Мокрое дело

Aug 26, 2012 21:11

image Click to view

Поезд Москва-Кишинев "заминировал" пьяный пассажир

Хотя дело было на Украине, но повод порассуждать на счёт этой проблемы есть и в России, ведь более 50% заключённых в отечественных тюрьмах совершили свои преступления в нетрезвом виде. А ещё сегодня мне пришлось проехаться в московском метрополитене в крайне неприятной компании в дупель пьяных и постоянно падающих граждан. К сожалению лица принимающие решения в стране ездят в метро ещё реже меня, поэтому вряд ли мы дождёмся адекватных и форсированных мер, но подготовить теоретическую базу на этот счёт мы уже можем. Это специфическая и очень острая для нас проблема в которой вряд ли обойтись без решительных мер.

Та политика, что проводится сейчас в части повышения акцизных сборов в отдельных сегментах алкогольного рынка фактически нацелена на извлечение из этой проблемы бюджетных доходов, а не совсем на её решение. И в Российской империи и в Советском союзе проблема пьянства целенаправленно культивировалась в условиях прямой заинтересованности бюджета в сборах с этой болезни. Истории известны даже случаи карательных рейдов направленных на подавление трезвеннической низовой самоорганизации в народе.

В условиях современного продолжающегося кризиса постоталитарного синдрома, когда коммунизм строить перестали, а особо массовой альтернативы так пока и не появилось, потребление алкоголя закономерно подскочило, хотя и раньше не было таким уж маленьким. В последние годы на фоне комплексных позитивных тенденций происходит снижение уровня потребления алкоголя в стране, но оно по прежнему крайне высокое и издержки колоссальны - кроме вышеобозначенных криминальных потерь львиная доля смертности от сердечных заболеваний, несчастных случаев и т.д. фактически вызвана всё этой же первопричиной.  Безусловно, человек с полноценной жизнью и приличной зарплатой не будет бежать на дно стакана, однако ситуация зашла в тупик - например в ряде сёл уже открываются аграрные предприятия что предлагают работу, однако её некому брать, поскольку все бухают.

При этом меры нацеленные против производства и распространения алкоголя вовсе не являются оптимальными, ведь они ударяют и по международной конкурентоспособности отечественной продукции (а от экспорта её за рубеж никаких проблем внутри страны не образуется, одна лишь прибыль и новые рабочие места), бьют по потребителям алкоголя как таковым (включая просто практически безвредно релаксирующих граждан, туристов и тех бедных бабушек, что делают на водке лекарственные настойки) и рискуют исказить структуру потребления алкоголя, сбив ту положительную тенденцию замещения крепкого алкоголя, что наметилась в последние годы. Меры ограничения торговых точек которым по закону можно реализовать алкогольную продукцию фактически создают монопольные преимущества для ночных клубов и крупных ритейлеров, что тоже вряд ли является адекватным шагом.

Куда более полезной мерой была бы не борьба с алкогольной индустрией как таковой, а с её неадекватным потреблением, в частности остро актуальным для страны является введение запрета нахождения в алкогольном (заодно и наркотическом) опьянении в общественных местах (государственной, региональной и муниципальной собственности, без учёта частных увесилительных заведений и прочей частной собственности включая пассажирские места автомобиля). В случае обнаружения человека в состоянии алкогольного опьянения на улице (или хотя бы в подьезде дома по заявкам счастливых соседей или на чужой частной собственности по требованию её владельца), первые два подобных случая в течении допустим 5 лет, могут наказываться солидным штрафом (1-5 т.р.+доставка) с принудительным сопровождением до дома/гостинницы, тогда как следующий подобный инцидент уже может караться принудительным лечением от алкогольной зависимости, с оплатой разумеется так же за счёт поциента. В случае если речь идёт например о вечно пьяном бомже который не может оплачивать штрафные санкции, то уместно их заменять обязательными работами, но это уже отдельная история. Факт в том, что и проблему бомжей данная мера позволит почти полностью решить, принудив их к ресоциализации.

Сейчас в развитых странах укрепляется практика принудительного лечения наркоманов, однако алкоголики ничем принципиально от них не отличаются, просто их много больше и в нашем обществе это считается меньшей экзотикой и меньшим грехом (а в некоторых гашишных исламских странах например наоборот). Очевидно, что политика в данной проблеме должна концентрироваться не на попытках извлечения прибыли из алкогольной индустрии с лоббистской грызнёй пивного и водочного лобби, а должна быть направлена на ресоциализацию тех больных людей что не могут потреблять алкоголь, да простят меня за эту формулировку бойцы СБНТ, в "цивилизованных" рамках. Напились группой товарищей в ресторане - мирно сели в такси, тихонько доехали до дома и спать. При этом часть тротуара непосредственно у ресторана может быть частной собственностью на балансе заведения и тем самым свободной от этой нормы и не позволяющей устраивать целенаправленные засады полицейских на выходе из кабаков. Толпы же праздно шатающихся пьяных зомби по городам и весям России представляют прямую и явную угрозу для окружающих и для самих себя, инициируя пьяные патасовки, грабежи, ДТП и т.д. Сам их вид является актом травмирующим детскую психику и эстетику много больше чем запрещённое сейчас непосредственное распитие алкоголя на улицах, пропаганда гомосексуализма, мат или даже эксгибиционизм с разжиганием розни.

При этом с точки зрения философии свободы и прав человека здесь нет особого нарушения, ведь общественная - государственная и муниципальная собственность это объект коллективной собственности и так же как руководство какой-нибудь корпорации может требовать от своих работриков соблюдение дресс-кода, так и общество и государство могут устанавливать те или иные ограничения на поведение и состояние нахождения на территории этой собственности.

Любой участковый Вам скажет где живёт тот или иной терроризирующий свою семью и соседей пропойца которому осталось лишь несоклько лет до тюрьмы или смерти. Подобная норма позволит разорвать эту закономерность и будет одной из самых лучших мер профилактики преступности - лучше будет разве что расширение возможностей самообороны и создание благоприятных условий для роста экономического благосостояния, но одно другому не мешает.

Что же касается норм ограничивающих производство и реализацию алкоголя, то на фоне вышеописанного запрета особый смысл в них отпадает, однако они могут (и должны) быть переданы в полное ведение местного самоуправления, способного более гибко реагировать на местную специфику - от введения на особенно кризисной территории (вроде вымирающих северных и сельских территорий, суровых промышленных районов) полного сухого закона, до снятия каких-либо ограничений на сей счёт на благоприятных курортных высокоразвитых территориях, где внутренняя сознательность граждан позволяет не опекать их по такой мелочи.

И да, кстати, аналогичная мера была бы актуальна и в отношении курения. Тут всё ещё проще - принудительное лечение не требуется, только высокие штрафы за курение в публичных местах, а правовые основания здесь ещё более очевидные, ведь прямой ущерб окружающим от пассивного курения бесспорен. С тем же успехом люди могут радиоактивные болванки таскать по улице безнаказанно или химическое оружие распылять - какие-либо апелляции к свободе и правам человека в этих случаях являются прямой их профанацией. 

алкоголь, законодательство, прогибиционизм, ЗОЖ, преступность, экология

Previous post Next post
Up