Apr 17, 2013 14:15
Закончилась единственная лекция на сегодня, я пришел в лабу, ничего не охота делать. Решил запилить небольшой рассказ про начало моего учебного года.
В общем, сразу после возвращения с "каникул" (в кавычках, потому что на самом деле я должен был быть в это время в лаборатории и заниматься работой, но я прогулял три недели, и совсем не жалею об этом) в Баку у меня началась магистратура. Я пропустил health check и церемонию начала учебного года, которая по рассказам очевидцев, была очень красивой и торжественной. Но примерно зная как подобные мероприятия проводятся, я даже рад, что не пошел. Мы то знаем как все происходит - выходят один за другим японские дядьки в костюмах, и произносят речи вроде того как они ждут от нас хороших результатов, дают всевозможные напутствия вроде учитесь детки хорошо, слушайте ваших сенсеев, и прочую ерунду. Короче говоря, на таких церемониях очень сложно не заснуть. Еще у нас до начала учебного года была медицинская проверка для всех студентов, ее я тоже прогулял. Но меня потом "обслужили" в индивидуальном порядке - взяли анализы, измерили все что можно, дали заполнять анкету с очень странными вопросами, в японском стиле - "возникает ли у вас периодическое желание убить себя?", "часто ли вы бываете в депрессии?", "используете ли вы наркотики?" Мне просто интересно - что они сделают, если я отмечу там везде "да"?
Но на ориентейшен для студентов я случайно попал. Он проводился буквально на следующий день после моего приезда. Ориентейшен - это сбор всех новобранцев в специальном зале, где всем выдают папочки с набором гайдбуков по студенческой жизни, каталог с расписанием предметов на каждый семестр, гайдбук по системе оценивания и кредитам, а также было несколько презентаций с обьяснением всего этого. Естественно, все это было на японском. Честно скажу, из всего сказанного на ориентейшене я понял чуть более, чем ничего. Вообще мое восприятие японского языка какое-то очень странное - иногда я понимаю сложнейшие вещи практически полностью (например сегодня я понял ну практически всю лекцию полностью, хоть она и была на японском), а иногда вообще не понимаю простые вещи. Я понятия не имею от чего это зависит. В общем, из всего ориентейшена мне удалось извлечь только одну единственную вещь - что за "нелегальное" использование университетского вайфая (скачивание фильмов, пиратского софта, и так далее) - карают жестко и беспощадно. Что ж вы этого раньше не сказали, когда мы с Игор-саном после лекций японского смотрели пиратское аниме на казенном универском телевизоре? И еще одна полезная штука, которую я получил на ориентейшене - это новый student ID card для студентов магистратуры - такой красивенький, с моей фоткой и электронным чипом. Теперь, благодаря этому чипу, я могу открывать и закрывать двери во всем кампусе! Видите, какая разница между обычным исследователем и магистром? Какие привилегии! Без шуток, это реально круто - сколько раз было, когда я не мог выйти из кампуса, когда он был закрыт. Мне приходилось ловить какого нибудь семпая, проходящего мимо, и говорить "выпустите меня, ну пожааааалуйста!"
Насчет всего остального - системы кредитов, и как вообще будут проходить лекции - я ничего не понял. Но наш глава инженерного департмента оказался очень дружелюбным чуваком, к тому же говорящим по-английски (или, как я называю их "английский" - катакангриш). После ориентейшена мы (я и еще пару гайджинов) назначили ему встречу, где он нам все подробно обьяснил уже на английском. И я снова ничего не понял. Хорошо, что мне на помощь пришел мой бангладешский друг, который обладает очень важной и уникальной способностью - добывать информацию. Серьезно, я не знаю откуда, но он просто клад ценной информации, он постоянно что то новое узнает - например о том, какие лекции и когда лучше брать, а на какие не стоит тратить время. В общем, он узнал все подробности об университетской системе, а также всякие нюансы вроде того как легко получить по несколько кредитов тут и там.
Короче говоря, система построена следующим образом. Есть каталог курсов (лекций), каждую лекцию проводит какой-то конкретный сенсей, который сам же разрабатывает метод-систему подачи материала, сам решает как оценивать студентов, какие давать им задания, и так далее. Например, один сенсей может тупо читать каждую неделю по лекции, а потом каждый студент должен написать короткий "отчет" по этой лекции и сдать ему. Другой сенсей у нас разбивает студентов на группы, выдает каждой группе по теме, и мы сами должны изучить материал, и сделать по ней презентацию. Это самый часто встречающийся вариант проведения курсов.
Вообще, в целом, система построена на самообучении. И в отличие от Баку, в Японии абсолютно нормальным считается, если студент знает больше сенсея. Точнее говоря - студент должен знать больше своего сенсея. Сенсей может просто провести курс лекций и дать тот материал, который он сам изучал и сам знает. Но ведь информация, особенно в IT-мире, часто меняется и быстро устаревает. Появляются новые методы, а старые становятся неактуальными. И если студент напишет отчет или сделает презентацию основываясь только на том, о чем рассказывал сенсей - он скорее всего зафейлит курс. Нужно самостоятельно искать дополнительные материалы, читать книжки и научные работы. Подтвердить, дополнить или опровергнуть то, о чем говорил сенсей на лекциях. Даже на ориентейшене нам сказали - "ваши идеи важнее ваших знаний". Это главный принцип обучения в Японии (или по крайней мере, в нашем университете). Вот буквально только что я вернулся из офиса Фуджинами-сенсея, который проводит занятие под названием "ubiquitous computing" (понятия не имею что это), который обьяснил нам как будет проходить его курс. Оценка будет ставиться исходя из двух презентаций - первая будет по его лекциям, а во второй нам нужно представить свои идеи по теме "ubiquitous computing" (ушел гуглить что это вообще за хрень такая).
Каждый студент, как было и прежде, состоит в какой-нибудь лаборатории, где есть научный руководитель, тутор-наставник, и куча коллег-студентов, обьединенных какой-нибудь общей целью. Каждая лаборатория занимается разработкой или исследованием какой-нибудь своей узкоспециализированной области. В нашем случае это распознавание рукописного текста и электронные системы обучения. Соседние лабы у нас занимаются такими вещами, как 3D-моделирование, и другими интересными областями. В Японии разных лабораторий тысячи, и исследуют они… да что только не исследуют, вплоть до всякой ерунды. Если вы интересуетесь… ну не знаю, созданием новых методов забивания гвоздей в стенки, езжайте в Японию - там сто процентов будет подходящая лаборатория для вас.
Деятельность студентов в лабе опять же зависит от главы этой лабы. В университетах нету единого стандарта как проводить лекции, как организовывать работу лабораторий, и прочей ерунды. Все находится под контролем конкретного сенсея. Он босс, и он знает это. Что касается конкретно моей лабы, то все что от меня требуется на данном этапе - это читать научные работы и периодически делать по ним короткие презентации. И конечно же продолжать мое собственное исследование (хотя с этим никто и не торопит), и опять же, делать короткие презентации.
Еще пару слов про лекции. Проходят они на японском. Причем на японском, которого я почти не понимаю. Максимум, что мне удается уловить на лекции - это примерный список ключевых слов, и общее представление о чем говорил сенсей. После этого я могу найти в интернете или книжках всю информацию по теме, и на основе этого сделать презентации или написать репорт. Делать это можно на английском. В этом большой плюс нашего универа: говорить по-английски они почти не говорят, но понимают хорошо, и презентации/репорты разрешают сдавать на английском. Лекции проходят в отдельном здании, где установлены глушилки мобильников (очень мудрое решение, почему у нас в Баку этого не делают?), но есть вайфай. Я прихожу на лекцию с компьютером, где и делаю все заметки, а также сразу могу заглянуть в википедию, посмотреть непонятные слова или иероглифы в словаре. Не знаю как сейчас с этим обстоят дела в бакинских универах - разрешают так делать или нет, но использовать на лекции компьютер или айпад с клавиатурой реально очень удобно.
Отношение между сенсеями и студентами, как и везде в Японии, тут тоже построено на взаимоуважении. Я например сейчас не представляю себе, чтобы сенсей или студент сказали друг другу что-то резкое, поругались (а у нас в Баку этим никого не удивишь), или хотябы чтобы посторонний сенсей (посторонний - то есть не мой научрук) сказал что-то вроде "ちょっと来い!" . Забавно, что мой мой собственный сенсей (профессор нашей лабы) как раз таки может так сказать, потому что фактически, он мой босс. А вообще, поначалу было даже как-то забавно слушать как сенсеи разговаривают со студентами. В японском языке есть что-то вроде "приказной" формы, которая используется, например, в компаниях, когда боссы говорят со своими подчиненными. Я ожидал здесь чего-то подобного, ну вроде того как преподы разговаривают со студентами в наших бакинских универах и школах - просто, прямо, местами резко, и так далее. Ну вы понели. Для нас это было чем-то самим собой разумеещимся. А здесь так, видимо, не принято. Здесь студентов называют "санами". Кейго сенсеи конечно не используют, но и в plain-форме тоже не говорят. Что-то такое среднее, с дес-мас, те-мораитай, те-итадакитай, и так далее. И вообще, чисто по человечески хорошо относятся к студентам. Большинство очень дружелюбные, следят чтобы все все понимали, постоянно повторяют что мол если будут возникать вопросы, то приходите в любое время. Мы как раз этим и пользуемся, и это нас-гайдзинов спасает от непонимания японского на лекциях - приходим к ним в любое время, задаем вопросы, спрашиваем. Естественно, мы не просим их повторить всю лекцию снова и на английском, но минимум информации, которая поможет нам самостоятельно проштудировать материал - они нам с радостью предоставляют.
Пока все. Продолжение следует.