Первые признаки скорого банкротства

Jan 20, 2013 20:43

Работа управляющего в деле о банкротстве нервозная, но интересная.

Делюсь несколькими наблюдениями об общих чертах компаний, попадающих к нам в производство.

1) - плохой, неаккуратный учет (управленческий или бухгалтерский или и тот и другой) - 99% компаний. Не поверите, 80% санкций, описанных в актах проверки, что я вижу, применены обоснованно. Затраты отнесены не на тот период. НДС взят к вычету неправильно. Очень банально. Бухгалтер реально неграмотный/ нелюбопытный/ ленивый/ безответственный (или все вместе). А директор не вникал, т.к. "не его это уровня дело". Часто после того, как в результате криво заполненных отчетов налоговая блокирует счет и работу компании, бухгалтер устраняется от решения проблем, оперативно увольняясь "в связи с просрочкой выплаты зарплаты". Вполне законное основание, кстати, а то, что просрочка выплаты вызвана арестом счета налоговой, по итогом сданных бухгалтером деклараций - ну, такие нюансы суд не учитывает.

2) излишнее дистанцирование от компании лиц, принимающих решения. розовые очки и желание "вести бизнес под пальмой". "зачем мне это знать, я для этого плачу деньги юристу/менеджеру/бухгалтеру/директору"

А бывало, что директор на вопрос "какие налоги вы уплачиваете?" отвечал "откуда мне знать." (Компания, не секонд в марьиной горке, а вполне себе в 10 лидеров отрасли, сотни сотрудников, контракты с 6 знаками долларов.)

Уже привык к тому, что реальный список активов и долгов отличается от представленного процентов на 30-40. Причем сам владелец (!) толком не знает и не может пояснить, кому и сколько компания должна и чего и сколько у нее есть.

2) - излишняя самоуверенность, препятствующая обращению к любым внешним консультантам (плохим, средним, хорошим), лишает шансов устранить / минимизировать проблему, на том этапе, когда  это возможно малой кровью. Позиция - "если я не знаю, как это сделать, значит никто мне не поможет" встречается тоже довольно часто.

Пример: строительная компания закрылась из-за неоплаченной крупной для нее суммы дебиторской задолженности. Заказчик - гос.компания. Директор 6 месяцев не подавал в суд, надеясь решить проблему личным контактом. Не решил. За это время наросли текущие затраты, персонал после 4 месячной просрочки зарплаты кто уволился, кто в суд подал. Поставщики материалов, утомленные бесконечными обещаниями оплаты, подали в суд и исполнитель арестовал имущество. Продолжать работу стало невозможным. Вывод: если бы срочные меры предпринимались в начале 6 месячного срока - компанию можно было бы спасти. Поскольку директор не разглядел реальных масштабов угрозы, не воспринял ее всерьез - компания погибла.

3) - когда начинаются убытки, и поступающих денег перестает хватать даже на текущие затраты, владелец не пересматривает коренным образом политику компании, а продолжает действовать по наработанной схеме, надеясь, что это временные трудности, и скоро все будет "как раньше". В результате убытки из приемлемых 20-30 тысяч набегают до 200 -300 и тут уже маховик останавливается так, что его больше не запустить.

4) воровство менеджмента и персонала, вызванное в первую очередь тем, что владелец а) реально не в курсе, что происходит в компании б) отстранился от управления. Как только сотрудники /управленцы это поняли - большая вероятность нести потери.

Вроде банальные вещи, а есть и опытные и умные и богатые люди, которые из-за несоблюдения таких вот простых правил теряют значительные для них суммы, приносящие доход компании, репутацию, слаженный коллектив.
Previous post Next post
Up