаметром 480 и 600 см соответственно. Они несли груз в 450 или 900 г. Они наполнялись водородом или угольным газом. Последний обладал 1,5 раза большей подъёмной силой, чем последний, однако он меньше подходил для дальних перелётов, т.к. просачивался сквозь бумагу быстрее.
Проводятся испытания бумажных воздушных шаров большего размера для переноса более тяжёлых грузов. Поставлена цель достичь грузоподъёмности 2 кг. Ожидается завершение испытаний таких шаров в течение двух недель.
Что британцы могли сказать о своей программе доставки листовок с помощью воздушных шаров? Исследователь Ли Ричардс [Lee Richards] подготовил в 1918 г. отчёт об использовании воздушных шаров в целях пропаганды. Одним из первых был упомянут факт того, что немецкие солдаты сдавали едва ли каждую седьмую листовку, несмотря на объявленное за них вознаграждение и наказание, грозившее за сохранение пропагандистских листовок. Отсюда следует, что противник верил листовкам и ценил их.
Гинденбург отмечал тот факт, что пропаганда посредством воздушных шаров доходила и до населения Германии через письма с фронта. Он говорил: «Несомненно, многие тысячи людей поглощали отраву». Немецкие пленные подтверждали, что на них влияли агитматериалы, в которых говорилось о: гибели подлодок; гибели дирижаблей; жалких условиях существования в Германии; использовании немецких солдат в качестве пушечного мяса; плохое обращение немецких офицеров и младших командиров с солдатами, а также нелицеприятные цитаты из немецких газет и журналов.
Наиболее сильное влияние оказывали следующие листовки: карта британского наступления на Сомме (таких листовок несколько десятков, так что невозможно точно сказать о какой именно речь); A.P. 71 «Победа или проигрыш?» - листовка о немецких потерях (не приведена в силу большого количества текста); «За что?» - листовка о бомбардировке Парижа на праздник Тела и Крови Христовых, в то время как на Кёльн никаких налётов не предпринималось; A.P. 70 (см. ниже) и A.P. 36 (см. ниже).
A.P. 70 Британская листовка, ориентированная на подрыв боевого духа
На этой листовке изображён раненый немецкий солдат, который смотрит на хорошо одетых богатых граждан на вечеринке. Она называется «Неблагодарность». Этой листовке был присвоен номер A.P.70. Её ввели в обращение в августе 1918 г. Сведений о тираже листовки нет.
Известны некоторые общие цифры по тиражам британских листовок. К примеру, в июне 1918 г. было сброшено 1 689 457 листовок; в июле - 2 172 794; в августе - 3 958 116, в сентябре - 3 710 000; в октябре - 5 360 000; за первые десять дней ноября, до подписания перемирия - 1 400 000. Очевидно, британцы использовали листовки двух основных типов. Номера первого имели код "A.P.". Последний известный номер листовок типа A.P. был 95. Темами таких листовок были ответственность Германии за развязывание войны, провал попытки установления блокады силами подводного флота, вступление в войну Америки с её людскими и иными ресурсами, 14 пунктов президента Уилсона и безнадёжное положение Германии на фронтах.
Ф.Г. Роббс приводит перечень известных британских листовок в 4-м номере журнала Falling Leaf за зиму 1958 г. Он пишет:
Листовки серии A.P. были наиболее эффективными. Поскольку они сбрасывались с небольших неуправляемых воздушных шаров, доставка зависела от направления ветра. Судя по всему, в некоторых случаях листовки распространялись в течение определённого периода, а потому могли сбрасываться вне зависимости от порядкового номера. Очевидно, самые первые из них были выпущены в конце 1917 г. А самые последние - незадолго до подписания перемирия. Р.Дж. Окленд составил для Общества изучения психологической войны Каталог британских листовок, сбрасывавшихся с воздушных шаров на немецкие позиции в 1917-1918 гг. [The Catalogue of British Leaflets Ballooned to German Troops 1917-1918]. Он сообщает: «Листовки серии A.P. отличались наибольшей эффективностью. Однако значение аббревиатуры А.Р. точно неизвестно. Есть предположения "Aerial Post" (Воздушная почта),"Aerial propaganda" (Воздушная пропаганда), "Air Post" (Почта по воздуху) и иные.
Листовка A.P.10
Данная листовка имеет современный вид. Несмотря на то, что американцы предпочитают не использовать изображений раненых солдат на листовках, во время Второй мировой и Вьетнамской войн такие листовки изготовлялись и разбрасывались. На ней изображены немецкие солдаты в разрушенных окопах. Целью листовок определённо была деморализация противника. На ней изображены две фотографии на лицевой и оборотной сторонах. На них обеих имеется одинаковый текст. Листовки распространялись в июне 1918 г. Текст под фотографиями:
Последствия британской атаки
Листовка A.P.17
Листовка A.P.17 изображает немецкую мать, посылающую своего молодого сына на войну. Висящие на стене фотографии в чёрной рамке говорят, что его отец и братья уже погибли на фронте. Они подписаны «Фриц», «отец», «Ганс» и «Вильгельм». В верхней части листовки имеется надпись «BY BALLOON - Durch Luftballon» (Воздушным шаром), а также название «Последний». Внизу написано:
Вы лишили меня детей: Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите, - всё это на меня!
Достаточно иронично, учитывая антисемитскую немецкую пропаганду о время Второй мировой войны, что текст представляет собой цитату из Ветхого завета: 1-я книга Моисея: 42:36. Британцы разбрасывали эти листовки в июне 1918 г. Тираж неизвестен. Официальные описания листовок серии А.Р. с 1 по 43 хранятся в Государственном архиве Великобритании в Лондоне. Они содержатся в документе от 11 мая 1918 г., копии его направлены в «D21951/1» и «№ 10» (Даунинг Стрит, надо полагать). В примечании к А.Р. сказано:
Карикатура прислана Генеральным штабом во Франции. Немецкая мать прощается с последним сыном, которого призывают в армию. Все его братья уже были призваны в войска и погибли на фронте.
A.P.18
На листовке A.P.18 изображены кайзер и его шесть сыновей на параде, в полной парадной форме, в шлемах с перьями и полными медалей шинелями. Они изящно проходят по тропе, вдоль которой стоят тысячи чёрных фигур погибших и тянут руки к гордой семье. В верхней части листовки имеется надпись «BY BALLOON - Durch Luftballon» (Воздушным шаром). Внизу и вверху написано:
Единственная семья, которая никого не потеряла.
Британцы отпечатали 100 000 листовок, которые разбросали в июне 1918 г. Согласно документам Государственного архива, на листовке A.P.18 изображена:
Карикатура на кайзера и его сыновей из журнала 'Life'.
A.P.31
На листовке A.P.31 в верхней части имеется надпись «BY BALLOON - Durch Luftballon» (Воздушным шаром), а также стилизованное изображение черепа, пьющего из стакана с надписью «Германия» на немецком. Эта листовка называется «Отбросы». Британцы отпечатали 100 000 листовок, которые разбросали в июне 1918 г. Согласно документам Государственного архива, на листовке A.P.31 изображена:
Карикатура. По рисунку, предоставленному Генеральным штабом во Франции. Изображение смерти, пьющей жизнь.
Листовка A.P.35
На листовке A.P.35 изображено солнце, встающее над черепом, отбрасывающим тень на кладбище. В верхней части имеется надпись «BY BALLOON - Durch Luftballon» (Воздушным шаром), а также название, цитата кайзера Вильгельма II: «Место под солнцем». Внизу написано:
Ваши правители требуют место под солнцем; но где будет ваше место?
Британцы разбрасывали их в июне 1918 г. Количество листовок неизвестно. Согласно документам Государственного архива, на листовке A.P.35 изображена:
Карикатура. Место под солнцем. По рисунку, предоставленному Генеральным штабом во Франции. Изображено немецкое кладбище, ассоциированное с «местом под солнцем», которое получит немецкий солдат.
A.P.46
Данная листовка интересна тем, что её можно было сбрасывать даже сегодня. Использование аэрофотосъёмки чтобы показать противнику истинное положение дел на войне являет широко распространённым и снадартным приёмом пропаганды. В июне-июде 1918 г. было сброшено 300 000 копий данной листовки. Текст листовки:
Фотография Зебрюгге с английского аэроплана
Рейд на Зебрюгге был проведён 23 апреля 1918 г. Он представлял собой попытку Королевского ВМФ заблокировать бельгийский порт Брюгге-Зебрюгге. Британцы намеревались затопить старые суда у входа в канал чтобы заблокировать немецкие корабли в порту. Порт использовался немецким флотом в качестве базы подводных лодок, угрожавших судоходству Союзников. На фото запечатлены канала и британские корабли - бронепалубные крейсеры HMS Thetis, HMS Intrepid и HMS Iphigenia, заполненные бетоном. При затоплении брандеры оказалась на неверных позициях и смогли перекрыть канал только на несколько дней. Однако британцы были достаточно горды результатами атаки чтобы послать немцам листовки с изображениями канала.
На листовке A.P.47 изображён кайзер, проезжающий на лошади через руины, и на него указываю пальцем привидения и скелеты, один из которых держит в руках петлю для повешения. На ней написано: «Король Пруссии едет навстречу своей смерти». Британцы отпечатали 50 000 листовок, которые разбросали в июле 1918 г.
Листовка A.P. 36
Изготовлено 50 000 листовок, которые разбросали в июле 1918 г. На неё изображена разница между Германией 1914 и 1918 гг. На Верхней картинке изображён кайзер на своей колеснице, которой управляет «Germania», их конь (немецкий народ) ведётся на сочную морковку с надписью «Победа». В 1918 г. «Germania» осунулась до костей из-за блокады британцами немецких портов, рёбра коня видны сквозь кожу, в колеснице теперь сидят гражданские, а на морковке написано «Ложная победа». Кого изображают гражданские - непонятно. Вероятно, это нажившиеся на войне богачи. Листовка доставлялась воздушными шарами.
A.P.49
В верхней части листовки A.P.49 текста нет. На ней изображены Гинденбург и кайзер в окружении боеприпасов, их всех несут на своих плечах раненые и искалеченные немецкие солдаты и измождённые женщины. Гинденбург говорит своему лидеру: «Ваше величество, люди подавлены, они постоянно ропщут». На что кайзер отвечает: «О чём они ропщут? Мы не чувствуем никакой ноши». Изготовлено 50 000 листовок, которые разбросали в июне 1918 г.
Листовка A.P. 50
В верхней части листовки A.P.50 текста нет. На ней изображён небольшой пёс с огромной костью в пасти, которую пытается затащить в маленькую конуру с надписью «Мир». На кости написано: «Прибыль Германии». Изготовлено 50 000 листовок, которые разбросали в июле 1918 г.
Листовка A.P. 59
Изготовлено 250 000 листовок, которые разбросали в августе 1918 г. На этой листовке изображён бандит-социалист с дубиной в руках, стоящий над мёртвым телом «Русской свободы». Используется библейская тема Каина и Авеля. Значение листовки непонятно. Вероятно, британцы намекают на то, что немецкие социалисты профинансировали выход России из войны посредством прихода коммунистов к власти. Листовки доставлялись воздушными шарами. Текст листовки: «Каин»
A.P. 62
На листовке A.P. 62 изображена дорога на Париж, усеянная телами мёртвых немецких солдат. В верхней части листовки написано: «На Париж!»
A.P.74
В верхней части имеется надпись «BY BALLOON - Durch Luftballon». На листовке изображён поток американских солдат, тянущийся от Статуи Свободы в Нью-Йоркской гавани до Франции. Внизу надпись - «Первый миллион». Цель листовки - посеять среди немецких солдат сомнения в возможности победы в войне перед лицом несметных орд свежих американских солдат, присоединившихся к битве. Британцы выпустили эти листовки в августе 1918 г. Тираж неизвестен. Британцы регулярно обновляли эти листовки «Американцы идут». К примеру, в листовке A.P.84, выпущенной в сентябре 1918 г., приводятся последние известные цифры. «Американские войска, прибывающие в Европу: 117 212 в апреле, 224 345 в мае, 276 372 в июне». Листовка 1016, изготовленная в октябре 1918 г., приводит общую численность американских войск в Европе: 100 000 в 1917 г., 1 750 000 в 1918 г., и ожидаемые 3 500 000 в 1919 г. Выпущенная позднее в тот же месяц листовка 1025 сообщала более высокую ожидаемую численность американских войск в 1919 г. - 5 000 000 чел. Неудивительно, что немецкие солдаты падали духом.
(
продолжение)