Моца - Часть первая, древняя.

Oct 08, 2018 10:07



Авторам Талмуда была известна Келония под Иерусалимом; по их словам - она же Моца, которая значится в Мишне как источник ивовых ветвей для столичного храма (см. трактат Сука в Иерусалимском и Вавилонском Талмуде соответственно). Почему, спрашивают мудрецы, Келония называется Моца; и сами отвечают - потому что её вывели (оциу) из-под действия налогов. Народная этимология, разумеется; но позволяет идентифицировать арабскую деревню Калуния (в нескольких километрах от Иерусалима по дороге в Яффу) с Моцей из надела Биньямина, вскользь упомянутой в Иегошуа 18:26. Века полтора назад на Калунию набрели заезжие библееведы и, будучи людьми эрудированными, вспомнили про Талмуд. Кроме того, название деревни они интерпретировали как искажённое латинское "колония", т.е. поселение римских дембелей на оккупированной варварской территории. Подходящий экземпляр колонии нашёлся у Иосифа "наше всё" Флавия; согласно Иудейской войне 7:6:6 Веспасиан наделил 800 отслуживших солдат землёй в месте, обозначенном в разных вариантах текста как Амоса или Аммаус (т.е. возможно искажённое Моца), и расположенном не то в 30, не то в 60 стадиях (римский стадий = 185 м, т.е. получаем 5.5 или 11 км соответственно) от Иерусалима; первый вариант расстояния примерно соответствовал Калунии. Аммаус под Иерусалимом, естественно, стал кандидатом в Эммаусы из Евангелия от Луки, глава 24, где рассказывается о явлении воскресшего Иисуса двум его ученикам. Новозаветный Эммаус должен находиться в 60 стадиях от Иерусалима; не исключено, что разночтение у Флавия является результатом именно попытки безымянных христианских переписчиков подогнать текст под Луку.

Я не могу с полной уверенностью утверждать, кто именно ввёл в научный оборот идентификацию Калунии с Моцей и Эммаусом, но во всяком случае Иоганн Непомук Зепп в книге 1863-го года издания наверняка был одним из первых. С тех пор биньяминова Моца далеко отсюда не уходила; вопрос лишь в том, где в точности её искать. Особое внимание привлекли две локации с названиями, похожими одно на другое и на искомую Моцу - Хирбет Бейт Мизза, теперь где-то в границах Мевасерет Цион; и Хирбет Мизза, на пару километров южнее и метров на 150 ниже, на южном склоне гряды холмов. Кажется, первая "всплыла" раньше, по крайней мере начиная с мельком упомянувшего её Клермона-Ганно; но с некоторого момента, похоже, вторая стала более популярной и переименовалась в результате в Тель Моца. В связи с проектом оптимизации шоссе номер один Управление Древностей проводило на Тель Моца спасательные раскопки в 1993 и 2002-3 (Цви Гринхут, Алон Де Гроот); в результате на этом участке трассы решили построить эстакаду как более щадящий (хотя, очевидно, более дорогой) вариант. После уточнения расположения опор эстакады копнули ещё в 2012-13 (Шуа Кисилевич, Анна Эйрих, Хамуди Халайли, Цви Гринхут) и снова начиная с 2019-го; на 2021-й раскопки ещё идут. По итогам имеем главным образом поселение железного века, плюс немного по более ранним и поздним периодам. После своих раскопок Гринхут и Де Гроот написали, что сомнений в идентичности Тель Моца и библейской Моцы теперь нет. Баба Яга Исраэль Финкельштейн и примкнувший к нему Юваль Гадот возразили - по их мнению, естественная топографическая граница между Иудой и Биньямином проходит севернее, оставляя Хирбет Мизза за Иудой; кроме того, не видно римских находок, что делает сомнительным привлечение Флавия; итд. Взамен они осторожно предлагают Нефтоах из Иегошуа 15:9, 18:15. Похоже, однако, что в итоге римский период нашёлся ниже, см. конец поста.

Самая интересная фича "железного" поселения - большое здание, которое начали раскапывать ещё в 1993-м и присвоили ему номер 500; тогда исследователи квалифицировали его как общественное, возможно культовое, 7-6 веков до нашей эры. В 2012-м зданием 500 занялись снова и обнаружили под ним более ранний комплекс железного века IIA, вероятно построенный не позже первой половины -9 века. Этот ранний комплекс уже уверенно объявили храмом. То есть, получается, в самом центре Иудеи, всего в нескольких километрах от иерусалимского храма, функционировал ещё один.



(Новозаветный Эммаус в интерпретации Charles Cornelisz de Hooch, 17 век, via wiki)



(И действующие лица той истории на картине Лелио Орси, 16 век, via wiki)

Вопрос о местонахождении евангельского Эммауса, между тем, остаётся открытым до сих пор. Эн лет назад yozhik_ написал длинный пост с перечислением основных кандидатов, их плюсов и минусов; да и скромный автор этих строк фотоотчитывал Абу Гош и Никополь, расположенные дальше на запад по той же дороге. Против Моцы говорят слишком маленькое расстояние от Иерусалима и отсутствие христианской традиции. Тем не менее, у идеи размещения здесь Эммауса был в недавнем прошлом по крайней мере один горячий сторонник - Карстен Питер Тьед, профессор Теологического Колледжа в Базеле. В 2001-4 (т.е., получается, параллельно с Гринхутом и Де Гроотом) он проводил раскопки где-то в районе Тель Моца, совместно с Эгоном Лассом и Рафи Льюисом из Управления Древностей; судя по его статье, нарыл там свидетельства существования зажиточного еврейского селения римского периода. На аргумент о расстоянии он ответил, что мол 60 стадий у Луки следует понимать как дорогу туда и обратно. В конце 2004-го Тьед внезапно скончался. В статье, опубликованной после его смерти, Ласс и Льюис пишут, что они не нашли новозаветные строения; но вскользь упоминают, что слой 1-го века н.э. всплыл в ходе более ранних раскопок Айзенберга (1973 ?). Согласно книге покойного профессора, отрывки из которой любезно показывает Гугл, версии Эммауса-Моцы придерживались также Моше Фишер и Исраэль Ролл в Roman Roads in Judaea (1996).

Что Тьед et al точно нашли - это здание периода крестовых походов. Возможно, полагают Ласс и Льюис, это здание - то самое, что изображено в книге Жана Зуаллара, побывавшего в наших краях в 1586-м. Выше по склону видим Калунию (Calonia). При этом автор считал, что находится в "Vallis Therebinthi" ака долина Эла, где наш Давид засветил камнем в лоб ненашему Голиафу. И правильно - чем делать многокилометровые крюки в поисках библейских мест, гораздо практичнее разместить их все вдоль главной дороги...



(wiki)

Храм железного века находится прямо под эстакадой первого шоссе, совсем рядом с разрушенным арабским домом, про который в другой раз. Кисилевич описывает здание как ориентированное по оси запад-восток, с наружными размерами 18 на вероятно 13 метров (если практически не сохранившаяся южная часть идентична северной); вход с востока, шириной 1.6 м. Обращённая к вершине гряды северная стена была исключительно массивной, толщиной 1.5-2.5 м. Во дворе к востоку от входа находился предполагаемый жертвенник и рядом с ним яма, полная пепла и костей чистых животных. По словам автора, храмы такого типа существовали в северной Сирии уже в третьем тысячелетии до нашей эры, и позднее распространились на южный Левант. Среди добытой во дворе керамики - пара голов от человеческих фигурок, похожих на филистимлянские; пара фигурок лошадиных; "культовый стенд" (как бы это нормально перевести ? в общем, на него что-то ставили...) и фрагменты ещё вроде каких-то культовых штуковин. Теперь у исследователей, пытающихся реконструировать иудаизм эпохи первого храма, есть чуть больше информации к размышлению...



(Кисилевич)



Север:



Восток:



Юго-запад:



Жертвенник и яма:



К востоку от храма - несколько зернохранилищ:







И ещё что-то:



Если после моста повернуть налево, можно добраться до Мевасерет Цион...



...по дороге проехав мимо симпатичной башенки-шомеры:









Просто пейзаж:



Как раз во время моей поездки в Моцу там - к югу от шоссе, возле парка Аразим - проходили масштабные раскопки неолитического поселения. Раскопки начали в 2017-м Яаков Варди и Аннет Ландес-Нагар, продолжили в 2018-9 Хамуди Халайли и Варди. Рeчь идёт о большом (500 м в длину) поселении примерно 9000-летней давности, заброшенном по неизвестной причине после примерно 400 лет существования. Раскопки спасательные, после их окончания через этот неолит пройдёт шоссе номер 16 в южный Иерусалим. Поступили предварительные агентурные данные о наличии на участке раскопок римского поселения, в том числе нужного сторонникам идентификации Моцы с новозаветным Эммаусом первого века. Статья Бар-Натан и соавторов говорит о трёх римско-византийских культурных слоях - конца 1-го века; 2-4 веков; и 4-6 веков.





Под ближайшим навесом:







И рядом с ним:





Ещё:





Прямо под дорогой несколько больших каменюк "с рамками", а скорее всего как раз римских:



Ещё такие же каменюки валяются неподалёку:



А также обнаруживаются в двух местах с северной стороны шоссе, между "домом Елина" и дорожными мостами через речку Сорек (обо всём этом опять же в другой раз):







Повторный визит на раскопки, в июле 2019-го; посреди древностей уже установлены бетонные "пирамидки", явно имеющие отношение к будущему шоссе:







По сличению это круглой штуковины с прошлогодними снимками видно, что археологи успели сильно углубиться:



Неподалёку белая мозаика, опять намекающая на римлян:



И капитель впридачу:



Дальше от дороги (там, где раньше было большое поле, разбитое на археологические квадраты) уже засыпано:



Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Mozah, Nephtoah and royal estates in the Jerusalem highlands By Israel Finkelstein & Yuval Gadot
The Emmaus Mystery: Discovering Evidence for the Risen Christ By Carsten Peter Thiede
Wo Liegt Emmaus ? By Carsten Peter Thiede
The Excavation of a Crusader Building at Motza By Carsten Peter Thiede, Egon H.E. Lass and Rafael Lewis (in Bulletin of the Anglo-Israel Archaeological Society 23)
Moẓa in the First Centuries CE: On the Identification and Nature of Roman Colonia By Rachel Bar-Nathan et al
Jerusalem und das heilige Land: Pilgerbuch nach Palästina, Syrien und Aegypten by Johann Nepomuk Sepp
Archaeological Researches In Palestine 1873-1874 volume 1 By Charles Clermont-Ganneau
Emmaus By W F Birch in Quarterly statement - Palestine Exploration Fund, volume 13
Il devotissimo viaggio di Gervsalemme By Jean Zuallart, Natale Bonifacio
Отчёт ЖЖ юзера anno-nin
Отчёт ЖЖ юзера tozhe-kot

фотоотчёты, храмы

Previous post Next post
Up