"Проезжая мимо Тель Каймона в 1844," - пишет "отец библейской географии"
Робинсон, "мой компаньон {очевидно,
Элай Смит} задался вопросом, не соответствует ли этот тель древнему Йокнеаму". И присовокупляет своё весомое мнение, что топоним Йокнеам таки мог превратиться в Каймон. Потомки прислушались к Робинсону и Смиту; они переименовали Тель Каймон в
Тель Йокнеам, а также основали поблизости
посёлок (мошава) (1935) и
город (1950) с соответствующим названием. В 1977-88 археологи из Еврейского Университета под руководством
Амнона Бен-Тора перекопали холм в поисках древностей; ещё раз копнули силами Управления Древностей в 1993; и наконец, в последние годы приступили к обустройству археологического парка.
Нашли, согласно Бен-Тору, следующее:
- Среднебронзовые погребальные пещеры колоколообразной формы, а также укрепления;
- Позднебронзовые следы неукреплённого поселения, сожжённого каким-то супостатом на рубеже 13-12 веков до нашей эры;
- Два поселения железного века, одно 12-11 веков до н.э., другое укреплённое 10-8 веков до н.э.;
- Неукреплённое поселение персидского периода;
- Греческую сторожевую башню (минус 2-1 века);
- Небольшое количество римской и византийской керамики (римское поселение было обнаружено на другом холме, чуть южнее);
- Большое неукреплённое арабское поселение (с 8 по середину 10 века);
- Франкский жилой квартал, церковь и укрепления по периметру холма;
- Следы небольшого мамлюкского поселения (14 век);
- И от османских турок несколько черепков. Было/есть мнение, что часть руин на холме следует считать постоялым двором, построенным в 18-м веке
Захиром аль-Омаром, но Бен-Тор не согласен.
Что до письменных источников, в описании камапнии
Тутмоса III встречается некий ῾nqn῾am. Книга Иегошуа упоминает Йокнеам целых три раза: сперва Иегошуа побеждает местного царя (12:22), потом по реке неподалёку проводят границу владений колена Звулуна (19:11), и наконец город отдают левитам (21:34). В
Ономастикона Евсевия фигурирует подходящее место, названное Каммона; автор идентифицирует его с местом погребения библейского судьи
Яира: "Камон (Καμών), город Иаира, где был погребен судивший Израиля; и ныне есть Каммона (Καμμωνά), селение на большой равнине, отстоящее от Легиона на 6 милиариев к С. по дороге в Птолемаиду."
В июле 1103 папа
Пасхалий II подтверждает права таворского аббатства на "Caimun in terra Acon". Первому из Балдуинов приписывается возведение замка. В дальнейшем объект был центром небольшого феодального владения; ненадолго (1187-1192) достался Саладину; потом перешёл вездесущим Ибелинам. Как
подсказывают знающие люди, по какой-то хронике выходит, что султан сжалился над лишившимся владений
Балианом и подарил ему Каймон; повезло и нескольким другим сеньорам. Среди прочих франкских вариантов топонима Йокнеам-Каймун есть "Mons Cain"; если внимательный читатель углядел здесь библейского Каина - он не одинок; существовала традиция, что тут-то и умер Каин, после того как был по ошибке подстрелен своим прапра...внуком
Лемехом. Впервые эту традицию излагает Рорго Фретеллус (1137).
29 августа 1218 где-то неподалёку
аль-Муаззам одержал победу над отрядом крестоносцев, направлявшимся из Акры к
Дамиетте; в 1253 владение принадлежало лорду по имени Аймар; в 1262 недвижимость оспаривали друг у друга тампиеры и госпитальеры (храмовники перетянули); возможно объект подвергся нападению мамлюков между 1263 и 1266; наконец, по договору от 1283 отошёл к
Калауну. Каймун удостоили свом вниманием мусульманские историки
Якут и
Ибн аль-Асир; но к сожалению я не нашёл, что именно написали означенные господа...
Фотографии в посте сделаны частично в 2010-м, частично 2023-м. Ко второй партии относятся все дронофотоснимки, включая заглавный вид с востока и следующие с севера, запада и юга:
Карта... ну, какая есть. Высота холма 60 метров; площадь вершины 10 акров; со склонами раза в два больше. Серые полосы у северо-западного и северо-восточного подножия холма обозначают то ли современные шоссе 70 и 66 соответственно, то ли древние дороги, предшествовавшие этим шоссе. "Древнее 70-е" выходило к побережью и представляло собой один из фрагментов
Via Maris; альтернативный фрагмент (нынешнее 65-е) проходил юго-восточнее через
Мегидо. "Прото-66-е" уходило из Йокнеама на юго-восток, пересекалось со вторым маршрутом в Мегидо и далее вело в Самарию, к "
дороге патриархов".
Реконструкция объекта в железном веке:
Городская стена железного века на северно-западном склоне; двойная стена девятого века до нашей эры, построенная поверх казематной стены минус десятого. Где-то рядом должна быть недораскопанная система водоснабжения.
Большая часть раскопанного сосредоточена в южной части вершины; и намного моложе.
Франкская церковь:
Участок к западу от церкви в 2010-м ещё не был как следует расчищен:
С тех пор там "появился" франкский двухкомнатный дом с туалетом:
Саркофаг в роли корыта:
Туалет, видимо, здесь:
Дыра в земле; надо залезть:
Внутри так:
А вот в эту дыру, пожалуй, не стоит...
Ещё чуть западнее - франкская же "маленькая башня":
Вокруг, по часовой стрелке:
Её к 2023-му тоже привели в порядок:
Нижний этаж:
Вокруг, на сей раз против часовой стрелки:
Второй этаж:
Бойница:
А это что ?
Снаружи ещё что-то интересное, но непонятное:
Дальше. В верхней части снимка - уже знакомая нам "маленькая башня"; слева внизу - то, что на карте выше отмечено как "большая башня"; и справа линия стен, очевидно представляющая собой "крепость" с той же карты:
Табличка приписывает часть (?) второй башни Захиру аль-Омару, полунезависимому бедуинскому правителю Галилеи в 18-м веке:
Вдоль укреплений:
С погодой мне немного не повезло, зато в объектив попала радуга:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (Volume 3)
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: L-Z By Denys PringleFrom Saladin to the Mongols: the Ayyubids of Damascus, 1193-1260 By R. Stephen HumphreysLater Biblical Researches in Palestine, and in the Adjacent Regions By Edward Robinson, Eli SmithIaa-conservation.org.il Отчёт ЖЖ юзера
malamant Crossposted to tourism_israel.