Наконец дошли руки до следующего фотоотчёта, который будет посвящён национальному парку Яркон, между Петах-Тиквой и Рош а-Аин(ом). Парк состоит из двух частей, соединённых тропинкой. Та часть, что ближе к ПТ, называется "Мекорот а-Яркон"; другая, ближе к РА, "Тель Афек". Судя по полученной в кассе карте, тропинка должна проходить вдоль берега озера. Увы, беглый осмотр местности выявил только пару прудов. Охранник пояснил, что озеро когда-то действительно было, да только всё в трубы ушло.
Тель Афек порадовал одноимённым холмом, где некогда находился город Афек (
весьма, оказывается, распространённое в наших краях название). Город находился на торговом пути
Виа Марис и, видимо, существовал с раннего бронзового века. Повидимому, именно этот Афек упоминается в списке городов
Тутмоса III (15 в. до н.э.); потом в ТАНАХе как захваченный Иегошуа Бин Нуном (
Иегошуа 12:18) и как место, откуда "перезахватившие" его
филистимляне отправлялись в походы на евреев (
Шмуэль 1 4:1,
Шмуэль 1 29:1); потом в документах, посвящённых деятельности
Асархаддона и
Навуходоносора.
Легенда гласит, что на этом месте состоялась
встреча на высшем уровне между Александром Македонским и первосвященником Шимоном; однако умные книжки (Ноде) уверяют нас, что это именно легенда. При греках (4-1 в до н.э.) город назывался Pegae (источники); под этим именем он фигурирует в папирусе Зенона (3 век до н.э.).
Ирод переименовал его в
Антипатрис (Антипатрида) в честь
своего отца; Флавий неоднократно упоминает Антипатриду в "Иудейской войне" (
1,
2,
3). Впрочем, как яхту не называй, во время этих самых "
иудейских войн" она набрала в трюм немало воды, а землетрясение 363 года н.э. окончательно пустило её ко дну. А топоним Антипатрис, переиначенный в Абу Бутрус, был со временем принят арабами как одно из названий реки
Яркон.
(
via)
Главная мередиональная улица города, ака Кардо, с юга на север:
Чуть впереди, слева - маленький театр:
В "дыру" обязательно надо заглянуть:
Кажется, деревянный щит прикрывает второй конец "тоннеля":
Сиденья:
Дальше на север, к османской крепости (о ней ниже):
Справа переулок, ведущий к... чему ?
Ещё севернее, справа, руины других строений:
И слева тоже:
Здесь были двери:
Кардо с севера на юг:
Просто колонна:
И последний фрагмент улицы, по другую сторону турецкой башни:
При крестоносцах холм принадлежал
Ибелинам, расположившихся в паре километров оттуда, в замке
Мирабель. Некоторые авторы сообщают, что франки называли его Le Toron aux Fontaines Sourdes (фр. "башня тихих источников"). "Тихие источники" (surdos fontes,surdis fontibus) по соседству с Мирабель упоминаются в
документах Храма Гроба Господня; а вот откуда взялась башня, я пока не понял. Иных данных о том, что здесь находилась какая-либо башня крестоносцев, вроде бы нет.
И наконец в 1570-е
турки построили всё на том же холме крепость, известную ныне как Бинар Баши, повидимому искажённый арабский вариант турецкого названия Пинар Баша (?) - "главный исток" (одним словом, тот же
Рош а-Аин, но по турецки). Фирман за 1573-й год подтверждает получение доклада о том, что четыре стены крепости построены; но внутри пока нет домов и мечети, а снаружи не убрана земля; комендант (диздар) Мустафа ждёт приказа и 2200 золотых; затем фирман даёт Мустафе добро. Другой фирман, за 1579-й, сообщает, что крепость была недавно построена и там поставлен гарнизон из 30 пехотинцев и 100 кавалеристов; однако, мол, он не справляется со своей задачей оказывать содействие санджакам Иерусалима, Газы и Наблуса, а часть солдат и вовсе пропала, включая коменданта Мустафу (того ли самого или нет, трудно сказать). Посему следует распоряжение передать крепость из санджака Наблуса в санджак Газы, а беку Газы назначить нового коменданта и набрать новых солдат. Но при этом крепость мельком упоминается до всей этой эпопеи, в 1571; так что похоже, что укрепление на этом месте было и до 1570-х; можно предположить, что оно было построено ещё при мамлюках и успело прийти в негодность; однако археологических подтверждений сему нет... Так или иначе, именно османская крепость 18 века и украшает теперь вершину холма; никакого отношения ни к Ироду, ни к крестоносцам она не имеет.
Идентифицировать данный холм (именовавшийся тогда Тель Рас эль-Аин) как Афек впервые предложили Олбрайт и Альт в 1920-е годы. Раскопки велись в 30-е, потом
в 1972-1985 под руководством М. Кохави из Тель-Авивского университета,
и ещё немного в 2006. Находки свидетельствуют о том, что давным давно, в начале третьего тысячелетия до нашей эры (ака ранняя бронза Ic) здесь был город, окружённый стеной толщиной 2.8 метра; объект был заброшен к концу того же тысячелетия. По средней бронзе IIa имеем дворец, укрепления и кладбище. Есть остатки "позднебронзового" ханаанейского поселения, сожжённого супостатами в конце минус тринадцатого века (три общественных здания, таблички с клинописью); и следы последовавшего за ним филистимлянского.
Но вернёмся к османской крепости. Крепость квадраная, с башнями по углам и воротами с западной стороны. Башни двухэтажные, три квадратные, одна (юго-западная) восьмиугольная. Во дворе располагалось здание, служившее по всей видимости мечетью. Вид с юго-запада:
Северная стена:
Северо-западная башня:
Северо-восточная башня:
Юго-восточная башня:
Дверь на замке:
Шпионский снимок через амбразуру:
Немного южной стены с юго-западной башней:
Юго-западная башня:
Лестница на второй этаж:
Интерьер:
Возвращаемся к западной стене; там ворота:
Около будущих османских ворот находилась позднебронзовая резиденция египетского наместника (400 кв м, вероятно несколько этажей):
У входа - разбитое корыто:
Внутри:
А около северной стены - целая серия ханаанейских дворцов средней и поздней бронзы:
Несколько фотографий крепости из
коллекции Мэтсона; 1900-22:
1925-46:
И из коллекции AWM, примерно 1917:
На вьезде в парк и к югу от крепости - два мемориала, посвящённые боям за Рош а-Аин и
Мигдаль Цедек в 1948-м:
Продолжение
следует...
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
Canaanite Aphek, Its Acropolis and Inscriptions By Moshe KochaviThe Holy Land: An Oxford Archaeological Guide By Jerome Murphy-O'ConnorA search for the origins of Judaism: from Joshua to the Mishnah By Étienne NodetSecular buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys PringleArchaeology of Military Orders by Adrian Boas
Ottoman documents on Palestine 1552-1615 By Uriel Heyd
A Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine (Part 1) By Andrew Petersen
Charles William Wilson - "Antipatris," Palestine Exploration Fund Quarterly Statement 6.3 (July 1874): 192-196 (PDF)
מדריך ישראל החדש
1,
2BibleWalks Отчёт ЖЖ-юзера
gava Отчёт ЖЖ-юзера
yunga-gral Crossposted to tourism_israel.