Оптимальная военная реформа

May 16, 2012 08:36


В ходе продолжительных дискуссий между сторонниками контрактной и призывной систем вооружённых сил мы кажется нашли компромиссный вариант. С одной стороны понятно, что военное дело это такое же ремесло, как и любое иное, на него так же действуют принципы разделения труда, специализации и высокие требования профессионализма. Все кто говорят о том что наёмники продадут Родину при первой возможности пусть протрут глаза и вспомнят что весь офицерский состав вооружённых сил - суть те же наёмники по контракту, которые всю историю человечества были теми самыми профессионалами которые оказываются должны предать страну при первой возможности. С другой стороны Россия имеет крайне печальный опыт массовых войн и учитывая наших могущественных соседей нам в отличие от "островных" США или Англии действительно жизненно важно сохранять крайне высокую степень милитаризации общества, поддерживая свой мобилизационный потенциал.

Собственно решение этого противоречия можно пронаблюдать в тех немногих европейских странах где призывная система сохранилась - она там имеет прежде всего образовательные функции тогда как собственно национальной безопасностью в мирное время занимаются компактные высокопрофессиональные вооружённые силы. В России следовало бы реализовать тот же подход, сформировав ядро регулярной профессиональной армии ограниченное например 200 000 высококлассных контрактников и наладив при этом не репрессивную, а образовательную практику военного призыва, полностью убрав все кроме крайне ограниченного перечня медицинских отсрочек, призывая в армию и юношей и девушек, но призывая на крайне ограниченные сроки необходимые только для первичного обучения потенциальных солдат на случай мобилизации.

Собственно период призыва в армию может ограничиваться тремя месяцами (столько требовалась призывникам обучаться во время ВОВ) на которые бы забирались почти тотально все выпускники школ или студенты-очники в период летних каникул, с возможностью для уже работающих лиц разбить период этого призыва на несколько лет, так чтобы человеку не приходилось терять работу, а достаточно было бы использовать период годового отпуска или больничного. Защита Родины - долг каждого, поэтому предусматривать при этом какие-либо материальные компенсации или финансовое обременение работодателей не уместно. В рамках этих оговорок было бы целесообразно поднять верхнюю планку призывной системы например до 35-40 лет с существующих 27, а нижнюю для выпускников школ опустить до 16 лет - если человек в это время получает право половой дееспособности, то уж автоматом владеть он тоже может обучиться.

После прохождения базового призывного курса рядовые запаса поступали бы в военный резерв и далее уже могли бы повышать свою военную квалификацию с периодическими мобилизационными сборами для желающих повышать своё звание в резерве или получить разрешение на владение теми или иными типами военного оружия (например прикупить для хранения на дому гаубицы или танк, как это реализовано в Швейцарии или Прибалтике).

Такая система позволила бы искоренить вопиющую коррупцию в призывной системе и совместила бы в себе все плюсы как профессиональной, так и призывной армии, сделав при этом службу в армии не обременительной, но интересной общенациональной задачей гарантирующей при этом в стране массовый многомиллионный и боеспособный военный резерв способный в случае необходимости мобилизоваться в короткие сроки.

Итак, повторим ключевые пункты оптимальной военной реформы:
- создание ядра высокопрофессиональной регулярной армии из 200 тысяч контрактников (увеличив их с нынешних 100 тысяч) + офицерский состав способный обучать призывников, участвовать в их мобилизации и командовании;
- снижение призывного периода службы состоящего из базового военного образования в вооружённых силах с нынешнего года до 3-х месяцев;
- предоставление возможности работающему призывнику выбирать в течении года период своей службы с возможностью его распределения по месяцам на несколько лет;
- устранение гендерной дискриминации и призыв в вооружённые силы граждан обоих полов;
- устранение абсолютного большинства отсрочек от армии (в первую очередь образовательных) за вычетом исключительных медицинских и социальных оснований (беременность, паралич, слабоумие, опека единственного родственника за несовершеннолетними и инвалидами);
- повышение предельного призывного возраста с 27 до 40 лет, снижение его нижнего предела с 18 до 16 лет;
- введение обязательной нормы участия в военном резерве (и службы в армии) для госслужащих в возрасте до окончания призывного периода;

На выходе мы получим реально боеспособный массовый военный резерв на случай мобилизации и устранение основных пороков призывной системы в виде массового от неё откоса, коррупции, потери трудовых навыков, вопиющей несправедливости и т.д.

Кстати в рамках этих же столь системных изменений представляется целесообразным совмещение паспорта и военного билета для простоты мобилизационного контроля и сокращения бюрократии. 

вооружённые силы, реформы, война, призывная армия

Previous post Next post
Up