(по следам
похода с Крылатым Верблюдом)
Согласно википедии, с каждой стороны зелёной черты есть два населённых пункта, носящих имя Тайбе. Про
Тайбе в центре и
Тайбе в Галилее я уже писал когда-то; теперь вот добрался и до Тайбе в Иудее; оставшаяся деревня в северной Самарии, кажется, особенно ничем не интересна. Есть ещё Тайбе на юге Ливана, и до 2000-го рядом с ней был одноимённый укреплённый пункт АОИ, куда меня заносило пару раз... но к сегодняшней теме это отношения не имеет.
Интересующая нас в данный момент
деревня находится в 12 километрах к северо-востоку от Рамаллы и в 20 к северо-северо-востоку от Иерусалима. Рядом проходила римская дорога, соединявшая Джифну с Иерихоном. Объект принято отождествлять с Офрой, городом колена Биньямина, упомянутым в
Иегошуа 18:23; с Эфрайином из
Диврей а-Ямим II 13:19; с Эфраимом "в стране близ пустыни" из
Евангелия от Иоанна 11:54; Эфраимом же из Флавия; и Афрой из средневековых мусульманских источников.
В это самое время, в пятый день месяца Дайсия, Веспасиан также выступил из Кесареи против еще незавоеванных округов Иудеи. Он поднялся в гористую страну и покорил две топархии, Гофнитскую и Акрабатскую, затем города Бефила и Эфраим, в которых оставил гарнизоны, и двинулся вперед к самому Иерусалиму. Много иудеев, попавших в его руки, было уничтожено, а большое число было также пленено.
(
Иудейская война 4:9:9)
Впервые идентификацию с Офрой осторожно предложил Эдвард Робинсон, основываясь на сказанном в
Ономастиконе: "Афра в колене Вениаминове есть и доныне селение Еффрем на пятом милиарии от Вефиля" (Вефиль ака Бейт Эль отождествляется с современной деревней Бейтин). Предположительно название Офра/Афра стало казаться арабоязычным местным жителям неблагозвучным, наводящим на мысль не то о пыли, не то даже о демонах-ифритах; и в какой-то момент они предпочли семитский корень, означающий нечто хорошее. Где-то в центре деревни
находятся остатки франкского замка св. Ильи (Castrum sancti Helye итп), вероятно изначально королевского. В конце 1170-х замок достался вернувшемуся из сарацинского плена титулярному графу Эдессы Жослену де Куртенэ; в 1182-м де Куртенэ уступил замок и другую недвижимость королю Балдуину IV в обмен на
Миилию; три года спустя несовершеннолетний Балдуин V передал объект своему деду Вильгельму Монферратскому. Описывая эту последнюю транзакцию, "продолжение Вильгельма Тирского" собщает, что крепость Saint Helyes находилась на вершине холма в семи милях от Иерусалима (слегка не сходится) и в тринадцати от Иордана; в месте ранее известном как Эффра; там, где пророк постился сорок дней. Последнее замечание отсылает нас к
Мелахим I 19:
И рассказал Ахав Изэвэли все, что сделал Эйлийау, и то, как он убил мечом всех пророков. И послала Изэвэль посланца сказать Эйлийау: пусть то-то и то-то (злое) сделают со Мною Б-ги и еще больше (того), если я завтра в эту же пору не сделаю с твоею жизнью того же, что (сделано) с жизнью каждого из них. Увидев (это), он встал и пошел, чтобы (спасти) жизнь свою, и пришел в Беэйр-Шэву, которая в Йеудее, и оставил отрока своего там. И ушел он в пустыню на день пути и, придя, сел под (кустом) дрока, и просил смерти душе своей, и сказал: довольно; теперь, Г-споди, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег, и уснул под кустом дрока. И вот, ангел коснулся его и сказал ему: встань, поешь. И взглянул он, и вот, у изголовья его лепешка, печеная на углях, и фляга воды. И поел он, и напился, и лег снова. И опять пришел ангел Г-сподень, во второй раз, коснулся его и сказал: встань, поешь, ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и попил, и шел он силою той трапезы сорок дней и сорок ночей до горы Божьей Хорэйв.
Ещё через два года недвижимость была конфискована Саладином. Википедия приводит местную легенду, что мол именно последний, впечатлившись добротой и гостеприимством обитателей, и переименовал деревню в Тайбе. В начале 13 века Якут аль-Хамауи упоминает Афру как крепость в провинции Филастин, недалеко от Иерусалима (видимо, он был не в курсе легенды). Часто цитируемый османский налоговый документ 1596 года включает деревню Тайибат аль-Исм ("доброе имя" ?) в иерусалимской нахии; надо полагать, таким было полное название объекта, впоследствии урезанное. Впрочем, есть одна странность - по тому же документу деревня была на две трети мусульманской; впоследствии же она всегда характеризуется как чисто христианская. Исследователи 19-го века (Робинсон, Герен, Кондер) описывают остатки крепости на вершине холма. Есть ли там на что смотреть сейчас, мне неизвестно... Те же авторы упоминают руины византийской церкви к юго-востоку от деревни (о ней во
второй части). Герену местные показали почитаемую христианами и мусульманами пещеру св. Ильи (Мар Элиас), тоже где-то к юго-востоку. Кондер пересказал воспоминания старожилов о том, что предположительно примерно в 1810-е за деревню воевали племенные союзы
Кайс и Яман, в первую очередь представленные кланами Бани Симхан и
Абу Гош соответственно; победа осталась за Яманами.
На 2010-й год население Тайбе насчитывало 1452 человека - православных, католиков и мелькитов. Одна из главных достопримечательностей деревни -
пивоварня, открытая в 1994-м братьями Надимом и Давидом Хури. С 2012-го компанию пивоварне составляет винодельня, принадлежащая той же семье. В нескольких километрах к западу от деревни до 1967-го находилась иорданская военная база; в 1975-м место базы заняло современное поселение Офра.
Ангел будит пророка Элиягу, в интерпретации голландца Дирка Баутса (15-й век) и итальянца Якопо Виньяли (17-й):
(
wiki)
(
wiki)
Сначала - за пивОм:
В котлах его варили и пили всей семьёй...
Идём повышать градус:
Сюда:
Пошатываясь, двигаемся дальше, держа курс на католическую церковь св. Спасителя:
По неизвестной мне причине в Тайбе почитают Св. Георгия:
Церковь была построена в 1971-м году на месте предыдущей, ориентировочно 1860-65 года выпуска.
Обойтись в оформлении без св. Георгия шло бы, видимо, вразрез с местными традициями... Не могу не отметить, что чудище у художника получилось довольно няшное:
Неподалёку - православная церковь св. Георгия. Как и католическая, она была построена в прошлом веке (1931) на месте предшественницы, тоже не особенно старой. Но некогда на этом месте стяла византийская церковь, и вроде бы где-то с северной стороны здания ещё сохранились кое-какие её остатки. Была ли там функционирующая церковь в средние века - неясно.
Здесь больше ярких красок:
Просто живописная старая постройка:
Никак сцена из Мцыри ?
Мрачный подвал с колоннами:
Бонус: план замка св. Ильи.
(Pringle - Secular Buildings)
Продолжение
следует...
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus: Volume 2, L-Z By Denys Pringle
Secular Buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys PringleFrankish Rural Settlement in the Latin Kingdom of Jerusalem By Ronnie EllenblumBiblical Researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea: A Journal of Travels in the year 1838 (volume II) By Edward Robinson, Eli SmithDescription géographique, historique et archéologique de la Palestine By Victor GuérinThe survey of western Palestine: memoirs of the topography, orography, hydrography, and archaeology (volume II) By C. R. Conder et al
p 293,
p 370Palestine under the Moslems; a description of Syria and the Holy Land from A.D. 650 to 1500. Translated from the works of the medieval Arab geographers By Guy Le StrangeChristusrex.org