Коменский как педагогическая гордость великороссов

Aug 15, 2016 09:27

Основателем педагогики как науки в отечественной педагогике считается Я.А. Коменский (1592-1670). Метод языкового обучения принес Коменскому прижизненную славу великого педагога. Его учебник латинского языка (основной предмет в тогдашней школе) - «Открытая дверь языков» (1631 г.) многократно издался, был переведен на 16 языков. Другой учебник - «Мир чувственных вещей в картинках» (1658 г.), в котором Коменский реализовал идею наглядного обучения, издавался повсеместно, в том числе и в России. «Из «книг для чтения», распространенных в екатерининское время в школах, пансионах и семьях, наибольшей известностью пользовались две: «Зрелища вселенные» и «Книга о должностях». «Зрелища вселенные» с эстампами есть буквальный перевод великого труда чешского педагога Амоса Коменского (в начале XVII в.) Orbis pictus, изданный для употребления в народных училищах по личному распоряжению императрицы» (Д.Д.Семенов. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.- С. 206-207).
Высока была востребованность Коменского как устроителя школы: 1638 г. - приглашение от шведского правительства (работа не состоялась); 1641 г. - приглашение от английского парламента (поездка не состоялась); 1651 г. - Коменский осуществляет, по приглашению князя С. Ракоци, реформу школ в Верхней Венгрии.
К сожалению, Коменскому, как теоретику педагогики, при жизни не повезло. Его "Великая дидактика" (первая и единственная публикация в 4-х томном собрании его трудов на латинском языке - "Opera didactica omnia", Амстердам, 1657 г.) не была замечена современниками и была забыта потомками на два столетия, не оказав никакого влияния ни на становление европейской школы, ни на развитие педагогики.
История не сохранила каких-либо свидетельств об отзывах, рецензиях, переизданиях, использовании ее текста кем-либо из педагогов. Ссылок на ее текст не встречается; отсутствуют ее упоминания у всех последующих великих педагогов - Локк, Руссо, Кант, Песталоцци, Дистервег.
Изменения наступили к середине XIX века, когда прусский историк Карл Отто Раумер в «Истории обучения и воспитания» представил читателю «Великую дидактику», охарактеризовав ее как «полноценное изложение системы всеобщего образования».
Чешские педагоги Ян Пуркина и Антон Гандели, обрадованные обнаружением столь славного земляка, тут же принялись переиздавать сочинения «апостола педагогики новой эпохи». И уже в 1849 году «Великая дидактика» разошлась по всей Европе многотысячными тиражами.
В России «величайший и симпатичнейший славянский педагог - Амос Коменский» (Д.Д. Семенов, там же. - С.201) был поднят как знамя противостояния поклонению иностранщине и «раболепству пред заграницей» (термин П.Ф. Каптерева), которые пропитали всю отечественную культуру, науку, педагогику, которые непрестанно и постоянно, повсеместно, и не только в столицах, но и по всем городам и весям, будь то уездный город, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», или губернский город NN, в котором магазин картузов и фуражек украшен надписью «Иностранец Василий Федоров», - одним словом, по всем просторам великой земли русской оказывают пагубное влияние и замутняют чистое сознание народа.
И вот появился славянин, который гораздо раньше немцев и немецких педагогов провозглашал общечеловеческие основы разумного элементарного обучения, даже не на немецком языке, и применял к делу, даже не у немцев, наш родной славянский учитель Амос Коменский (Бунаков Н.Ф. Избр. пед. соч. М., Из-во АПН РСФСР, 1953. - С. 97).
А что делали немцы в педагогике? Они, «немецкие педагоги через 200 лет приписали Дистервегу то, что было открыто славянским педагогом Коменским в его «Великой дидактике» (Д.Д. Семенов, там же. - С.22)
Примечательно, что педагогической гордостью великороссов Коменский стал еще до публикации на русском языке «Великой дидактики» (СПб: Типография А. М. Котомина, 1875) - в 1870 г. в России отмечалось 200-летие со дня смерти Коменского. На публичном заседании С.-Петербургского славянского комитета, посвященном этой дате, известный русский педагог С.И. Миропольский сделал доклад "Ян Амос Коменский и его значение в педагогике", в котором назвал Коменского родоначальником современной педагогической науки. На юбилейных торжествах в Одессе В.Я. Григорович прочитал публичную лекцию "Я. А. Коменский - славянский педагог-реалист XVII столетия".
Завершу обзор большой цитатой из предисловия к первому русскому изданию «Великой дидактики»:
«Ян Амос Коменский, великий славянский мыслитель-педагог, принадлежит к гениальнейшим представителям педагогического мира…
Один из наших педагогических писателей пишет: «Славянская мысль в лице Коменского то же сделала для педагогии, что в лице Коперника (также славянина) она совершила для астрономии». В этом смысле Коменский есть истинный «Коперник педагогического космоса».
Другой из наших педагогов пишет: «эллин Платон и славянин Коменский - вот две основные педагогические эпохи, которые действительно внесли в мир новые педагогические начала».
Такой взгляд не преувеличен и разделяется даже немецкими учеными педагогами, неохотно признающими чужой авторитет в той области, которую они считают исключительно своим достоянием»…
Более двух веков прошло со времени Коменского, и только в последнее время начали ценить его заслуги в истории науки о воспитании. Это явление понятно относительно немцев: они так долго пользовались славой педагогических учителей всего мира, так привыкли чтить своих Франка, Базедова, Песталоцци отцами современной педагогии, - что не в их интересе признать первенство в этой области славянского гения и, таким образом, своих «отцов и учителей» разжаловать в детей и учеников. Но по отношению к славянскому миру - столь продолжительное забвение родного гениального мужа непонятно и может быть объяснено разве свойственной славянской расе беззаботностью, отчасти недостатком внимания к своему историческому прошлому».
https://ru.wikisource.org/wiki/Великая_дидактика_(Коменский_1875)/От_редакции).
Но в императорской России Я.А. Коменский, несмотря на все поклонения, всё же не стал «иконой» для русской педагогики. Это произошло уже в советское время.

школа, педагогика, культура, образование, Булкин

Previous post Next post
Up