Территорию к востоку от
руин Эммауса-Никополя и до
Шаар а-Гай занимает
парк Аялон-Канада, названный так по имени долины Аялон и в честь спонсоров из числа канадских евреев. Про некоторые фичи парка - namely хорошо спрятанный
замок крестоносцев Кастеллум Арнальди и
греко-хасмонейская крепость ака Хурват Экед - я уже писал, но есть там и другие интересности.
Вышесфотографированное строение в юго-западной части парка в оригинале - мамлюкская могила некоего шейха Муаллы б. Шукайра. Над входом была когда-то надпись, гласившая:
Именем Аллаха. Основал это благословенное место раб, жаждущий Аллаха, Манкувирс аль-Джашанкир, в качестве вакфа для святого шейха Муаллы б. Шукайра, ради вознаграждения от Аллаха. Надзирал за его строительством Маруф ибн аль-Рахман в месяцы года 687 (=1289-90).
Хотя это и противоречит табличке, по какой-то причине - надо полагать, со слов местных - Клермон-Ганно (1874) считал, что полное имя похороненного шейха Муал б. Джабаль, и связал его с
Муазом ибн Джабалем, сподвижником Мухаммеда, жертвой эпидемии чумы 639 года. Ибн Джабаль скончался где-то на восточном берегу Иордана и средневековые источники помещают его могилу тоже в тех краях. Но, видимо, народная память "перенесла" захоронение сюда; возможно потому, что болезнь была впервые отмеченна в лагере мусульманской армии где-то в этих местах и осталась в хрониках как "амвасская чума". К слову, примерно такая же история приключилась с могилой Абу Убайды, "переместившейся" из района Аджлуна в здание римской бани в Эммаусе. Так или иначе, в наши дни объект фигурирует везде как макам ибн Джабаль. Согласно
осведомлённым источникам, после 2005-го года макам был разобран и собран заново, хотя его состояние вроде бы было вполне приличным.
Что же до строителя макама, у Муджир ад-Дина упоминается эмир Рукн ад-Дин Манкувирс аль-Джашанкир, наместник султана в Иерусалиме, умерший в 1317-м и похороненный на кладбище в Мамиле. Джашанкир - мамлюкская придворная должность, "чашеносец" так сказать.
Внутри:
В 1979-м:
Немного восточнее макама обнаруживаем начало тропинки, ведущей к "холму 14". В 48-м на означенном холме располагался укреплённый пункт Арабского Легиона, прикрывавший восточные подступы к
Латруну. Иорданский контроль над последним означал перекрытую дорогу в Иерусалим. Это обстоятельство категорически не устраивало израильтян и послужило причиной
неоднократных атак АОИ на позиции Легиона в районе Латруна. Две первые попытки, 24-25 и 30-31 мая, провалились. Между тем 11 июня вступало в силу "первое прекращение огня", к этому моменту транспортный вопрос хотелось как-то решить. 8-9 июня АОИ приступила к операции Йорам - попытке пробиться к цели с востока, через позиции 4-го батальона Легиона. По плану, 5-й батальон бригады Арэль выходил из района Шаар а-Гай и штурмовал "холм 13"; затем 3-й батальон бригады Ифтах проходил через холм 13 и брал следующую позицию на холме 14. В реале 3-й батальон неправильно сориентировался на местности, вышел к холму 14, после непростого боя взял его и отрапортовал об успешном выполнении своего задания. 5-й батальон выдвинулся к вроде как взятому холму 13, неожиданно попал под обстрел и отступил. Меж тем легионеры опомнились и контратаковали 3-й батальон; к утру последний тоже отступил на исходные позиции... Латрун, как известно, остался за границей до 1967-го года, но блокаду Иерусалима всё же удалось прорвать, проложив
обходную дорогу.
По пути находим древнюю каменоломню:
И могилу:
Пришли:
Окопы:
Хороший вид на форт в Латруне, ныне музей танковых войск:
В центральной части парка обнаруживаем так называемую "долину источников". В стародавние времена по ней проходил акведук, доставлявший в город воду из источников у подножия Тель Экед. Расстояние от источников до города - примерно два километра при разнице высот 80 метров. Конструктивно акведук представлял собой жёлоб, частично сложенный из каменных блоков длиной от 50 см до 2 м, частично выкопанный и облицованный камнями, и частично высеченный в скале. Ширина жёлоба составляла 20 см для "верхнего акведука" и 8 см для "впадающего" в него нижнего. В общем, скромно... Раскопками занимался Изхар Гиршфельд в 1975-м; он датировал исток нижнего акведука (и by extension всю систему) пятым веком; детали см. ниже. Мэрфи-О'Коннор пишет про третий, откуда инфа он не уточняет.
(из Гиршфельда)
Долина начинается - или, скорее, заканчивается - около этого пруда (номер 5 на схеме):
"Пальмовый источник", там же. Судя по керамике, использованной при строительстве резервуара - пятый век или позже.
Иду вверх; зимой здесь, похоже, должна быть вода, но в середине июля с оной напряг:
Остатки акведука:
Покойник, видно, хотел обеспечить себя водой и в загробной жизни:
Дальше:
Ещё дальше:
Ещё одна могила:
И ещё дальше:
Промежуточный резервуар (номер 3); видны два жёлоба, подходящие к противоположной его стороне; южный (правый) жёлоб и есть вышеупомянутый нижний акведук:
Справа виден ещё один "приток"; он быстро теряется где-то к югу от тропинки, у Гиршфельда о нём тоже ни слова:
Тот же резервуар и те же два жёлоба, вид с другой стороны:
Нижний акведук начинается в резервуаре (номер 2), спрятанном в подземном сооружении. Сооружение состоит из помещения (размером два на полтора метра, с бетонным сводом) и ведущей на поверхность шахты (3.2 м, круглая диаметром 80 см в верхней части и квадратная в нижней). Гиршфельд отмечает во-первых использование в облицовке резервуара керамики, позволяющей датировать сооружение пятым веком или позднее (так же, как и вышеупомянутый пальмовый источник); но из исторических соображений вряд ли позднее. Во-вторых - остроконечную арку между помещением и шахтой. Наиболее ранняя из известных остроконечных арок, пишет автор, имеется в Каср Абу Вардан в северной Сирии и датирована серединой шестого века; таким образом, "наш" экземпляр скорее всего старше...
Верхний, по описаниям, вытекает из подземного туннеля (длиной 25 м, шириной 30 см и высотой 1.2 м), помеченного на схеме номером 1. Если верить Мэрфи-О'Коннору, туннелю должна соответствовать на местности квадратная шахта; может эта ?
И напоследок - так называемые "колодцы Эммауса" по другую сторону 3-го шоссе; на первый взгляд ничего интересного:
Бонус:
ирисы месопотамские, май 2023-го:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
Corpus Inscriptionum Arabicarum Palaestinae (CIAP) A. Volume one By Moshe SharonA Hydraulic Installation in the Water-Supply System of Emmaus-Nicopolis By Yizhar HirschfeldThe Holy Land: An Oxford Archaeological Guide from Earliest Times to 1700 By Jerome Murphy-O'ConnorArchaeological researches in Palestine during the years 1873-1874 (Volume 1) By Charles Clermont-GanneauHistoire de Jérusalem et d'Hébron depuis Abraham jusqu'à la fin du XVe siècle de J-C: fragments de la Chronique de Moudjir-ed-dynBibleWalks