(Набатия, 1984)
К 1962-му американская компания
RCA разработала для родной армии новую переносную VHF-рацию AN/PRC-25; а в 1968-м внешне идентичную, но внутри слегка доработанную (более совершенный усилитель и ещё какие-то мелочи)
AN/PRC-77. До Израиля первая из них добралась в феврале 1968-го как МК-25; вторая в 1973-м как МК-77. Согласно
документу периода ВСД, в 1973-м по штату полагалось 9,583 МК-25, нехватка составляла 3,583, закупалось 1,000; МК-77 в документе не упоминаются. Насколько я понимаю, с какого-то момента рации производились по лицензии израильским
Тадираном.
Постепенно МК-77 вытеснил всех предшественников. С конца 1980-х сперва в отдельные спецподразделения, а потом и в другие "части первой линии" начали поступать
более совершенные девайсы, но обёмы закупок оставались ограниченными. Между тем ветеран продолжал охранять базы, таскаться в патрули и, конечно, проходить КМБ с очередными зелёными призывниками. Полагаю, многим читателям моего ЖЖ случалось носить эту штуковину на спине... В 2009-м году
было заявлено о намерении окончательно отправить его в отставку к 2011-му. Но кажется, дедлайн не устоял; в 2012-м
другая статья снова обещала, что вот-вот. Статья была проиллюстрирована фотографией древнего
SCR-300, да и с 50-летней службой автор (по крайней мере, на тот момент) немного преувеличил, но не будем придираться. В роли очередных "убийц МК-77"
должны были выступить незнакомые мне новые
МК-710 и МК-714.
МК-77 работал в диапазоне 30 - 75.95 МГц с шагом 50 кГц в режиме частотной модуляции, выдавал 1.5 - 2 Вт и весил 6.2 кг. Он допускал
подключение шифровального устройства; но в АОИ эта возможность вроде бы никогда не использовалась.
(70 лет войск связи)
Боец Саерет Маткаль, 1970:
Операция Родос - захват египетского острова Шадуан в ходе Войны на истощение, 1970.
(70 лет войск связи)
1973:
(Эли Хен)
Гуш Эмуним и армия на заброшенной османской железнодорожной станции, 1974. В Израиле эта история известна как "
подъём в Себастию", что
не совсем точно, поскольку развивалась она не в
деревне Себастия и не на железнодорожной станции Себастия, а на соседней станции Масудия.
(Яаков Саар, Национальная фотоколлекция)
Ливан, окрестности Сидона, 1982:
Тоже Ливан - Кфар Хуне, 1985:
Окрестности Рамаллы, 1997:
Парашютисты, без даты:
Ещё:
МК-77 на выставке в Латруне, 2006:
Экспонат
мемориала войск связи в Йеуде:
В комплекте с адаптером AM-2060 (в АОИ - МХ-2060) переносная рация AN/PRC-25/77 превращалась в автомобильную
AN/VRC-53/64 (в АОИ - МК-53 и, полагаю, МК-64). Адаптер включал блок питания, громкоговоритель и "посадочное место" с зажимами для собственно рации. Получившийся в результате девайс устанавливался на то же посадочное место и подключался к той же антенне, что и основные автомобильные рации АОИ (серия
AN/VRC-12). Согласно тому же документу периода ВСД, в 1973-м по штату полагалось 3,377 МК-53, нехватка составляла 1,427, закупалось 500. В середине 90-х на курсах мы эти не проходили, на местах они ещё попадались, но видимо очень редко - за всю мою службу я видел такой, кажется, один раз.
(70 лет войск связи)
Ссылки:
דניאל רוזן, מיכאל נגל - שבעים שנות חיל הקשר והתקשוב