Рядом с
большой мечетью Рамлы находится полуразрушенный и изрядно замусоренный особняк. Фотографировал я его лет десять назад, но только недавно
благодаря Михаилу Чернину узнал, что попало в объектив.
В Рамле... проживали Фаруки (فروقي) - они же Таджи, стоявшие во главе городского истеблишмента начиная с конца Мамлюкского периода. Их предком был шейх Абу аль-Аун (вечно закрытая
мечеть над гробницей которого все ещё стоит к востоку от старой городской мэрии), прибывший в Рамлу из
Джальджулии в конце 15 в. Свой род Фаруки, через известного суфия 11 в. Али ибн аль-Алима (
Сидна Али, погребённого возле Герцлии), возводили ко второму "праведному" халифу Омару ибн аль-Хаттабу, от прозвища которого - аль-Фарук - и произошло наименование их фамилии.
Про здание:
Особняк рода Таджи-Фаруки, ядро которого было построено ещё при мамлюках... некогда это был великолепный дворец, где в конце 17 в. в качестве почетного гостя останавливался поэт и суфий Абд аль-Гани ан-Набульси, воспевший красоту этого здания в своем дневнике, и принявший участие в стихотворном турнире, состоявшимся во время его пребывания здесь.
В обход:
И, заодно, прочие объекты (в основном церкви и мечети), попавшиеся на глаза тогда же в ходе блуждания по старому городу Рамлы:
1) Минарет недалеко от угла Герцль и Кеилат Детройт; видимо, принадлежал мечети под названием Джами Абу л-Фадл:
2) Дальше по Кеилат Детройт - греческая церковь св. Георгия:
3) И турецкие бани ака Хамам Радуан:
1933:
4) Около греческой церкви оворачиваем на улицу а-Мисдар а-Францискани. Там ещё одна мечеть, видимо Джами аль-Хузейфа; она была названа в честь одного из сподвижников Мухаммеда,
Хузейфы ибн аль-Ямани. Если верить ныне покойному линку на муниципальный сайт, минарет датируется четырнадцатым веком.
Рисунок
Генри Эндрю Харпера, 1872:
(Яд Бен-Цви)
1917:
(Яд Бен-Цви)
5) И, естественно, францисканский монастырь. Опять же говорят, что здесь-то и квартировал Наполеон во время короткого посещения Рамлы в 1799. Согласно местной легенде, француза так достал муэдзин из пункта 4, что его (муэдзина) пришлось пристрелить. Наполеон, впрочем, в убийстве не признаётся, где жил не уточняет, да и вообще уделяет городу всего
пару строк:
2 марта, после перехода в 7 лье, армия стала лагерем в Рамле - знаменитом городе, расположенном в семи лье от Иерусалима. Население его - христианское; там находится несколько мужских монастырей. Имеются фабрики мыла; много оливковых деревьев, отличающихся толщиной.
В 1996 семисотлетие отметили. Прингл, правда, считает, что достаточное документальное пдтверждение присутствия францисканцев в Рамле имеется только с рубежа четырнадцатого / пятнадцатого веков. т.е. лет на сто позже:
Старая фотография:
6) Англиканская
церковь Эмануэль на улице Герцль:
7) Православная школа на улице Бялик:
8) Ну а синагоги в старой Рамле есть ? Разумеется.
Жили евреи в Рамле и в досионистские времена. В десятом веке,
сообщает Еврейская Энциклопедия, здесь существовали еврейская и караимская общины. Даже при крестоносцах Вениамин Тудельский три сотни насчитал:
Rams, or Ramleh, where there are remains of the walls from the days of our ancestors, for thus it was found written upon the stones. About 300 Jews dwell there. It was formerly a very great city; at a distance of two miles there is a large Jewish cemetery. (
C)
Здесь уместно упомянуть
караимский центр на улице Клаузнер, в котором я не был.
9) Пропущенная мной мечеть Абу-л'Ауна на фото 1931-го года. Здесь похоронен духовный лидер 15-16 веков по имени Шамс ад-Дин Абу'л-Аун Мухаммад аль-Газзи, в частности известный строительством комплекса
Сидна Али.
(Яд Бен-Цви)
10) А ещё в тель-авивском "
музее эрец исраэль" есть мозаика, подписанная "Рамла, мечеть, 8 век":
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
Отчёт ЖЖ-юзера
yulkar