Какун.

Oct 12, 2008 10:44



Крестоносцы 12-го века были, как известно, людьми тёмными и невежественными, уставы не читали и строем ходить не умели. Однако если видели стратегическую высоту, непременно на ней окапывались. Поэтому обнаружив на равнине Шарон холм высотой 52 метра над уровнем моря - для тех мест вполне стратегическая высота - они просто не могли что-нибудь там не построить.

Замок, о котором идёт речь - Како (Caco, Caccho, Caqo, Caque, Chaco, Quaquo, ар. Какун - этимология неизвестна) - впервые упоминается Фульхерием Шартрским в 1123-м году; тогда объект послужил местом сбора франкской армии для противодействия египетскому нападению. Согласно несколько более поздним летописям, на протяжении большей части 12 века замок управлялся наместниками лордов Кейсарии. Дальше имеет место некоторая неясность. Как сообщает нам Эрнул, 30 апреля 1187-го года Жерар де Ридфор, великий магистр Ордена Храма, вызывает подчинённых из "конвента" в Како в La Feve и уже на следующий день отправляется добывать сарацина (с удручающим результатом). Повидимому, именно благодаря Эрнулу многие пишут о принадлежности замка Како тамплиерам. Однако конвент не обязательно должен совпадать с замком. Кроме того, фигурирующая в одном из вариантов летописи оценка расстояния от Како до Ла Фев в 4 мили, да и само прибытие рыцарей на рандеву с Ридфором за считанные часы, заставили Кедара и Прингла предположить, что речь может идти о каком-то другом объекте (они предложили Хурват Кара). Так или иначе, в 1253-м замок снова отмечается как принадлежащий лордам Кейсарии.

Замок и окружавший его городок оставались в руках франков до 1265-го года, когда объектом заинтересовались мамлюки. Как известно, захваченные тогда же приморские города (Кейсария, Арсуф) Бейбарс тщательно сровнял с землёй, желая предотвратить использование противником в случае нового крестового похода. Како/Какун от моря находился достаточно далеко, и может быть именно поэтому султан счёл его более полезным для себя, нежели потенциально опасным, a посему городок повелел привести в порядок, в частности отремонтировать замок. Работа была, повидимому, проделана значительная - некоторые изданные в последние годы умные книги называют постройку "преимущественно мамлюкской". В ноябре 1271-го восстановленный замок снова появляется в хрониках в связи с крестовым походом английского принца Эдуарда Длинноногого. Рейд Эдуарда на Какун заканчивается безрезультатно; монгольские союзники тоже ограничиваются "ограниченными операциями" в Сирии; вдобавок на принца устраивают покушение (по Сеттону, за последним стоял эмир Рамлы Халиль ибн Шавар)... Мамлюки, впрочем, таки опасаются, что совместно монголы и крестоносцы могут замутить что-нибудь посерьёзнее, и идут на переговоры. В итоге девятый по счёту крестовый поход заканчивается десятилетним перемирием, и в 1272-м англичанин отбывает домой, где коронуется и в дальнейшем вымещает досаду на других неверных, а заодно и на герое Мела Гибсона. Вот что сообщает нам анонимный летописец, известный как "Тирский тамплиер":

It happened that a Saracen man-at-arms came to be baptized at Acre, and the Lord Edward had him made into a Christian, and retained him in his own quarters. This fellow served the Lord Edward in such a capacity that he would go to spy on the Saracens to find out where one might do them harm, and he performed this service many times. It was by his offices that our men went to St. George and Qaqun, and as a result the Lord Edward trusted him so much that he gave orders that he was to be allowed to speak to him at any time of the day or night.
So it happened one night that he came to the chambers where the Lord Edward was sleeping with the queen and brought the translator with him, and let it be known that he had just come from spying and that he wanted to speak to the Lord Edward, so that the Lord himself opened his chamber to him, dressed only in an undershirt and braie. The Saracen met him and stabbed him on the hip with a dagger, making a deep, dangerous wound. The Lord Edward felt himself struck, and he struck the Saracen a blow with his fist, on the temple, which knocked him senseless to the ground for a moment. Then the Lord Edward caught up a dagger from the table which was in the chamber, and stabbed the Saracen in the head and killed him.
The alarm was raised throughout the household, and they saw that their lord was injured, and the cry went out through the city of Acre. Thereupon the lords gathered together there and summoned all the doctors and slaves, who sutured his wound and drew out the poison.
He made a good recovery, by the grace of God, and he left on the twenty-second of September, and went to his own land across the sea.



(Покушение на Эдуарда в представлении Гюстава Доре, via wiki)

При мамлюках Какун стал мелким административным центром. В 1293-м году городок сильно пострадал от землетрясения. Аль-Макризи сообщает, что эмир Алам ад-Дин Санджар аль-Джаули построил здесь постоялый двор, очевидно в бытность свою наместником Газы в 1311-20 (остатки здания едва заметны на аэрофотоснимке 1918-го года где-то там, где теперь находится спортивный центр Йикон, а теперь оно и вовсе исчезло с лица земли). Аль Калкашанди (14-15 в) описывал Какун как приятный городок, с крепостью, мечетью, баней и колодцем. Османские турки, прибравшие к рукам Эрец Исраэль после победы на мамлюками при Мардж Дабике (1516) и, разумеется, тоже административно поделившие, сделали Какун центром нахии в Наблусском санджаке. Более позднее (около 1723) административное деление данную нахию уже не предусматривает.

В ходе египетского похода Наполеона неподалёку произошло сражение между французской и турецкой армиями, которое сам "маленький капрал" описал следующим образом:

15 марта [1799] в полдень авангард прибыл к караван-сараю Какун. Он увидел кавалерию Абдаллаха, поддерживаемую четырьмя тысячами набуллусцев и стоявшую в боевом порядке параллельно дороге на Акру. Армия переменила фронт, выдвинув вперед левое крыло. Генерал Клебер командовал левым крылом, генерал Ланн - правым, генерал Бон - резервом. Противник был изгнан со всех своих позиций, сброшен с высот и преследуем так далеко, как было нужно, чтобы он никак не мог нас тревожить.

Так выглядит место сражения на французской карте, известной как карта Жакотена); к западу от деревни отмечен постоялый двор.




Побочным результатом похода стал приход к власти в Египте Мухаммеда Али, турецкого офицера албанского происхождения. Немного погодя, сей муж окончательно расправился с мамлюками; а ещё немного погодя, отправил своего пасынка Ибрагима-пашу в поход на Османскую Империю. В 1832-33 годах Ибрагим-паша одержал несколько побед над турками и до отступления в 1841 губернаторствовал на завоёванных территориях. Местные жители, однако, не оценили проводимые новым правителем реформы в области судопроизводства, образования и налогообложения, попытки разъяснить бедуинам прелести оседлого образа жизни, а также подозрительно благожелательное отношение к инородцам и иноверцам. Последней каплей послужила реформа военная, иначе говоря набор рекрутов. Обзавестись "кабанами" Ибрагим-паша не успел; пришлось "уклонистам" восставать, а египтянам - восстания подавлять. В рамках мер по наведению неконституционного порядка деревня Какун была разрушена, но затем (не позднее 1850-х) снова заселена.

Насколько я понимаю, не обошлось без экшна в этих местах и во время арабского восстания 1936-39 годов. В 1948 стало ещё веселее. Выяснение отношений между еврейскими и арабскими формированиями, при участии гастролёров в лице иракских солдат, продолжалось до 5 июня, когда деревню заняла бригада Александрони. Штурм деревни начался 5 июня 1948 года, в 4 часа ночи, после 20-минутного артобстрела. Один отряд атаковал с северо-востока, быстро занял "иракский дом" и прилегающую часть траншеи, но при продвижении на запад вдоль последней столкнулся с сильным сопротивлением около "штаба". В конце концов пулемётному расчёту удалось обойти арабские позиции с юга и открыть огонь вдоль следующего куска траншеи, после чего "штаб" был занят. Одновременно другой отряд вошёл в деревню с юго-востока; сопротивление на этом участке было слабым.




С 8 утра противник предпринял несколько контратак сначала с востока, затем с юга. Атаку поддерживали иракские бронеавтомобили. Между тем единственным противотанковым средством у израильтян были ПИАТы, да и боеприпасы для стрелкового оружия начали подходить к концу. К счастью, участие бронетехники ограничилось обстрелом израильских позиций с расстояния от нескольких сот метров до километра; только один экземпляр приблизился метров на 200, но остановился после того как по нему был открыт ружейно-пулемётный огонь. Пехота тоже вела себя крайне нерешительно. Проблемы со снабжением отчасти объяснялись тем, что бронированный автобус, пытавшийся добраться до деревни с северо-запада, со стороны кибуца а-Маапиль, застрял и перегородил дорогу. В конце концов солдаты, охранявшие "спокойную" северную сторону деревни, подогнали трофейный грузовик и вытащили автобус. В 3 часа дня наконец прибыла " 20-мм противотанковая пушка". В 4 часа дня арабские отряды последний раз приблизились к деревне с юга, собрали раненых и к 5 окончательно отступили. В бою погибли 16 израильских солдат.




33-й батальон в деревне (коллекция Авраама Лихтхауза, библиотека Хайфского Университета):







Мемориал:





Но вернёмся к средневековой крепости. Прингл и Молин описывают объект как одну-единственную башню со следующими ТТХ: два этажа, 14.5 на 17.65 м, толщина стен 2.8 м. Вход, повидимому, был с ныне разрушенной западной стороны. Петерсен упоминает следы окружающей башню стены с круглыми башнями, но тут же оговаривается, что стена, по всей вероятности, османского периода; "мадрих исраэль а-хадаш" тоже упоминает остатки стены с круглой башней к юго-востоку от цитадели, и относит их к мамлюкскому или османскому периодам.

Самая ранняя из находок, по "мадрих исраэль а-хадаш" - кусок каменной плиты с аккадской надписью, вероятно часть ассирийского могильного камня. Аппельбаум пишет, что где-то среди камней замка затесался римский мильный камень и что в римские времена здесь существовало значительное поселение. Вениамин Тудельский идентифицирует Какун с библейской Кеилой: To Kakun, the Keilah of Scripture, half a day's journey [from Caesarea]; in this place are no Jews". Сейчас Кеилу принято располагать ближе к Хеврону.

Если я правильно сориентировался по солнцу, фотография в начале поста - вид с северо-востока; теперь очередь северо-запада и юга.





Интересные камешки (к сожалению, первый уже не на месте):







Внутри; север, восток и юг.







Уцелевшая часть внутренней стены с дверным проёмом:



Вражеские голоса уверяют, что это мечеть. Тогда как судя по Петерсену, строение рядом с крепостью должно быть домом аль-Хаджи Мохаммеда абу Хавташа.









Ещё какие-то каменюки:



На заднем плане - мошав Ган Йошия ?



[Update]Результаты испытаний летающей игрушки, 2023:









image Click to view


[/UPDATE]

Фотографии: в wikimedia commons.

ГугльМэп местности.

מדריך ישראל החדש 8
Judaea in Hellenistic and Roman times: historical and archaeological essays By Shimon Applebaum
Unknown Crusader Castles By Kristian Molin
Secular Buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
Frankish Castles, Muslim Castles and the Medieval Citadel of Jerusalem by Ronnie Ellenblum (from In Laudem Hierosolymitani)
Two Medieval Castles and their position in Muslim Fortification By Andrew Petersen (from Egypt and Syria in the Fatimid, Ayyubid, and Mamluk eras)
Crusading Warfare, 1097-1193 By R. C. Smail
The New Knighthood By Malcolm Barber: p 87, p 350
Edward of England and Abagha Ilkhan By Reuven Amitai (from Tolerance and intolerance: social conflict in the age of the crusades By Michael Gervers, James M. Powell)
A Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine (Part 1) By Andrew Petersen
A History of Palestine By Gudrun Kramer, Graham Harman

The survey of western Palestine By C.R. Conder, and H.H. Kitchener
Маарахот, март 1953
Rediscovering Palestine
Naqba-online - Qaqun
Отчёт ЖЖ-юзера ramires10
Отчёт ЖЖ-юзера savta
(Crusade Texts in Translation) The Templar of Tyre
Crossposted to tourism_israel.

крепости, фотоотчёты, мемориалы

Previous post Next post
Up