В грёзах о космической солнечной электростанции

Aug 29, 2012 10:41


Очередная космическая гонка намечается между Россией и США, если верить заявлению представителя российского ЦНИИ машиностроения. Речь идет о строительстве электростанции, работающей на орбите и передающей электроэнергию на Землю. «Россию ждет обесценивание ее ресурсов», - заявляет ученый. Если, конечно, наша страна первой не сделает такой аппарат.

Связи с этим интересны не столько сами захватывающие дух проекты, сколько история их развития. Поскольку космонавтика долгие годы оставалась сферой исключительной юрисдикции национальных правительств, на протяжении сорока лет данный, один из наиболее прорывных проектов в истории человечества, не находил своей реализации, так же как трансконтинентальная железная дорога, например.

Показательно, что сейчас наибольших успехов в реализации проекта космической солнечной электростанции (уже заключен договор на поставки энергии) добились японские и американские частные корпорации, которые скорее всего его и реализуют, так же как они успешно уже реализуют проекты телекоммуникационных спутников (2), суборбитальных туристических полётов, космических гостинниц и дешёвых ракетоносителей, разрабатывая даже грандиозные проекты космических лифтов. В Росси же уже ряд экспертов с умными лицами заявили, что всё это туфта и спекуляции. Может быть и спекуляции, однако Наполеон в отношении проекта парохода говорил нечто подобное, что уже в другую эпоху говорил секретарь ЦК КПСС Устинов, утверждая, что лучше он в Узбекистане построит солнечные батареи, чем на орбите. Вложились бы тогда в космическую энергетику и одно потянуло за другое и на Луне и Марсе бы уже наши города стояли, а так лишь среднезиатских гастарбайтеров получили.

Фишка тут в том, что инновации сопряжены с неизбежными рисками, зачастую превосходящими ближайшую пользу. Однако частный собственник может себе позволить авантюры и причуды, ряд из которых оказывается прорывными. Государственные чиновники распределяют чужие ресурсы и распоряжаются ими не то чтобы более ответственно и осмотрительно, но ориентированы на получение более краткосрочных результатов, ориентированных на получение быстрых политических дивидентов. Поэтому так редко с этими казёнными ресурсами связаны какие-то инновации, продвигаемые энтузиастами. Исключение составляют военные технологии, так же прежде всего потому, что это почти монополизированная государством область экономики.

Соответственно развитие частного бизнеса в космонавтике будет способствовать её динамичному развитию много эффективней чем сколько угодно умных речей и правительственных субсидий. Не удивительно, что наиболее последовательные левые радикалы частенько заявляют, что нефиг заниматься освоением космоса, когда народы Африки голодают. Пол Пот в этом отношении был наиболее последователен и решил, что нефиг и в городах жить и интеллигенции всякой существовать, а нужно вернуться к крестьянскому хозяйству в полях. Чем это закончилось широко известно - благие намерения, в отличие от несправедливо порицаемых эгоистических амбиций, жажды корысти и познания, частенько ведут подобной дорогой. Вот и сейчас углубившиеся в популизм политики по всему миру пытаются вылезти из долговой ямы и удержать власть - им явно не до космических инноваций. Проблема однако в том, что для успешного продвижения подобных инноваций со стороны частных капиталов, им нужно хотя бы не мешать, отбирая основную прибыль налогами и непродуктивными издержками, удушая регулированием и тем более монопольным контролем целых отраслей с недобросовестной конкуренцией (так например сейчас частные производители ракетоносителей умудряются успешно конкурировать с субсидируемыми налогоплательщиком государственными системами орбитальных пусков).

Пока ситуация в космонавтике достаточно плачевна и посрамляет память о великих отечественных пионерах её освоения, вроде Циолковского и Гагарина. Доля огосударствлённой космической отрасли России на мировом космическом рынке составляет лишь 2%, тогда как доля США со своим созвездием частных подрячиков всего и вся и самостийными энтузиастами освоения отрасли, достигает 70%, хотя разница в ВВП наших стран радикально меньше, что иллюстрирует непропорциональное отставание России в отрасли, даром что она считается объектом наибольшей национальной гордости.

Впрочем, положительные изменения в этой сфере наметились даже в России, где Роскосомс сейчас преобразуется из неповоротливого бюрократического ведомства в госкорпорацию, после чего он сможет шире использовать в своей системе открытые конкурсы, публичный контроль и рыночные механизмы, отбирая разных подрядчиков и в конечном итоге преобразуется в ОАО, которое может быть приватизировано, став динамичным и конкурентоспособным созвездием предприятий. Если кто забыл, суть даже сталинского подхода в вопросах инновационного прорыва в ВПК, заключалась в создании нескольких конкурирующих между собой конструкторских бюро соревновавшихся друг с другом - унаследовав львиную часть пороков советской системы, мы позабыли о её преимуществах, имеющих в сущности ту же природу, что и в других странах. По сути это - ущербная версия того же рыночного подхода, благодаря которому современная западная и азиатская проклятая капиталистическая экономика опережает российскую неповоротливую бюрократизированную систему. Пока эти врождённые пороки отечественной космонавтики не будут преодолены, вряд ли мы сможем достигнуть адекватного положения в этой отрасли в соответствии с нашим историческим вкладом и национальными амбициями.

рынок, космонавтика, футурология, капитализм, космическая энергетика, история

Previous post Next post
Up