Теперь пора раскрыть тему клятвы, опрометчиво данной Иродом Антипой, и влияния этой клятвы на историю
Себастии. Мои немногочисленные читатели наверняка сразу догадались, что речь идёт о
казни Иоанна Крестителя. Вот как эта история изложена у евангелиста Матфея:
Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, - дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.
(
Мф 6:17-29)
Флавий обходится без пиров, танцев, клятв и прочих литературных излишеств, зато указывает место происшествия:
Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души. Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в
Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен.
(
Иудейские древности 18)
Ни евангелисты, ни Флавий не уточняют, где были преданы земле останки Иоанна. Но уже в первые века христианства появилась традиция, согласно которой тело Крестителя упокоилось в Себастии; там же зачастую размещали могилы пророков Элиши и Овадии. Как и когда зародилась данная традиция, нам неведомо; но во всяком случае это произошло не позднее середины четвёртого века (см. ниже). Вариант традиции гласит, что в Себастии имела место и сама казнь; насколько я понимаю, впервые он отмечен в путевых заметках
Феодосия (6 век). Вариант этот маловероятен; во первых он противоречит Флавию, во вторых Антипа не правил Самарией.
Особенно туманен вопрос о местонахождении головы. По православной традиции её трижды теряли и трижды находили вновь (в 4, 5, и 9 веках; так называемые "первое, второе и третье обретения главы"). Потом снова наступает неясность, и на данный момент есть несколько претендентов на обладание аутентичной святыней.
(Русская икона 15 века)
Итак, первое упоминание традиции. По
Руфину Аквилейскому (конец 4 - начало 5 века), в правление Юлиана Отступника (361-3) язычники вскрыли могилу святого и попытались уничтожить останки; но монахи из Иерусалима смогли собрать сохранить часть костей:
At the times of Emperor Julian [...] in Sebaste, city of Palestine, the pagans invaded John the Baptist’s sepulchre: they first dispersed his bones, but then they collected them again to burn them; they mixed the sacred ashes with dust and dispersed them all in the countryside and villages. But for God’s will, some monks came along from Philip’s monastery in Jerusalem ... they mixed up with those who where collecting the bones to burn, they collected some too with carefulness and pious devotion, at the best of their ability, and they went away stealthily bringing the venerable remains to the saint Father Philip.
Очевидно, при преемниках Юлиана могилу быстро привели в порядок - уже в 384 её видела
Эгерия, несколько позже св. Иероним упоминает её в описании паломничества
св. Паулы. Согласно Католической Энциклопедии, ещё раньше в городе был собственный епископ, в частности присутствовавший на Никейском Соборе (325); Прингл относит первого известного епископа к середине пятого века, и добавляет, что тот подчинялся архиепископу
Кейсарии. В начале шестого века
Иоанн Руф оставил небольшое описание, согласно которому над могилой была построена церковь:
This site, in fact, was a particular chapel of the church, enclosed within gates because it contains two urns covered in gold and silver, in front of which burn perennial lamps: one is John the Baptist’s, the other is Prophet Elisha’s.
Могилу упоминают пилигрим из Пьяченцы в 570-м и Виллибальд в 723-м. Около 808
Commemoratorium de Casis Dei подтверждает, что была церковь, но теперь разрушена (предположительно землетрясением); и только могила Крестителя частично сохранилась.
(The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus: Volume 2, L-Z By Denys Pringle)
К тому времени греческий епископ перебрался в другую церковь. Эта последняя находится к югу от акрополя, прямо на главной туристической тропе. В
описании Иоанна Фоки (1185) церковь отмечает место первого обретения главы Крестителя:
В более возвышенной части города, и именно посредине ее есть холм, на котором некогда стоял дворец Ирода, где был пир, и плясала известная гнусная девица и в награду за свою пляску получила священную главу Предтечи. Теперь на этом месте ромейский монастырь. Храм в этом монастыри круглый. В левой части алтаря есть маленькая кельица, посредине которой виден мраморный кружок, лежащий на самом дне глубочайшей ямы, в которой было первое обретение честной главы и самими ангелами почитаемого Предтечи, брошенной в это место Иродиадой.
(Ботичелли, 15 век)
Бурхарду с Горы Сион (1283) местные греческие монахи рассказали, что здесь находилась тюрьма и состоялась казнь (чему сам Бурхард не поверил по указанным в начале поста причинам); и эту же версию повторяет Николас из Поджибонси в 14 веке. В 1479 очередной посетитель (Johannes Tuchern) обнаружил церковь недавно заброшенной. Пара более поздних описаний (16 и 17 века) упоминает греческих монахов, но есть подозрение, что описатели повторяли неактуального Бурхарда. Турок Эвлия Челеби (тоже 17 век) называет объект покинутым ещё в стародавние времена.
Раскопали церковь в 1932 году. Археологи под началом Джона Кроуфута пришли к выводу, что церковь была построена в шестом веке, разрушена (халиф Хаким в начале одиннадцатого века ?), восстановлена в середине-конце одиннадцатого века, отремонтирована в двенадцатом и потом ещё раз "подрихтована". Её размеры 14.6 метров (запад-восток) на 13 (север-юг); стены сохранились до высоты 3-4 метра. В северо-восточном углу находится спуск в небольшую крипту. Крипта закрыта решёткой; как подсказал
plot, "Есть в деревне одна семья христиан. Дети вроде учатся в местной школе, как и в других деревнях с христианским меньшинством. В Крипте свечи и прочее - это в основном от туристов. Ключ хранится в магазинчике и они дают его гидам." К западу от церкви были найдены (но не раскопаны полностью) другие помещения монастыря; к востоку кладбище.
Вокруг да около двери:
Внутри:
Юго-западный угол:
И северо-восточный:
Крипта:
Церковь с фланга и с тыла (несколько лет спустя, но это неважно):
Традиционная могила Иоанна Крестителя и построенная над ней церковь расположены куда менее удобно для израильского посетителя, в центре деревни; ныне здание служит
мечетью. Как мы читали выше, сначала там была византийская церковь, разрушенная на рубеже 8-9 веков. Для нас более релевантна постройка крестоносцев, о которой тоже рассказывает Иоанн Фока. Как видно из текста, в отличие от информаторов Бурхарда он располагает тюрьму там же, где и могилу Крестителя:
Посреди этого города находится и темница, в которую Иоанн ввержен был по жалобам Иродиады, где и был усечен во главу. Темница эта находится под землею, - до нее от поверхности земли двадцать ступеней; посреди ее находится алтарь на том самом месте, на котором (Предтеча) был обезглавлен спекулатором. Направо от этого алтаря находится рака, в которой спрятано тело Св. Захарии, отца Предтечи; а налево другая рака, в которой лежит тело Св. Елисаветы, матери его. По обеим же сторонам темницы возлежат рядом останки разных святых и учеников Предтечи. Наверху темницы находится храм, в котором лежать две раки, изваянные из белого мрамора, из которых та, что правде, заключает в себе, прах испепеленного тела Честного Предтечи, а другая - тело пророка Елисея; сверху же (гробницы) в золотом ковчеге лежит левая рука Предтечи, то же кругом оправленная в золото.
Вернёмся немного назад. По всей вероятности, уже вскоре после образования Иерусалимского Королевства у могилы Иоанна возник некий католический монастырь. Вот что
записал в 1106-8 паломник Даниил:
А оттуда в двух верстах к западу от города Самарии {под Самарией Даниил подразумевает Шхем} есть место, которое называется Севастополи; и выстроено тут укрепление небольшое, это и есть темница святого Иоанна Крестителя Христова: в этой темнице усечен был Иоанн Предтеча Христов Иродом-царем. И там гроб святого Иоанна Предтечи, и создана на том месте хорошая церковь во имя Предтечи Иоанна. И ныне там фряжский монастырь, очень богатый.
Латинский епископ впервые упоминается в 1129; как и предшествовавший ему византийский, он подчинялся Кейсарии. В 1142-м мусульманин Усама ибн Мункид оставляет следующее описание объекта; Прингл (и кажется ещё кто-то) отмечает, что на посохи во время молитвы опираются не католические, а православные монахи; но никак не комментирует эту нестыковку с Даниилом:
I visited the tomb of John, son of Zacharias - peace be onto them both! - in the village of Sebastia in the district of Nablus. The prayer over, I walked out into an enclosed courtyard in front of the place of the tomb. There was a door ajar; I opened it and entered a church where I saw about ten elderly men with uncovered heads and hair as white as carded cotton. They stood looking to the east, and had on their chests sticks ending with transverse bars, twisted like the front part of a saddle. On these sticks they swear; and one may receive hospitality from these men. Such a view as I saw would soften any heart, but at the same time it displeased and saddened me, not having ever seen among Moslems anyone with such devout zeal.
В 1145 иерусалимский патриарх объявил о чудесном обнаружении мощей Иоанна, Элиши и Овадии (т.е. могилы теряли ?). По такому случаю началось строительство новой церкви. Пожертвовавшим деньги на церковь предлагалось всякие отпущения грехов; часть мощей тоже отправилась в те годы за море, очевидно не бесплатно. Тем не менее, в 1169-70 епископ Ральф всё ещё жаловался, что средств на завершение работ не хватает.
(Гюстав Моро, 19 век)
В 1184 к Себастии подступила армия Саладина, но епископ договорился о "локальном прекращении огня" в обмен на освобождение 80 мусульман. 30 апреля 1187 кузнец Балиан Ибелин, лорд Наблуса, задержался на ночь в городе, обсуждая какие-то вопросы с епископом. Благодаря этой задержке, Балиан опоздал к битве при Крессоне, в которой сложили свои головы 140 рыцарей, включая магистра госпитальеров. Наконец, в июле того же года город взял и разграбил племянник Саладина Хусам ад-Дин Мухаммед. Согласно аль-Исфахани via Абу Шама, "могилу Захарии" он передал мусульманам, а заодно избавил от лишних ценностей, оставив лишь необходимое для мечети. Наличие мечети с могилами Иоанна (Яхьи; кстати, это
не единственная его могила в наших краях) и Захарии подтверждает Якут (1225). Объект иной раз посещали христианские паломники; Доменико Лаффи (1679) писал, что здание разделено пополам между христианами и мусульманами. В 1892 мечеть снесли и построили новую в восточной части здания, разрушив при этом то, что ещё оставалось от апсиды и свода; эта новая мечеть используется до наших дней.
В варианте 12 века церковь представляла собой трёхнефную базилику, внутренним размером 48.2 на 22.6 метров, толщина стен от трёх метров (на западе) до всего 1.2 на юге; впрочем, южная стена укреплена контрфорсами. К северо-западному углу здания примыкает прямоугольная башня, не то колокольня, не то укрепление. Остатки ещё каких-то сооружений имеются к югу от церкви, но никогда толком не изучалаись.
Предполагается, что византийская церковь находилась на том же месте, что и средневековая. Нo, "жалуется" Прингл, находки византийского периода достаточно скудны. По этой причине у Кроуфута в своё время была идея, что византийцы построили церковь поверх римской базилики, что около форума. Мол, поверх "трибунала" в северной части базилики была ещё какая-то полукруглая штуковина, разобранная археологами для лучшего доступа к более древнему зданию; и эта штуковина могла быть апсидой церкви. В таком случае церковь была бы нетипично ориентирована на север, но Кроуфута это не пугало (благо ХГГ тоже нетипичный). Согласно новой статье Светланы Тархановой, немного восточнее средневековой церкви есть апсида, по какой-то причине не упомянутся предыдущими исследователями; и судя по стилю эта апсида византийская. Таким образом, похоже что византийская церковь находилась частично под средневековой, частично к востоку от последней.
Здание глазами
Дэвида Робертса, около 1840; штуковина в правой части здания, возможно, изображает византийскую апсиду:
Фотография сержанта Филипса, 1866; вид с запада; видна башня в северо-западном углу, контрфорсы южной стены, минарета на юго востоке ещё нет:
Южная стена на чуть более раннем фото Фрэнсиса Бедфорда, 1862:
Вид с севера, 1881:
Чарльз Вильсон, 1880-е:
Минарет на месте; то есть, видимо, 1892+:
Фотографии из коллекции Мэтсона, начало 20 века:
Central Zionist Archives, 1920-е:
И 1945:
Я накидал столько архивных фотографий отчасти по той причине, что в первую поездку в Себастию не рискнул отправиться бродить в одиночку по незнакомой и леший знает насколько гостеприимной деревне. Но через несколько лет я попал в те места ещё раз, и один добрый человек предложил себя в проводники и компаньоны. В результате я всё же пофотографировал объект.
Внутри:
К южной стене пристроен мавзолей:
Дальше:
В восточной части здания находится мечеть:
Заходим в надземную часть мавзолея; в качестве порога строители использовали мраморный столбик:
Дальше:
Спуск в гробницу - через эту "коробочку":
Тоже мраморный порог:
Внизу:
В помещениях с северной стороны устроили музей; он был закрыт. Около двери висит
щит с кратким изложением истории Себастии. На щите в частности упоминается, что в железном веке в Самарии находился царский дворец, но что за цари там обитали и чем правили, читателю предлагается угадать самому; Ирод же назван "римским лидером".
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus: Volume 2, L-Z By Denys PringleEarly Byzantine Phase of the Latin Cathedral og St John the Baptist Tomb in Samaria (Sebaste): Architecture and Sculptural Decoration By Svetlana TarkhanovaThe Tomb of Nabi Yahia/St. John the Baptist in Sabastiya: Documentation and Historical Analysis - Carla Benelli, Associazione Pro Terra SanctaBiblical Researches In Palestine (Volume 3) By Edward Robinson, Eli SmithTravels in the East By Constantin von TischendorfThe survey of western Palestine (Volume 2) C.R. Conder et alCatholic EncyclopediaBalandin.net Отчёт ЖЖ-юзера
curiousalexОтчёт ЖЖ-юзера
plot:
1,
2