Перебравшись на восточный берег Иордана возле
Гешера,
османская железная дорога и параллельная ей дорога обычная поворачивали на север и попадали в местность, известную на иврите как
Наараим (две реки), а по-арабски как Бакура (значение мне неизвестно). Два с небольшим километра спустя пути сообщения добирались до второй реки - Ярмук - и пересекали её по паре мостов, арочному дорожному и однопролётному (50 м) металлическому железнодорожному. Увы, какую-либо информацию о происхождении арочного моста мне найти не удалось; металлический же был построен Мейсснером вместе с железной дорогой.
В 1919-м году в оккупированную британскими колонизаторами османскую Палестину (мандатной она станет чуть позже, в апреле 1920-го) прибыл ветеран партии социалистов-революционеров
Пинхас Рутенберг. В его резюме уже числились ликвидация
попа Гапона; исключение из партии (за эту самую ликвидацию, не согласованную или якобы не согласованную с товарищами); эмиграция; возвращение; штурм Зимнего дворца (со штурмуемой стороны); отсидка (по итогам штурма) в Петропавловской крепости; и опять заграница. Ещё в дореволюционной эмиграции Рутенберг пересёкся с сионистами и у него начала вызревать идея одарить Палестину половиной коммунизма - не той, которая "советская власть". Теперь он сумел заинтересовать своими планами барона Ротшильда. В 1921-м Рутенберг получил от мандатных властей концессию на электрификацию Яффы с окрестностями, основал этот проект Яффскую Электрическую Компанию и в 1923-м запустил первую электростанцию. В 1923-м "Яффская" компания переформатировалась в "
Палестинскую". В 1926-м компания получила эксклюзивное право на генерацию электроэнергии в Палестине сроком на 70 лет. И наконец (присказка переходит в сказку) - в 1927-м Рутенберг приступил к строительству гидроэлектростанции в Наараим, и завершил оное в 1932-м.
Так район Наараим выглядел на карте. Ярмук примерно в километре к востоку от впадения в Иордан перекрыли плотиной с образованием водохранилища. Другая плотина, в Дальхамии - примерно в километре к северу от места встречи - перенаправляла в это же водохранилище Иордан. Излишки воды можно было "сбросить" в старое русло Ярмука. Из юго-западного угла водохранилища выходил канал к главной плотине, где и находились генераторы; затем вода возвращалась в Иордан. К югу от водохранилища располагались офисы станции и посёлок для работников, получивший название
Тель Ор. К западу - между водохранилищем, Иорданом, Ярмуком и главным каналом - образовался участок суши, со всех сторон окружённый водой. Остров пересекала османская железнодорожная линия, на которой добавили новую станцию.
(
wiki)
Работала станция недолго - до войны за независимость; вечером 14-го мая 1948-го в Наараим прибыл иракский экспедиционный корпус, взял еврейских сотрудников в плен и выключил рубильник. Один из мостов через Ярмук был взорван арабским легионом (?) ещё в апреле; другой, полагаю, более-менее в тот же период. Мандатных времён граница между Палестиной и Трансиорданией в этом месте проходила по Иордану и Ярмуку, оставляя объект за рубежом. Но на картах, прилагавшихся к
соглашению о прекращении огня 1949-го года, линия этого прекращения срезала уголок, и большая часть вышеупомянутого острова попала под израильский контроль. В 1994-м Израиль и Иордания официально помирились; первый признал суверенитет второй над островом, но получил оный в аренду на 25 лет и назвал "
Остров Мира". Туда можно было попасть с экскурсией из
парка Наараим. Срок аренды истёк в 2019-м, продлевать Иордания отказалась, и
с 10 ноября доступ закрыт.
И последнее. 13 марта 1997-го иорданский солдат Ахмед Дакамсе
открыл огонь по посещавшей "остров мира" группе школьниц из Бейт-Шемеша; погибли семь девочек. Король Хуссейн
приезжал в Израиль с соболезнованиями. Дакамсе был приговорён к пожизненному заключению, что - если пресса нас не обманывает - в Иордании обычно означает 25 лет. В итоге он был
освобождён через 20 лет, в 2017-м.
Я побывал в парке за несколько месяцев до закрытия острова; к сожалению, экскурсия не вписалась в моё расписание, и пришлось ограничиться короткой прогулкой по нашему берегу Ярмука. Офис парка, совмещённый с забегаловкой, находится недалеко от реки, в бывшем здании таможни; по карте - правее и выше синей надписи "Island of Peace". Дорога туда ведёт со стороны
разделённого кибуца Ашдот Яаков.
Обзорная площадка:
Вид с площадки на мосты и на вспомогательные сооружения электростанции. Сразу за забором - канал, отводивший Иордан в водохранилище. Дальше бетонная стенка с "воротами" для сброса излишков воды в Ярмук. Около дальнего конца стенки виден пилбокс. За стенкой - русло Ярмука ниже водохранилища. На правом краю кадра - железнодорожный мост; в центре арочный мост. Бетонная стенка на заднем плане - плотина, удерживавшая воду в водохранилище; как видим, теперь ворота в плотине открыты. Зелень по другую сторону плотины и есть бывшее водохранилище.
За забор:
Канал из Иордана (справа) и Ярмук (слева):
Как ни странно, в канале есть немного воды, и последняя водопадает в Ярмук через приоткрытые ворота; и кто тут, спрашивается, чей приток ?
Дальше канал уже абсолютно сухой:
Очевидно, подъёмники для открытия / закрытия ворот:
Здесь была железная дорога:
Опора моста на иорданском берегу:
Ржавеющая у берега железяка - видимо остатки пролёта:
Арочный мост:
Неведомая хрень:
Вдоль стенки канала к арочному мосту:
Мост:
С другой стороны:
По мосту проходит граница:
Плотина на Ярмуке:
Пилбокс:
Вид на Наараим из Бельвуара. Хорошо видны зеленеющее водохранилище и выходящий из него канал, и посреди канала - главная плотина электростанции. Фотоотчитанные выше мосты и вспомогательные сооружения электростанции можно разглядеть в левом верхнем углу.
Крупный план главной плотины:
Так это было:
1908 (?), вид с запада на железнодорожный мост; на заднем плане виднеется арочный:
(
wiki)
1918:
(AWM via
wiki)
1918, вид с востока на арочный мост:
(AWM via
wiki)
1935-47, железнодорожный мост и немного электростанции; и нет, это 146% не Иордан:
(
wiki)
Aэрофотоснимик водохранилища с запада; южнее последнего, за каналом - офисы электростанции и посёлок Тель Ор.
Канал Иордан - водохранилище и Ярмук, 1931:
(
wiki)
Тот же канал, 1927-33:
(
wiki)
Аэрофотоснимки главного канала, 1931:
(
wiki)
(
wiki)
Железнодорожный мост через главный канал на выходе из водохранилища:
(
wiki)
Собственно электростанция:
Визит одного из "свадебных" руководителей компании -
Руфусa Айзексa, лордa Редингa, 1932 (?):
Король Трансиордании Абдалла запускает агрегат под руководством Рутенберга, 1932 (в архиве указан 1933-й, но видимо это ошибка); также в кадре (крайний слева) верховный комиссар Палестины
Артур Вокоп:
Посёлок Тель Ор:
(
wiki)
Дом Рутенберга, построенный по проекту Биньямина Орэля:
(Коллекция Мэтсона)
Железнодорожная станция, построенная в 1937-м тоже по проекту Орэля:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.