Авторам Талмуда была известна Келония под Иерусалимом; по их словам - она же Моца, которая значится в Мишне как источник
ивовых ветвей для столичного храма (см. трактат Сука в
Иерусалимском и
Вавилонском Талмуде соответственно). Почему, спрашивают мудрецы, Келония называется Моца; и сами отвечают - потому что её вывели (оциу) из-под действия налогов. Народная этимология, разумеется; но позволяет идентифицировать арабскую деревню
Калуния (в нескольких километрах от Иерусалима по дороге в Яффу) с Моцей из надела Биньямина, вскользь упомянутой в
Иегошуа 18:26. Века полтора назад на Калунию набрели заезжие библееведы и, будучи людьми эрудированными, вспомнили про Талмуд. Кроме того, название деревни они интерпретировали как искажённое латинское "
колония", т.е. поселение римских дембелей на оккупированной варварской территории. Подходящий экземпляр колонии нашёлся у Иосифа "наше всё" Флавия; согласно
Иудейской войне 7:6:6 Веспасиан наделил 800 отслуживших солдат землёй в месте, обозначенном в разных вариантах текста как Амоса или Аммаус (т.е. возможно искажённое Моца), и расположенном не то в 30, не то в 60 стадиях (римский стадий = 185 м, т.е. получаем 5.5 или 11 км соответственно) от Иерусалима; первый вариант расстояния примерно соответствовал Калунии. Аммаус под Иерусалимом, естественно, стал кандидатом в Эммаусы из
Евангелия от Луки, глава 24, где рассказывается о явлении воскресшего Иисуса двум его ученикам. Новозаветный Эммаус должен находиться в 60 стадиях от Иерусалима; не исключено, что разночтение у Флавия является результатом именно попытки безымянных христианских переписчиков подогнать текст под Луку.
Я не могу с полной уверенностью утверждать, кто именно ввёл в научный оборот идентификацию Калунии с Моцей и Эммаусом, но во всяком случае
Иоганн Непомук Зепп в книге 1863-го года издания наверняка был одним из первых. С тех пор биньяминова Моца далеко отсюда не уходила; вопрос лишь в том, где в точности её искать. Особое внимание привлекли две локации с названиями, похожими одно на другое и на искомую Моцу - Хирбет Бейт Мизза, теперь где-то в границах Мевасерет Цион; и Хирбет Мизза, на пару километров южнее и метров на 150 ниже, на южном склоне гряды холмов. Кажется, первая "всплыла" раньше, по крайней мере начиная с мельком упомянувшего её Клермона-Ганно; но с некоторого момента, похоже, вторая стала более популярной и переименовалась в результате в Тель Моца. В связи с проектом оптимизации шоссе номер один Управление Древностей проводило на Тель Моца спасательные раскопки в 1993 и 2002-3 (Цви Гринхут, Алон Де Гроот); в результате на этом участке трассы решили построить эстакаду как более щадящий (хотя, очевидно, более дорогой) вариант. После уточнения расположения опор эстакады копнули ещё в
2012-13 (Шуа Кисилевич, Анна Эйрих, Хамуди Халайли, Цви Гринхут) и снова
начиная с 2019-го; на 2021-й раскопки
ещё идут. По итогам имеем главным образом поселение железного века, плюс немного по более ранним и поздним периодам. После своих раскопок Гринхут и Де Гроот написали, что сомнений в идентичности Тель Моца и библейской Моцы теперь нет. Баба Яга Исраэль Финкельштейн и примкнувший к нему Юваль Гадот возразили - по их мнению, естественная топографическая граница между Иудой и Биньямином проходит севернее, оставляя Хирбет Мизза за Иудой; кроме того, не видно римских находок, что делает сомнительным привлечение Флавия; итд. Взамен они осторожно предлагают Нефтоах из Иегошуа 15:9, 18:15. Похоже, однако, что в итоге римский период нашёлся ниже, см. конец поста.
Самая интересная фича "железного" поселения - большое здание, которое начали раскапывать ещё в 1993-м и присвоили ему номер 500; тогда исследователи квалифицировали его как общественное, возможно культовое, 7-6 веков до нашей эры. В 2012-м зданием 500 занялись снова и обнаружили под ним более ранний комплекс железного века IIA, вероятно построенный не позже первой половины -9 века. Этот ранний комплекс уже
уверенно объявили храмом. То есть, получается, в самом центре Иудеи, всего в нескольких километрах от иерусалимского храма, функционировал ещё один.
(Новозаветный Эммаус в интерпретации Charles Cornelisz de Hooch, 17 век, via
wiki)
(И действующие лица той истории на картине Лелио Орси, 16 век, via
wiki)
Вопрос о местонахождении евангельского Эммауса, между тем, остаётся открытым до сих пор. Эн лет назад
yozhik_ написал
длинный пост с перечислением основных кандидатов, их плюсов и минусов; да и скромный автор этих строк фотоотчитывал
Абу Гош и
Никополь, расположенные дальше на запад по той же дороге. Против Моцы говорят слишком маленькое расстояние от Иерусалима и отсутствие христианской традиции. Тем не менее, у идеи размещения здесь Эммауса был в недавнем прошлом по крайней мере один горячий сторонник -
Карстен Питер Тьед, профессор
Теологического Колледжа в Базеле. В 2001-4 (т.е., получается, параллельно с Гринхутом и Де Гроотом) он проводил раскопки где-то в районе Тель Моца, совместно с Эгоном Лассом и Рафи Льюисом из Управления Древностей; судя по его статье, нарыл там свидетельства существования зажиточного еврейского селения римского периода. На аргумент о расстоянии он ответил, что мол 60 стадий у Луки следует понимать как дорогу туда и обратно. В конце 2004-го Тьед внезапно скончался. В статье, опубликованной после его смерти, Ласс и Льюис пишут, что они не нашли новозаветные строения; но вскользь упоминают, что слой 1-го века н.э. всплыл в ходе более ранних раскопок Айзенберга (1973 ?). Согласно книге покойного профессора, отрывки из которой любезно показывает Гугл, версии Эммауса-Моцы придерживались также Моше Фишер и Исраэль Ролл в Roman Roads in Judaea (1996).
Что Тьед et al точно нашли - это здание периода крестовых походов. Возможно, полагают Ласс и Льюис, это здание - то самое, что изображено в книге
Жана Зуаллара, побывавшего в наших краях в 1586-м. Выше по склону видим Калунию (Calonia). При этом автор считал, что находится в "Vallis Therebinthi" ака
долина Эла, где наш Давид засветил камнем в лоб ненашему Голиафу. И правильно - чем делать многокилометровые крюки в поисках библейских мест, гораздо практичнее разместить их все вдоль главной дороги...
(
wiki)
Храм железного века находится прямо под эстакадой первого шоссе, совсем рядом с разрушенным арабским домом,
про который в другой раз. Кисилевич описывает здание как ориентированное по оси запад-восток, с наружными размерами 18 на вероятно 13 метров (если практически не сохранившаяся южная часть идентична северной); вход с востока, шириной 1.6 м. Обращённая к вершине гряды северная стена была исключительно массивной, толщиной 1.5-2.5 м. Во дворе к востоку от входа находился предполагаемый жертвенник и рядом с ним яма, полная пепла и костей чистых животных. По словам автора, храмы такого типа существовали в северной Сирии уже в третьем тысячелетии до нашей эры, и позднее распространились на южный Левант. Среди добытой во дворе керамики - пара голов от человеческих фигурок, похожих на филистимлянские; пара фигурок лошадиных; "культовый стенд" (как бы это нормально перевести ? в общем, на него что-то ставили...) и фрагменты ещё вроде каких-то культовых штуковин. Теперь у исследователей, пытающихся реконструировать иудаизм эпохи первого храма, есть чуть больше информации к размышлению...
(Кисилевич)
Север:
Восток:
Юго-запад:
Жертвенник и яма:
К востоку от храма - несколько зернохранилищ:
И ещё что-то:
Если после моста повернуть налево, можно добраться до Мевасерет Цион...
...по дороге проехав мимо симпатичной
башенки-шомеры:
Просто пейзаж:
Как раз во время моей поездки в Моцу там - к югу от шоссе, возле парка Аразим - проходили масштабные раскопки неолитического поселения. Раскопки начали в 2017-м Яаков Варди и Аннет Ландес-Нагар, продолжили в 2018-9 Хамуди Халайли и Варди.
Рeчь идёт о большом (500 м в длину) поселении примерно 9000-летней давности, заброшенном по неизвестной причине после примерно 400 лет существования. Раскопки спасательные, после их окончания через этот неолит пройдёт
шоссе номер 16 в южный Иерусалим. Поступили
предварительные агентурные данные о наличии на участке раскопок римского поселения, в том числе нужного сторонникам идентификации Моцы с новозаветным Эммаусом первого века. Статья Бар-Натан и соавторов говорит о трёх римско-византийских культурных слоях - конца 1-го века; 2-4 веков; и 4-6 веков.
Под ближайшим навесом:
И рядом с ним:
Ещё:
Прямо под дорогой несколько больших каменюк "с рамками", а скорее всего как раз римских:
Ещё такие же каменюки валяются неподалёку:
А также обнаруживаются в двух местах с северной стороны шоссе, между "домом Елина" и дорожными мостами через речку Сорек (обо всём этом опять же в другой раз):
Повторный визит на раскопки, в июле 2019-го; посреди древностей уже установлены бетонные "пирамидки", явно имеющие отношение к будущему шоссе:
По сличению это круглой штуковины с прошлогодними снимками видно, что археологи успели сильно углубиться:
Неподалёку белая мозаика, опять намекающая на римлян:
И капитель впридачу:
Дальше от дороги (там, где раньше было большое поле, разбитое на археологические квадраты) уже засыпано:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
Mozah, Nephtoah and royal estates in the Jerusalem highlands By Israel Finkelstein & Yuval GadotThe Emmaus Mystery: Discovering Evidence for the Risen Christ By Carsten Peter ThiedeWo Liegt Emmaus ? By Carsten Peter ThiedeThe Excavation of a Crusader Building at Motza By Carsten Peter Thiede, Egon H.E. Lass and Rafael Lewis (in Bulletin of the Anglo-Israel Archaeological Society 23)
Moẓa in the First Centuries CE: On the Identification and Nature of Roman Colonia By Rachel Bar-Nathan et alJerusalem und das heilige Land: Pilgerbuch nach Palästina, Syrien und Aegypten by Johann Nepomuk SeppArchaeological Researches In Palestine 1873-1874 volume 1 By Charles Clermont-GanneauEmmaus By W F Birch in Quarterly statement - Palestine Exploration Fund, volume 13Il devotissimo viaggio di Gervsalemme By Jean Zuallart, Natale Bonifacio Отчёт ЖЖ юзера
anno-nin Отчёт ЖЖ юзера
tozhe-kot