Дир Сам'ан.

Aug 10, 2015 07:42




( Дальше по Самарии с nehag_sus)

В полутора километрах к северо-востоку от Дир Кал'а находится ещё один известный и неплохо сохранившийся объект по имени Дир Сам'ан. Слово "дир", как мы знаем, означает "монастырь"; "сам'ан" может намекать на то, что этот монастырь был посвящён св. Симеону (шуточная альтернативная версия гласит, что один из исследователей, Шимон Дар, назвал руины в свою честь). Так же как и в Дир Кал'а, здесь побывали ещё Герен и Кондер, а позже многие другие, но до настоящих раскопок руки дошли недавно - у Ицхака Магена в 1992-4 и 2007. Выводы, сделанные Магеном после раскопок, тоже в общих чертах повтрояют его хронологию для Дир Кал'а - мол, объект был построен как римская крепость на рубеже 4-5 веков (при Феодосии I или Аркадии), впоследствии заброшен, а в 6 веке (скорее всего при Юстиниане) переоборудован в монастырь; далее следует раннеисламская (7-8 века) реконструкция с установкой маслодавильни и какая-то деятельность при мамлюках. Видимо, мнения о том, что в византийский период здесь был монастырь, придерживается большинство исследователей; "меньшевик" Дар считал Дир Сам'ан большой фермой. Кроме обилия вырезанных и мозаичных крестов, Маген приводит в качестве аргумента скромный ассортимент находок - мол, будь тут ферма, интересностей (полагаю, он имеет в виду посуду и инструменты) выкопали бы больше. Господствующее мнение о ранней истории объекта мне установить не удалось.

Наиболее примечательная фича объекта - хорошо заметное на заглавном фото круглое углубление диаметром 12.7 м и глубиной 1.1 м, высеченное в камне около северной стены комплекса - не то гумно (место для обработки зерновых), не то бассейн для мытья шерсти, не то водосборная площадка (благо есть жёлоб, ведущий из углубления в расположенную рядом систему резервуаров). В северной части круга на бортике вырезаны солнечные часы. Данной фиче посвящён давний пост mangupli, который я с любезного разрешения читателей не стану пересказывать своими словами.

Из найденной на объекте керамики есть небольшое количество поздней византийской, но основная часть датируется 8-11 веками. Есть немного омейядких и аббасидских стеклянных сосудов, а также "металлических артефактов". Из монет имеем 2 греческих (2-3 века до н.э.), что может указывать на какую-то деятельность в тот период, но других свидетельств пока нет; 6 римских 4 века; 3 омейядских, 2 аббасидских, одна франкская, 5 айюбидских и 31 османская. Любопытно, что византийских нет; небогат, видно, был монастырь...

План из статьи Магена. Здание комплекса в плане почти квадратное, 39 на 36.5 м, с помещениями вдоль стен и двором в центре. Главный вход с восточной стороны, ещё один (Маген считает его византийской добавкой) с севера. Поскольку в монастыре должна быть церковь, но таковая упорно не желала обнаруживаться, было решено :) поместить её на второй этаж, как, например, в монастыре Евфимия. С южной стороны двора сохранились остатки лестницы и массивных арок, а к востоку от последних частично построенная, частично высеченная в скальном основании ниша, обращённая на восток; предполагается, что эта ниша служила опорой апсису церкви. Среди элементов рухнувшего верхнего этажа Маген указывает христианскую символику, фрагменты цветной мозаики, основания и капители колонн, фрагменты алтарной перегородки и черепицу. Наружные размеры церкви он оценивает в 15.2 на 8 метров. Кроме того, он предполагает наличие часовни в северном крыле. Интересно, что Маген неоднократно отмечает низкое качество византийских мозаик и колонн в Дир Сам'ан; в Дир Кал'а, вроде, с качеством всё было в порядке. Ещё одна любопытная деталь - часть колонн монолитные, т.е. вытесаны из одного куска камня вместе с основанием и капителью.




Реконструкция, из того же источника; север в правом нижнем углу:




Солнечные часы:




Система резервуаров:




По другую сторону резервуаров. Ещё жёлоб и высеченная в камне ниша, назначение которой мне неясно:




Этот резервуар примыкает к западной стене:







Каменный блок с крестом:




Северная стена комплекса:




Крытый резервуар:




Через эту дыру можно спуститься внутрь, но я не рискнул:




Из северо-восточного угла комплекса торчит небольшая византийская пристройка:




Северный вход:




Рядом ещё один блок с крестом (?), прикрывающий собой колодец:




Восточное крыло; виден вход в крипту (внизу должны быть три погребальные камеры, на стенах кресты):




Справа - восточный вход:




Снаружи:




Стройка сионизма ака поселение Лешем; на заднем плане Алей Захав, который я когда-то давно охранял:




Помещения к югу от восточного входа; изначально здесь была одна комната без каменного пола; Маген предполагает, что она служила конюшней. На более поздних этапах комнату разделили.




Центральный двор:




Резервуар в северо-западном углу двора; видно отверстие, через которое в резервуар попадала подводимая по каналам дождевая вода:




Северное крыло; согласно Магену, в византийский период здесь находилась часовня (12.5 на 5.5 м). В западной части помещения был мозаичный пол с плохо сохранившимся геометрическим рисунком; в восточной белая мозаика с парой изображений крестов. Ещё одна мозаика с крестом была в северной части двора, около входа в предполагаемую часовню. В ранний исламский период помещение разделили на несколько частей и построили над ним второй этаж.










Маслодавильня к югу от двора. Сперва маслины давили при помощи жернова на круглой каменюке, что на заднем плане. Потом додавливали на рычажном прессе, что поближе. Здоровенный цилиндр на переднем плане - груз, подвешивавшийся к рычагу; за ним (визуально правее и выше) круглая площадка, на которую складывались додавливаемые маслины, и углубление для стока масла.




Южное крыло располагалось ниже, чем основная часть комплекса, что позволяет взглянуть на него сверху вниз:




В западной части крыла виден ещё один резервуар и ведущий к нему канал.




Спуск в оное крыло:




Интересно, что дверь запиралась со стороны южного крыла.




Юго-западный угол здания:







К северу от комплекса имеются два винных пресса; на следующем фото один из них (западный). В ранний исламский период круглую площадку использовали для установки маслодавильного пресса рычажного типа, примерно как внутри здания.




Фотографии:
1) в picasa web albums
2) в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Judea Samaria Publications 13 - Corpus of Christian Sites in Samaria and Northern Judea
A Roman Fortress and Byzantine Monastery at Khirbet Deir Sam'an By Yitzhak Magen (in Judea Samaria Publications 15)
Deir Qal'a and the monasteries of western Samaria By Yizhar Hirschfeld
המדריך למטייל בשומרון מאת נתנאל אלינסון, דביר רביב
The survey of western Palestine volume 2
Отчёт ЖЖ-юзера snark_
Отчёт ЖЖ-юзера shurikls
Отчёт ЖЖ-юзера sharel

церкви и монастыри, фотоотчёты

Previous post Next post
Up