Шефер.

Apr 08, 2015 00:27




В одном давнем посте уже заходила речь о Чарльзе Тегарте и полицейских фортах его имени, но быстро ушла в направлении войны за независимость. Пришло время вернуться, углубить и облазить... Итак, в Палестине арабское восстание 1936-39 годов. Одной из проблем, препятствовавших восстановлению порядка, была прозрачность северной границы - арабские банды использовали французские территории как базу, источник оружия/добровольцев и (если прижмут) как укрытие. Соседей с одной стороны нервировала буза вблизи их владений, но с другой Франция была ограничена соглашением с сирийцами от 1936 года, и имелись опасения, что в случае нарушения оных и вообще серьёзных мер против местных "сочуствующих", то полыхнёт уже в Сирии; так что толку от французов было мало. В феврале-октябре 1937-го британцы успели проложить дорогу несколько южнее границы (нынешняя 899-я) и соорудили цепочку из девяти полицейских участков. Начальник полиции Рой Спайсер ещё в 1936-м предлагал перекрыть границу забором, но верховный комиссар Артур Вокоп наложил вето, ибо счёл такую меру дорогой и неэффективной.

В начале декабря 1937-го в Палестину в качестве консультанта прибывает Тегарт, бывший начальник полиции Калькутты с богатым опытом противодействия бузотёрам, и начинает разбираться в ситуации. 24 января Тегарт и его спутник Дэвид Петри (между прочим, будущий глава MI5) представили отчёт из 28 пунктов, в котором среди прочего снова подняли вышеозначенную тему. Тегарт настаивал на заграждении в несколько рядов и с датчиками, тянущемся вдоль всей северной границы. Это заграждение, в сочетании с полицйскими участками, сетью пилбоксов и мобильными силами должно было максимально осложнить враждебным элементам как проникновение в Галилею, так и бегство в безопасную заграницу. Сменивший Вокопа в марте Гарольд Макмайкл идею в целом одобрил (но датчики, как я понимаю, "зарубил"), и процесс пошёл. Забор проходил сперва следуя вышеупомянутой дороге, потом до Кинерета к западу от Капернаума, и к югу от Кинерета - от Цемаха до устья Ярмука, всего 89 километров; "галилейский палец" и полоса к северу от дороги оставалась таким образом "снаружи". 21 апреля был подписан договор с компаней Солель Боне, предполагавший окончание работ в течение трёх месяцев; несмотря на постоянные попытки саботажа заграждение было завершено, и кажется даже более-менее вовремя. Забегая вперёд - в начале 40-х забор был разобран, поскольку "колючка" понадобилась в Африке. Пилбоксов первоначально построили 9 штук силами той же Солель Боне. Судя по карте 1941 года, постепенно их количество довели до 20. На каждый приходилось 2-4 человека, пулемёт и прожектор.

Как уже говорилось выше, на тот момент вдоль северной границы имелось девять полицейских форпостов. Как правило, они представляли собой деревянные бараки, прикрытые бетонной (?) стенкой высотой по грудь. Гарнизон такого поста составлял десять человек, вооружённых пулемётом Льюис плюс восемь винтовок и два пистолета. Тегарт считал вышеописанные сооружения слишком уязвимыми. В апреле 1938-го было принято решение о строительстве семи участков нового типа - пяти в непосредственной близости от границы и двух на дороге Акко - Цфат (нынешнее шоссе 85). Разработка проекта форта была поручена главному архитектору департамента обественных работ Фредерику Фостеру-Тернеру. Последний в 20-е работал в индийской Шимле, и видимо принимал участие в строительстве аналогичных сооружений. Когда на каком-то этапе палестинские власти намеревались построить укреплённый полицейский участок в Кастеле, Фостер-Тернер предложил им "крепостцу" на основе строившихся в Индии; но власти передумали и проект остался на бумаге. Теперь проект немного доработали, и в итоге получили три типа фортов - побольше, поменьше и средний. Все три представляли собой квадратное здание с бетонной или стальной вышкой и небольшим внутренним двором; большое и среднее были трёхэтажными, маленькое на этаж ниже. Гарнизон колебался от 12 человек (4 британца, 6 местных и 2 вспомогательный персонал) с тремя Льюисами для маленького участка до 41 (16 британцев, 22 местных, 3 вспомогательных) с пятью Льюисами для большого. Каждому форту полагался водный резервуар, генератор, прожектор, и средства радиосвязи. Предусматривалась кухня и раздльная жилплощадь для британских и "туземных" стражей порядка. Проекты увердили 10 июня. Судя по прессе, строительством занималась неуказанная англо-французская компания, использовавшая египетских рабочих. Дедлайн был суров - два с половиной месяца; на практике работы шли дольше, возможно до первых месяцев 1939 года.



(wiki)




Красно-синие кружки на карте, взятой из книги Кройзера (см. ссылки в конце поста), изображают семь пограничных фортов (затесавшиеся красные обозначают форты, добавленные позднее по программе PBP; им посвящён отдельный пост). В верхнем ряду слева направо следуют участки около арабской деревни Баса (теперь около мошава Яара, средний), Икрит (Шомера, большой), Саса (Матат, большой), Салиха (Авивим, средний) и Наби Юша (т.н. Мецудат Коах, средний). На момент написания поста все они использовались армией и МАГАВом, но позднее армия эвакуировала Яару. Южнее видим два маленьких форта в Маджд эль-Круме и Раме; в первом теперь ресторан, а вот поиски второго обречены на неудачу - его нет не только в реале, но и в поздних британских документах. Зато в ходе этих поисков крепостца подходящего типа может обнаружиться километрах в пяти к востоку от Раме. В британских документах она значится как форт Фарадия, опять таки по имени ближайшей деревни. Предположительно название деревни напоминает нам о еврейском селении Парод, упомянутом в Талмуде; посему теперь в тех краях имеется кибуц Парод; но форт следует искать не там, а в соседнем мошаве Шефер. Итак, интересуются у Кройзера любопытные читатели, откуда нестыковка ? На что автор честно отвечает, что мол ему так и не удалось понять - то ли в последний момент крепостцу вместо Раме решили построить в Фарадии, то ли (ПМСМ маловероятно) форт в Раме какое-то время существовал, но затем бесследно исчез, а объект в Шефере есть чуть более позднее дополнение к первоначальной программе. Но так или иначе, сей форт дан нам в ощущениях, весьма легкодосягаем - от крайних домов мошава его отделяет несколько десятков метров - и совершенно заброшен. Чем я не преминул воспользоваться...

Вид с шоссе 866:




У подножия:




Здание окружено забором, но в последнем наличествуют и калитки, и просто дыры. Главный вход охраняет такая вот нарядная будка:




У цели:




Вид на мошав:




Главный вход замурован:




Но есть альтернативные:







Внутренний дворик и примыкающие к нему помещения:

























Лестница на второй этаж:







И ещё немного вверх:




А это зачем ?




На вышку решил не забираться:




Обход второго этажа:







Дворик и вышка:







Дальше:







Туалет:




А здесь была ванна ?




That's all folks...




Тегарт прибывает поездом из Египта в Лод; также в кадре начальник местной полиции Сондерс и их жёны:




Осматривает полицейский участок на севере:




Тегарт в Палестине, 1938:




Пограничный забор на фотографии из коллекции Мэтсона:




Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
גד קרויזר - הטיגארטים - הקמת מצודות המשטרה הבריטית בארץ ישראל 1938-1943
גד קרויזר - ‏הקמת גדר הצפון במרד הערבי ושאלת כשלונה: בחינה מחודשת (PDF)
יהודה דקל - מצודת כ"ח רעות תחת אש
Palestine Post, 31/05/1938 - The Fence Around Palestine - "Tegart's Wall"
21/07/1938 - Arabs Believed Using Tanks to Damage “tegart’s Wall”

крепости, фотоотчёты

Previous post Next post
Up