Египетский урок

Jun 20, 2012 20:57


Важнейшая международная новость последних дней, после сохранения агонии ЕС из-за победы консерваторов в Греции - это усугубление политического кризиса в Египте, где после свержения авторитарной деспотии Мубарака власть взяли на себя военные, что типично для исламских стран (см. историю Турции в 20 веке). Однако потом им пришлось проводить демократические выборы и по их результатам власть в стране уверенно концентрируют исламские радикалы из числа "Братьев-мусульман" и "Ан-Нур" обещающих построить в стране исламскую республику и всё в этом духе по заветам судьбы Афганистана и Ирана. Они взяли на двоих 71% мест в нижней палате парламента.

Следует учесть, что это стало возможным не без участия старого режима, который на протяжении всех этих лет всячески подавлял и боролся с политической оппозицией из числа исламистов, сделав их таким образом народными мучениками и героями. Вообще это характерная черта авторитарных режимов - замораживая страну для умеренной политики они таким образом усиливают позиции радикалов и экстремистов, открывая им власть после своего неизбежного и тем самым только ускоряющегося конца. 

Дальше-больше. В попытке хоть как-то отыграть уходящие позиции, Высший Военный Совет Египта провёл выборы в верхнюю палату парламента - Совет Шуры, где за счёт более многоярусной и мажоритарной избирательной системы, а так же с возможностью назначать туда от имени своих президентских функций треть депутатского состава, военные надеялись укрепить свои властные позиции, тогда как многие критики заявляли, что это лишний и дублирующий орган которые следовало бы в принципе распустить.  В результате одни только "Братья-Мусульмане" взяли там 58% выборных мест, дополнительно упрочив своих позиции и дальше.

Между прочим - "Братья-Мусульмане" - это международная исламистская организация подобная "Аль-Кайде" и насчитывающая порядка полумиллиона членов. В России официально признана экстремистской террористической организацией.

В преддверии президентских выборов военный совет разогнал оппозиционный себе парламент - исламисты справедливо заметили, что это узурпация власти, а их кандидат на президентских выборах одержал победу о которой они уже успели заявить, хотя официальные итоги выборов не оглашены. Здесь кстати мы имели удовольствие наблюдать классические основы пропаганды - поскольку именно исламисты первыми громогласно заявили по победе своего кандидата, именно оппоненты вынуждены оправдываться и выглядят на этом фоне не убедительно.

Понятно, что военный совет не пойдёт на признание победы своих противников, от которых они десятилетия оберегали власть в стране, и вот в столицу стягивается бронетехника и войска. Дальнейшее развитие событий немного предсказуемо - не для того египтяне делали революцию, чтобы потом смириться со столь очевидной узурпацией власти, тогда как военный совет тоже не без оснований полагает, что приход к власти в стране исламистов погубит страну, не говоря уже по последствиях в том числе и судебных, для их судьбы.

Наиболее вероятный новый президент Египта - Мурси Мохамед - очень интересная личность, инженер работавший в NASA, обладатель американского образования, вернувшийся в страну и возглавивший там политическую партию "Братьев-мусульман", сделавший карьеру на обличении местного кровавого режима, его коррупции и авторитаризма. Между прочим, он же является просто патологическим противником Израиля и "ультраконсерватором", сторонником запрета не исламской литературы, светских развлечений и законодательных запретов на участие в государственных постах не мусульман и женщин.

Короче говоря революция в стране не закончилась и сейчас она стоит на гране новой гражданской войны. Демократия очевидно не решила всех проблем общества, а только обнажила их во всём их ужасе. Рассматривать демократию как средство социальной эволюции весьма затруднительно, по крайней мере это очень не самостоятельное средство. С другой стороны понятно, что и предшествовавший авторитаризм не только не принес решения проблем, но и спровоцировал ту пропасть в которую сейчас залезает египетское общество. А всё почему? Страна остается относительно бедной, с 6 тысячами долларов ВВП на душу населения, что почти в три раза меньше чем в России и почти в 8 раз меньше, чем в США, например. В этих условиях общество будет одержимо идеями борьбы с внешними врагами и чисток внутри себя, будет купаться в мракобесии и самых примитивных предрассудках. Любые демократические выборы будут это только вываливать наружу, приводя к власти наиболее реакционные в своей воинственной примитивности силы. Бедному человеку не так интересно стать богаче и лучше жить, как забить камнями инакомыслящих и уничтожить Израиль который якобы виноват во всего его бедах, а точнее он искренне верует, что именно это сделает его жизнь лучше.

Египет оставался страной с несвободной экономикой, с индексом экономической свободы существенно ниже даже своих региональных соседей, более чем на десять пунктов отставая по этому показателю даже от региональных лидеров. Пока самая экономически свободная страна арабского региона - Бахрейн, демонстрировала темпы годового роста в +11% ВВП , рост благосостояния Египта шёл лишь на +3-6% ВВП годовых. По Закону Чёрной Королевы общества не только вынуждены постоянно развиваться, но и делать это быстрее всех.

- У нас, - сказала Алиса, с трудом переводя дух, - когда долго бежишь со всех ног, непременно попадёшь в другое место.
 - Какая медлительная страна! - вскричала Королева. - Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте.
В последние годы своего правления до Мубарака дошли те угрозы в которые он завёл страну, были предприняты существенные попытки по снижению налогов и регулирования, упрощения режима инвестиций, однако всего этого было уже не достаточно и было поздно. Освободительные реформы нужно было проводить масштабные и заранее, а не затягивать с их проведением, когда исламисты уже окончательно поднялись на ноги.

Собственно это очень показательная ситуация. И ладно, в Египте даже особых запасов нефти нет, но вот например богатая "социалистическая" Ливия, несмотря на всё своё благосостояние скинула своего правителя. Ладно Бахрейн или Катар, с их абсолютистскими монархиями - их стабильность можно списать на залежи нефти (которые впрочем не помогли режиму в Ливии), но вот например Сингапур - с 1965 года там правит одна правящая партия и природных ресурсов там особых нет, даже воду вынуждены импортировать из-за границы, что не мешает этой стране быть одной из самых богатых и стабильных, как впрочем и не многим более демократическому Гонконгу например.

В этом контексте  и Мубараку и перенявшему власть военному совету для сохранения своего положения вещей следовало бы концентрировать реальные и куда более масштабные усилия на снижении государственного вмешательства в экономике при одновременном приведении в тонус системы правопорядка, находя в себе силы для увольнений и посадок. Вся мировая практика достаточно ярко показала, что только так национальное благосостояние и возникает. А там где это происходит снижается уровень радикальности и люди даже самые не демократичные режимы могут терпеть. В России эти истины так же упорно игнорируются, видимо со столь же трагическим исходом. Если демократию и сдерживать, то только при параллельном высвобождении частной активности в экономической сфере, иначе социальный паровой котёл непременно разорвёт, что мы и наблюдает по всему арабскому миру и даже в собственной стране. 

экономика, исламизм, Египет, эмансипация, выборы, демократия

Previous post Next post
Up