Мифы о матриархате, 3.

Jul 07, 2011 08:53


Амазонки - последний оплот матриархата.

Итак, для возникновения в каком-либо периоде эволюционно-исторического прошлого человечества сколько-нибудь обширного матриархата нет ни логических причин, ни достоверных доказательств. Об этом написано в заметках " Половой детерминизм -антитеза матриархата" и " Куда поместить Золотой Бабий Век?". Однако адепты матриархатной мысли ещё выдвигают гипотезы, что "возможно" "где-то" "когда-то" существовал "локальный" матриархат, который, к тому же был успешным. Все эти гипотезы на поверку являются одной и той же гипотезой об Амазонках.

Вот и мы временно посчитаем легенды об Амазонках не мифом, как рассказы о левиафанах, циклопах и людей с пёсьими головами, а гипотезой. И попробуем оценить её научную достоверность. Сразу заметим, что для успешности локального матриархата одного племени явно маловато (в чём же тогда "успешность"?) - мы должны обнаружить где-то в истории человечества существование царства-государства, где женщины занимали все высшие посты, а власть передавалась от женщин к женщинам.

Кстати сказать, в обстоятельной мифологии амазонки ходили в походы под предводительством своей царицы, то есть имели своё царство. А также войско, состоящее исключительно из женщин. Мужчин в этом государстве не было. Для сохранения потомства амазонки вступали в связь с соседними народами, оставляя в своём царстве только девочек для приучения их к войне. Сочинители мифов понимали, что большое царство, способное к длительному вооружённому сопротивлению, в агрессивном мире патриархальных племён мыслится гораздо достовернее, чем небольшое селение или племя. Но тогда рассказов самих "летописцев" оказывается недостаточно и встаёт закономерный вопрос - а где же было это царство и где тому доказательства?

Амазонки из могил Причерноморья

Помимо древнегреческой культуры мифы о женщинах-воительницах встречаются и у других народов, но лишь в греческой мифологии амазонки связаны эпосом с пантеоном богов. В поход на амазонок ходил Геракл, на амазонке был женат Тесей, амазонки, как Ахилл и Одиссей, участвовали в Троянской войне. В связи с последним фактом эллинисты склонны помещать дислокацию амазонок именно в Малой Азии, хотя по другим версиям это племя могло находиться ещё в десятке мест. Часто в качестве таких мест фигурирует северное побережье Чёрного моря и река Танаис (Дон) - то есть местообитания не менее легендарных скифов.

Во-первых, о якобы живших в северном Причерноморье амазонках известно из свидетельств Геродота, который никогда сам там не был, но слышал о женщинах-всадницах, у которых есть оружие. Для греков, чьи жены ничего опаснее веретена в руках, как правило, не держали, скифянки, скакавшие верхом на конях и умевшие при случае пустить в ход оружие, представлялись образцом воинской доблести. Во-вторых, об этом якобы свидетельствовали древние скифо-савроматские захоронения, которые относят к V веку до н.э.

Причина археологической нелепицы в следующем. В середине двадцатого века традиционно считалось, что зеркало или костяная ложечка - это чисто женский атрибут. Ложечки, как утверждали ученые-археологи, употреблялись для растирания ароматических мазей, а чтобы эту косметику наносить, савроматские воительницы смотрелись в зеркала. Исходя из этой нехитрой посылки, археологи, обнаружив погребение, в котором меч и наконечники стрел соседствовали с зеркалом или ложечкой, относили его к «женским».

Таким образом ряды загробного женского воинства росли неимоверно, пока в конце двадцатого века шокированные ученые не пересмотрели ситуацию еще раз. Для 63 из 500 захоронений провели антропологический анализ пола. Выяснилось, что савроматские мужчины тоже имели зеркала, а из шести штук костяных ложечек, присутствующих в этой выборке, мужчинам принадлежали пять. Правда, для чего использовали в бескрайних солнечных степях зеркала савроматские воины, учёные так и не сообразили. Да и почему в мужских погребениях ложечки для нанесения какой-то мази хранились вместе с наконечниками стрел, тоже…

В названой выборке из шестидесяти трех захоронений с оружием лишь одно погребение может быть отнесено к женскому, причем определение пола в нем тоже вызывает некоторые сомнения - оно было сделано только на основании замеров черепа, а такие определения, по мнению антропологов, могут дать ошибку в 10% случаев. Существование савроматских амазонок археологически не подтверждается. Та археологическая небылица, на которую ссылаются абсолютно все адепты гипотезы амазонок Северного Причерноморья, всего лишь ошибка половой идентификации захоронений.

Сказки менестрелей

Мифологические сказания о племени женщин-воительниц были популярны всегда и практически везде, несмотря на то, что вживую никто, нигде и никогда этого славного народца не видел. Характерно, что все рассказчики всегда предоставляли возможность столкнуться с амазонками какому-то иному, а не своему народу. И вот тогда красок для услады слуха не жалели. Кстати говоря, художники и скульпторы древности изображали амазонок не только с весьма развитой мускулатурой, но, вопреки идее стрельбы из лука, с обеими грудями.

«Говорят, где-то на берегах Балтийского моря обитают амазонки, их страну называют теперь Краем женщин. Иные рассказывают, что амазонки становятся беременны, выпив воды. Другие говорят, что они зачинают либо от проезжающих купцов, либо от тех, кого берут в плен, либо, наконец, от чудовищ, которые в этих землях не редкость. Когда же дело доходит до родов, то оказывается, что, если плод мужского пола, это циноцефал, а если женского, то совершенно особая женщина, которая будет жить вместе с другими такими же, презирая общение с мужчинами. Циноцефалы - это те, которые носят на плечах песью голову. Их часто берут в плен в Руссии, а говорят они, мешая слова и лай».

Если суммировать все «упоминания», племена амазонок существовали в разных местах с доантичных времён почти до эпохи Возрождения, известны многим народам и участвовали, со слов, во многих войнах. Но они не оставили о себе вообще никаких культурных следов! Допустим, эти племена не умели читать и писать. Но создать изображения, на которых можно было бы распознать всадниц или «цариц», которым подчинялись, доступно даже пещерным людям! А у амазонок, говорят, были сёдла, щиты и железные топоры. Какие-то удивительные неувязки.

Но в этих неувязках нет ничего удивительного, если учесть, что такие «свидетельства» были типичными, обычными для всего этого исторического периода байками. Их назначением было содержать не достоверную информацию, а щекочущую воображение необычности, фантазии, своего рода словесные «спецэффекты». То есть, всё то же самое, зачем люди и сейчас ходят на фильмы «Властелин колец», «Люди икс» и «Аватар». С этим же интересом люди прошлого собирались послушать о заморских чудесах.

Происходило сие «правдивое повествование» примерно следующим образом. Из дальних краёв заявлялся некий бродяга или купчишка, назвавшийся, к примеру, Беллерофонтом, но для местного князька всё равно от бродяги не отличимый. От скуки зовёт князёк путешественника к себе на ужин и просит рассказать о том, что тот видел в дороге. Надо ли уточнять, как много зависит для путника благорасположение хозяина, которое можно снискать удачным рассказом? Но рассказ про пыльные дороги и холодные ночи неинтересен, и путешественник слегка фантазирует о том, о сём.

Наконец, хозяин сам задаёт вопрос: «а не слыхал ли ты по дороге о племени женщин-воительниц, красивых и в бою умелых?» И тут понятно, что Голливуд Беллерофонт «по-честному» покажет всё, на что был куплен билет. Более того, следующему князьку бродяга расскажет эту байку сам, без наводящих вопросов. И только годы спустя, вдохновлённые сто раз пересказанными фантазиями резчики, художники и скульпторы создадут предметы искусства, на которых амазонки выглядят почти так же, как и сейчас мы представляем себе голливудских суперменш.

Мифотворцы-переписчики

Из рассказов различных бродяг, якобы «подтверждавших» необычные фантазии, в результате и генерируются легенды - полумифы и якобы полуправда. Простодушные писцы, такие, как Диодор, не задавшись и малейшей критикой, механически переписывают на пергаменты байки фантазёров:

«Говорят, что одна из них, имевшая царскую власть, провозгласила себя дочерью Ареса, а мужчинам предоставила пряжу шерсти и домашние женские работы; затем она издала законы, которыми а мужчинам предоставила смирение и рабство. У детей мужского пола они калечили ноги и руки, чтобы сделать их непригодными к военной службе, а у девочек выжигали правую грудь, чтобы в пору телесной зрелости она не выдавалась и не мешала им; по этой причине племя амазонок и получило это название».

Как художественное творчество такой текст наверно развлекает и возбуждает. А как историческому свидетельству ему грош цена. У любого здравомыслящего человека непременно должны были возникнуть серьёзные сомнения о вынашивании и вскармливании здоровых детей такими полуженщинами. А существование касты рабов с искалеченными руками и ногами, но прявшими шерсть и выполнявшими домашние работы, вообще немыслимо. Сомнительно, что они вообще могли бы прокормить сами себя. Получается, что с чьих-то слов Диодор записал несуразицу.

Попал сей миф и в «Повесть временных лет»: «Амазонки же не имеют мужей, как скот бессловесный, но единожды в году, близко к весенним дням, выходят из своей земли и сочетаются с окрестных земель мужчинами, считая то время как бы неким торжеством и великим праздником. Когда же зачнут от них в чреве, - снова покидают те места. Когда же придет время родить, и если родится мальчик, то убивают его, если же девочка, то вскормят ее и прилежно воспитают».

Такая практика существования женских племён слабо конкурентоспособна с племенами с мужчинами во главе. Забота о беспомощной беременной женщине, если потом её родившегося рёбёнка убивают - не оправдана. Как сами бабы, из которых одни пацанки, другие старухи а третьи беременные - рубили деревья, рыли колодцы, ставили избы? Не могло этого в реальности быть. Вероятно, правда была не такой легендарной, а крайне банальной - когда почти все половозрелые мужчины племени уходили в поход и не возвращались, половозрелые бабы шли на случку в другое селение, после чего возвращались и рожали детей, себе помощников.

Впрочем, критичные умы, не доверявшие небылицам фантазёров, тоже существовали всегда, хотя наверняка пользовались у желающих развлечений людей меньшей популярностью (какой фильм «Росомаха» привлекательней - известный фантастический боевик о мутантах или научно-публицистический, о жизни росомах в дикой природе?) В то же самое время античного разгула фантастических бредней, в том числе о живущих где-то амазонках, некто Палефат издал трактат «О невероятном».

В нём он подвергает анализу и осмеянию всякую чепуху, которую глупцы распространяют между собой и от которой сами же приходят в возбуждение. Не правда ли, в наш век интернета эта фраза не менее актуальна? Палефат находит свои, более простые и вероятные причины невероятных по своей природе домыслов. Достаётся и мифическому сфинксу, задающему путникам загадки, и драконам, и амазонкам. Вот, на взгляд Палефата, что они такое:

«И про амазонок я утверждаю следующее: это были не воинственные женщины, а мужчины-варвары, которые носили хитоны до пят, как фракиянки, на головах - митры, а бороды сбривали, как и теперь патариаты, живущие у Ксанфа. Поэтому враги и звали их бабами. Вообще же амазоны были племенем доблестным в сражениях. А чтобы когда-нибудь существовало женское войско, невероятно, и сейчас нигде такого нет».
Вот так то - перепиши миф с одного свитка на другой хоть сто раз, правдой он от этого не станет.

Сексуально-психические отклонения

Во все исторические времена повышенное возбуждение и ажиотаж публики вызывали два банальных источника - плотский секс и кровавое убийство. Несомненно, что тогда, когда женщина предстаёт в образе соблазнительной красотки, но опасной, с оружием в руках, в сознании мужчины невольно генерируется вопрос, чего она больше заслуживает - быть трахнутой или убитой. На этом инстинктивном вопросе выбора не устаёт строить свои спекуляции Беллерофонт Голливуд. Но не надо думать, что до Голливуда никто не понимал, что хорошо продаётся.

Однако если бы дело было только в интересах здоровой психики, миф признавался бы только мифом и никто бы не настаивал, что легенда имеет реальную основу. Так отчего же попытки это доказать предпринимаются с маниакальной настойчивостью? Для возникновения стойких фантазий о главенстве в обществе женщин ясно видятся два различных источника психической патологии: источник женский и источник мужской. И оба они являются психической реакцией субъектов на собственную неполноценность.

Для женщин причина выражается в навязчивом отрицании своих обязанностей по отношении к другому полу. В результате видения неполной, усечённой картины взаимной ответственности им постоянно кажется, что их обделяют и притесняют, то есть обманывают - якобы мужчины получают от них больше, чем им, женщинам, дают. В результате этого возникают психопатические фантазии о мире, где "всё наоборот" и позывы привести окружающий мир в соответствии со своими нездоровыми фантазиями. С развитием информационных коммуникаций стало возможным обмениваться этими нездоровыми фантазиями, объединять и издавать "труды".

Например, мадам де Паини писала: "В определенную эпоху мужчина был феминизирован. Он ткал, прял, вышивал, выполнял работу по дому, в то время как женщина играла главенствующую роль". С точки зрения глупой мадам - прясть, вышивать и выполнять работу по дому и есть самая тяжкая доля, которую злые мужчины взвалили на плечи женщин. А под «главенствующей ролью» она не иначе подразумевала поиск полезных ископаемых, добычу железной руды, угля, серы и золота, проектирование и строительство кораблей и оборонительных сооружений, производство стали и оружия, и только уже потом - войну не на жизнь, а на смерть. Без всего этого - главенства не будет. Кто верит, что на всё это женщины способны самостоятельно, без мужчин?

Так же результатом неверной оценки взаимной ответственности в женских фантазиях является всегда заметный крен в сторону "свободы сексуальных отношений". Психически нездоровые женщины считают морально-нравственные ограничения их сексуальной жизни излишними претензиями. Идеальная свобода, в понимании таких нездоровых женщин - это промискуитет и бордель, в котором она может делать всё, что угодно и не нести перед мужчинами, которые ей это позволяют и обеспечивают, никакой ответственности. Женские фантазии о таком обществе сексуальной вседозволенности питают миф об амазонках, которые с лёгкостью попирают интересы мужчин.

Для мужчин причиной их фантазий о главенстве женщин является психическая травма детства, обычная при сугубо женском воспитании. Часто в семьях, где воспитывался такой мальчик, не было отца и ему была внушена вина всех мужчин перед всеми женщинами. Выросший в таких условиях мужчина, который убеждён в своей виновности перед женщинами ввиду того, что способен причинить им вред и одновременно убеждён, что женщина способна и имеет право причинить ему вред гораздо сильнее, чем он ей - психически нездоров.

Для искупления своей вины за "угнетающий женщин патриархат" такой мужчина может запросто стать мазохистом. Он не верит в свои права, но верит, что главенство женщины - это лучшее, что может быть. Он готов считать всякую женщину своей Госпожой, исполнять её капризы, а сам готов стать её услужливым рабом. Признание самого себя ничтожеством лишь по причине убеждения, это явное нарушение психических функций. Этим убеждённым рабам свойственны не только ролевые игры в Госпожу и Раба, но также идеи существования матриархата и амазонок. Эти мифы муссируются намеренно, создавая в обществе пагубные для него тенденции.

Немало современных авторов, в том числе мужчин, освещая мифы о матриархате или об амазонках, называют их «прекрасными легендами античного мира». Ещё понятно, когда к «прекрасным» относят сексапильных, жопастых и сисястых девиц из своих фантазий. Но когда «прекрасными» человек мужского пола называет сами легенды, то есть тексты, в которых женщины убивают мужчин, только за то, что те мужчины, это наводит на мысли о серьёзных психических нарушениях. Кстати, у одного выросшего без отца романтического извращенца была фамилия Бахофен.

Реальность

А теперь, исключив из мифов весь фантастический мусор и добавив немного логики, представим, что же могло существовать в реальности.

Как заметил Палефат, "амазонки" были замечены в бандитских набегах. То, что в таких набегах могли принимать участие женщины, не исключено. У тех же самых скифов-савроматов далеко не всех женщин мужчины соглашались брать замуж или же содержать, поэтому короткая (по сравнению с мужчиной-бандитом) жизнь в набегах была для них лучше немедленной смерти от голода. Разумеется, о высоком статусе бандиток речи не идёт. Вообще в те времена с дамами особенно не церемонились. Лишних девочек по всему миру считали "лишними ртами" и бывало, убивали в младенчестве. Женщин, потерявших кормильцев - выгоняли из селений. Не мудрено, что жившую в лесу одинокую старуху считали нечистью.

Не менее популярны легенд об амазонках сказания о могущественных кастах жриц, якобы присутствовавших при богине-матери в матриархате. Ну, с богиней мы разобрались ещё в предыдущей заметке, а как же со жрицами? Что ж, жрицы действительно существовали, но были они никак не "могущественными". Если говорить просто и грубо, то организовывали шоу мужчины, а девицы выполняли роль чирлидеров - марширующие девушки любому мероприятию добавляют торжественности и помпезности, тем более - шоу древнему и на спецэффекты скудному. Собственно говоря, всякие сплетни о весталках и прочая - это тоже мифы о девицах из "группы поддержки" храмов…

Наконец, скажем о реальных боевых подразделениях из женщин. Как я уже упоминал, это необоснованно дорого, и бедное царство крупное подразделения просто "не потянет". А если тётенек просто вооружить и они сами себе ничего не поотрубают, то вряд ли реальном бою против мужчин у них есть хоть мизерные шансы. Тем не менее, такие роты вполне возможны для всяких принцесс султанов или цариц, озабоченных не столько боевыми действиями, сколько охраной целомудрия своего и своих фрейлин. Например, царица Талестрис, которую упоминает Квинт Курций Руф, имея армию из мужчин-солдат и мужчин-командиров, вполне могла иметь личную гвардию из женщин, доходящей числом аж до 300…

Подведём итог. Для всякого события в истории человечества всегда должна найтись своя причина. Для существования племени или царства амазонок (где бы то ни было) никаких причин нет. Периодические попытки реанимации этих легенд предпринимают немногочисленные извращенки и извращенцы - в оправдании своих фантазий. А что же есть? Бандитки-отщепенки, церемониальные шоу циркачек и «личная гвардия» цариц - вот и вся возможная суть всех мифов об амазонках. И она же была базисом для сочинения небылиц случайными проходимцами. Как и сказок о левиафанах, циклопах, сиренах или людей с пёсьими головами...




Previous post Next post
Up