Тель Изрeэль.

Dec 10, 2019 08:58



Изреэль (для неивритоязычных читателей на всякий случай замечу - корень первой половины топонима не тот, что в созвучном названии Исраэль/Израиль) значится в Иегошуа 19:18 как город на границе надела колена Иссахара. Согласно Шмуэль 1 25:43, царь Давид взял в жёны некую Ахиноам из Изреэля. В Мелахим 1 4:11 объект упоминается при описании административных единиц царства Соломона.

Дальше становится интереснее. После широко известного пиротехнического поединка с пророками Ваала пророк Элиягу показывает себя истинным многоборцем, опередив колесницу царя Ахава в забеге гора Кармель - Изреэль:

И ниспал огонь Г-сподень, и пожрал всесожжение и дрова, и камни, и прах; и воду, что была во рву, вылизал. И увидел весь народ, и пал на лицо свое; и сказали (люди): Г-сподь - Он Б-г, Г-сподь - Он Б-г. И сказал им Эйлийау: схватите пророков Бааловых: да не спасется ни один из них. И схватили их, и свел их Эйлийау к потоку Кишон, и зарезал их там И сказал Эйлийау Ахаву: взойди, ешь и пей, ибо слышен (будет) шум дождя. И поднялся Ахав есть и пить, а Эйлийау взошел на вершину Кармэля и склонился к земле, и положил лицо свое меж колен своих, И сказал он отроку своему: поднимись, прошу, взгляни в сторону моря. И поднялся тот, и взглянул, и сказал: ничего нет. И семь раз говорил он: иди опять. И было, на седьмой (раз) тот сказал: вот, небольшое облако, с ладонь человека, поднимается с моря. И сказал он: поднимись, скажи Ахаву: "запрягай и спускайся, чтобы не задержал тебя дождь". Между тем небо потемнело от туч и от ветра, и полил большой дождь. Ахав же сел в колесницу и поехал в Изреэль. И рука Г-сподня была на Эйлийау. Он опоясал чресла свои и бежал пред Ахавом до входа в Изреэль.
(Мелахим 1 18)

Несколько глав спустя имеет место другой известный эпизод с участием Ахава и Элиягу; женскую роль исполнила жена Ахава, сидонская принцесса Изевель; а во второстепенной мужской поневоле выступил Навот, владелец виноградника. Некоторые исследователи, правда, склонны считать, что виноградник находился не в Изреэле, а в Шомроне (ивритский текст несколько менее однозначен); вероятно потому, что дворец в Изреэле, в отличие от Шомрона, пока не обнаружен ? Иные даже пытаются показать, где именно в Шомроне-Себастии могла находить недвижимость Навота. Но в данном случае обратимся к традиционной интерпретации.

И было после этих событий: у Навота Изреэльтянина был виноградник в Изреэле, возле дворца Ахава, царя Шомеронского. И говорил Ахав с Навотом, сказав (ему): отдай мне свой виноградник, и будет он мне огородом, так как он близ дома моего; а я дам тебе вместо него виноградник лучше этого; если же угодно тебе, то дам тебе денег, - сколько он стоит. И сказал Навот Ахаву: сохрани меня Г-сподь, чтобы я отдал тебе наследство отцов моих!, И пришел Ахав домой печальный и встревоженный тем словом, которое говорил ему Навот Изреэльтянин, сказав: не отдам я тебе наследства отцов моих. И лег он на постель свою, и отворотил лицо свое, и не ел хлеба... И сказала ему Изэвэль, жена его: теперь (докажи), что ты властвуешь над Исраэйлем: встань, ешь хлеб и да будет весело сердце твое: я дам тебе виноградник Навота Изреэльтянина. И написала она письма от имени Ахава, и запечатала (их) его печатью, и послала (эти) письма старейшинам и знатным (людям), которые заседали с Навотом в его городе. И писала она в письмах так: объявите пост и посадите Навота во главе народа; И посадите против него, двух подлых людей, чтобы они свидетельствовали против него и сказали: "Ты проклинал Б-га и царя"; а (потом) выведите его и забросайте его камнями, чтобы он умер.
(Мелахим 1 21)

Закончилась эта история скверно для обеих сторон - Навота побили камнями, а Ахав за такое "правосудие" получил через Элиягу выговор с занесением. Ввиду глубокого и искреннего раскаяния подсудимого, оргвыводы в отношении династии были отложены до "дней сына его" Йорама. Привести их в исполнение выпало Иегу (в синодальном переводе Ииуй, а у "института раввина Кука" почему-то Йейу), сыну Йеошафата, сыну Нимши, из города Рамот Гил'ад; и миндальничать Иегу не стал.

И возвратился царь Йеорам, чтобы лечиться в Изреэле от ран, нанесенных ему Арамейцами, когда он воевал с Хазаэйлом, царем Арамейским. И сказал Йейу: если (со мною) душа ваша, то пусть никто не выскользнет из города, чтобы пойти подать весть в Изреэле. И отправился Йейу верхом в Изреэль, потому что там лежал Йорам; и Ахазйа, царь Йеудейский, пришел туда навестить Йорама... И выступил Йеорам, царь Исраэйльский, и Ахазйау, царь Йеудейский, каждый на колеснице своей. И выступили навстречу Йейу; и встретились с ним на поле Навота Изреэльтянина. И было, когда увидел Йеорам Йейу, то сказал: с миром ли, Йейу? И сказал он: какой мир при любодействе Изэвэли, матери твоей, и при множестве волхвований ее? И повернул Йеорам назад, и побежал, и сказал Ахазйау: измена, Ахазйа! А Йейу натянул лук рукою своею и поразил Йеорама между плеч его, и вышла стрела из сердца его; и пал он на колени в колеснице своей... И прибыл Йейу в Изреэль. Изэвэль же, услышав (об этом), насинила краской глаза свои и украсила голову свою, и глядела в окно. И когда Йейу вошел в ворота, она сказала: с миром ли, Зимри, убийца господина своего? И поднял он лицо свое к окну, и сказал: кто со мною, кто? И выглянули к нему двое-трое придворных. И сказал он: сбросьте ее. И сбросили они ее. И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее. И пришел он, и поел, и попил, и сказал: не забудьте об этой проклятой и похороните ее, так как она царская дочь. И пошли хоронить ее, но не нашли от нее ничего, кроме черепа, и ног, и кистей рук. И возвратились они, и рассказали ему. И сказал он: таково было слово Г-спода... на поле Изреэльском псы съедят тело Изэвэли... А у Ахава было семьдесят сыновей в Шомероне. И написал Йейу письма... если вы со мною и голосу моему повинуетесь, то возьмите головы сыновей господина вашего и приходите ко мне завтра в это время в Изреэль. А сыновей царских семьдесят человек; и они воспитываются у знатных людей города. И было, когда пришло к ним письмо, взяли они сыновей царя и зарезали (их) - семьдесят человек; и положили головы их в корзины, и послали к нему в Изреэль... И перебил Йейу всех оставшихся из дома Ахава в Изреэле, и всех вельмож его, и близких его, и жрецов его, так что не осталось от него остатка (ни одного уцелевшего)... И сказал Г-сподь Йейу: за то, что ты хорошо сделал то, что было праведно в очах Моих, выполнил над домом Ахава все, что (было) на сердце у Меня, сыновья твои до четвертого поколения будут сидеть на престоле Йсраэйлевом.
(Мелахим 2 9-10)

Своего рода эпилог содержит книга пророка Ошеа; только не спрашивайте, как взыскание "крови Изреэля" согласуется с только что процитированной похвалой:

Слово Г-сподне, которое было к Ошэйе, сыну Беэйри, во дни Уззийа, Йотама, Ахаза, Йехизкийа, царей Йеудеи, и во дни Йаровама, сына Йоаша, царя Йисраэйльского... иди, возьми себе жену-блудницу и детей блуда, ибо весьма блудодействует эта земля, отступая от Г-спода. И пошел он, и взял Гомэр, дочь Дивлайима; и зачала она и родила ему сына. И сказал ему Г-сподь: нареки ему имя Йизреэл, ибо еще немного и взыщу Я с дома Ейу кровь Йизреэла, и прекращу Я (существование) царства дома Йисраэйлева. И будет в тот день, сломаю Я лук Йисраэйля в долине Йизреэл.
(Ошеа 1)

Смерть Навота и Изевель на иллюстрациях 14 века:



(wiki


(wiki)

Тысячу лет спустя, на рубеже 3-4 веков нашей эры, Евсевий внёс в свой ономастикон "Иезраель (Ίεζραέλ), колена Манассиина" (хм ?); это, мол, "доныне весьма известное селение Есдраила (Έσδραηλά), лежащее на большой равнине, между Скифополем и Легионом, и бывшее пределом Иссахаровым." Чуть позже, в 333-м анонимный пилигрим из Бордо отметил по дороге из Кейсарии в Скифополь пункт Страдела (дальнейшее искажение греческой Эсдраилы ?), где царствовал Ахав, пророчествовал Элиягу, а на близлежащем поле Давид убил Голиафа (это он, надо полагать, про источник Харод ака Айн Джалут). Повидимому, отчёты ранних христианских паломников (например, Эгерии) пересказал в 1137-м Пётр Диакон из аббатства Монтекассино: "В Израиле же виноградник, принадлежащий Навофу, ныне сохранил лишь колодезь: тут и доныне видны основания башни. Гроб же Иезавели и доныне, всеми побивается камнями. Недалеко же от города есть гора, где сидел пророк Илия, когда его преследовала Иезавель." Впрочем, и некоторые паломники 12-го века тоже упоминают могилу Изевели. В остальном, информации о франкском Изреэле (Gezrael, Iezrael, Paruum Gerinum, Le Petit Gerin, Zarain итд) мало. По Вениамину Тудельскому, в 1169-71 среди местного населения был один еврейский красильщик. К началу 1180-х объект принадлежал тамплиерам и, по Абу Шаме, вроде был укреплён. В 1183-м местный гарнизон отступил перед армией Саладина, последний устроил здесь разгром и ушёл; год спустя история повторилась; и наконец, в 1187-м в роли оккупанта выступил племянник Саладина Хусам ад-Дин Мухаммед. В 1283-м Бурхард Сионский охарактеризовал объект как деревню в двадцать или тридцать домов.

Османский налоговый документ 1596-го года относит деревушку Зир'ин к нахии Дженина в санджаке Ладжуна. На тот момент в Зир'ине было четыре мусульманских дома, плативших суммарный налог в 5000 акче. Около 1688-го источник голландского "компилятора" Олферта Даппера насчитал 150 домов, включая еврейские. В 1838-м Робинсон снова, как в 13-м веке, обнаружил 20 или чуть больше домов, в удручающем состоянии; и упомянул разрушенную квадратную башню, из окон которой открывался прекрасный вид; единственным древним артефактом он назвал саркофаг возле ведущей в деревню дороги. В 1882-м Кондер тоже написал про 20-30 домов, и тоже отметил дом/башню шейха в центре деревни, современной постройки. В Picturesque Palestine Вильсона примерно тогда же примерно то же самое - "несколько хижин с плоскими крышами, сгрудившихся вокруг башни, не особенно древней"; "ничто не напоминает о былой значимости"; из древностей лишь мраморные саркофаги в крестностях; итд. Но в отличие от коллег Вильсон подшил к делу рисунок башни, и в подписи к указал, что здание служит постоялым двором. В 1923-м Ори из мандатного Управления Древностей обратил внимание на остатки здания в низине к северу от башни, частично скрытые более поздней застройкой. Здание было известно местным как аль-каниса, и при внимательном рассмотрении действительно оказалось церковью, с одним нефом (шириной 7.43 м и ориентировочной длиной 23 м), полукруглым апсисом на востоке и двухметровой толщины стенами, сохранившимися до высоты 2.4 м. Кроме того, при мандате на глаза археологам попадались остатки средневекового сводчатого строения. Прингл упоминает османское здание на склоне холма, два западных угла которого похоже на работу крестоносцев.

Тем временем население быстро росло, и по переписи 1945-го года достигло 1420. Весной 1948-го Зир'ин контролировала Арабская освободительная армия. 19-го апреля Хагана временно заняла деревню и, видимо, разрушила часть домов, но затем отступила. Тем временем в северной Самарии, до которой рукой подать, расположился иракский контингент. 28-го мая 13-й батальон бригады Голани снова взял Зир'ин. Попытки АОА (два дня спустя) и иракской армии (10 и 19 июля) отбить объект успеха не имели. В августе 1948 непосредственно к западу от Зир'ина был основан кибуц Изреэль.

В 1987-м к юго-востоку от бывшей деревни собрались строить исторический музей. Как это случается в наших краях, бульдозеры наткнулись на древности (оказавшиеся крепостной стеной периода Израильского царства), были отозваны, и израильское Управление Древностей занялось спасательными раскопками на двух участках, под руководством П. Пората плюс О. Федера плюс С. Агади и О. Йогева соответственно. Более масштабные раскопки Тель Изреэль проводила в 1990-5 совместная экспедиция Тельавивского Университета (Давид Усишкин) и Британской Археологической Школы в Иерусалиме (Дж. Вудхед). Древнейшие из находок - керамика и другие артефакты периода халколита и ранней бронзы; и поздней бронзы; но существовало ли на холме поселение в эти периоды, пока неясно. В позднюю бронзу и железо IIA оное как будт было. Крепостную стену археологи отнесли к периоду правлению Омри и Ахава в первой половине минус 9 века; стена и ров шириной 8-12 м окружали прямоугольный участок длиной 289 м и шириной 157 м; ворота находились левее центра юго-западной стены. Южная башня, говорят археологи, пострадала при пожаре. До "внутренностей" руки практически не дошли, говорится лишь о двух общественных зданиях, около ворот и около восточной башни. Среди находок также следы поселения византийского периода (винные прессы и прочие сельхозинсталляции, а также могилы) и средневекового. Возможно,уже упоминавшаяся церковь крестоносцев тоже изначально была византийской... В 2013-8 экспедиция Хайфского Университета (Норма Франклин) и Университета Эвансвилля (Дженни Иблинг) занималась расположенным несколько севернее участком ака Тель Эйн Изреэль.



(The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land)

Башня в начале 1880-х:



(Picturesque Palestine via wiki)

Деревня в 1898-1914:



(Matson Collection via wiki)

И в 1949-м:



(Золтан Клугер via wiki)

Итак, нам сюда:



Памятник бойцам Пальмаха, погибшим в этих местах в 1948-м:



Дорожка, ведущая к обзорной площадке, и щиты с релевантными цитатами из ТАНАХа:



Вид с площадки на Изреэльскую долину:



Теперь по "голубой" тропе на запад:



Резервуары:





Колючая флора:









Рогатая фауна и кибуц Изреэль:



Афула:



Теперь налево и немного вверх:



Франкские развалины:







Церковь:













Запчасти:







Около северной стены церкви - следы раскопок и аленькие цветочки:





Руины арабского дома на вершине холма:







Вода:



Опять тропинка, и опять колючая фауна; но направление примерно обратное:



О поле, поле, кто тебя усеял битыми камнями ?







Яма:





Раскопки на краю холма; вероятно, здесь проходила древнеизраильская крепостная стена:





Внезапно оказывается, что я уже почти вышел к началу маршрута:



Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (Volume 5)
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus: Volume 1, A-K By Denys Pringle
Secular Buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
A Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine By Andrew Petersen
Biblical researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea : a journal of travels in the year 1838 By Edward Robinson, Eli Smith
The survey of western Palestine (Volume 2) By C.R. Conder et al p 88,p 130
Picturesque Palestine, Sinai and Egypt (Volume 2) By Charles William Wilson
BibleWalks

церкви и монастыри, фотоотчёты, мемориалы

Previous post Next post
Up