Первая книга Маккавеев
рассказывает нам о впечаляющем мавзолее Макквеев в Модиине:
И воздвиг
Симон здание над гробом отца своего и братьев своих и вывел его высоко, для благовидности, из тесаного камня с передней и задней стороны, и поставил на нем семь пирамид, одну против другой, отцу и матери и четырем братьям; сделал на них искусные украшения, поставив вокруг высокие столбы, а на столбах полное вооружение - на вечную память, и подле оружий - изваянные корабли, так что они были видимы всеми, плавающими по морю. Этот надгробный памятник, который сделал он в Модине, стоит до сего дня.
Ей вторит "наше всё" Иосиф Флавий:
Потом Симон послал в город Баску за останками своего брата и похоронил их на родине, в Модии, причем глубокая печаль охватила весь народ. При этом случае Симон воздвиг отцу своему и братьям своим огромный памятник из белого отесанного камня. Вышина этого памятника была очень велика, так что он был виден на далекое расстояние; окружен был этот мавзолей портиками и обелисками удивительно искусной работы. Кроме того, он соорудил еще семь пирамид в честь своих родителей и каждого из братьев. Размерами и красотой эти сооружения вызывают вообще удивление. Они сохранились по сей день.
(
Иудейские древности 13:6)
Наконец, Евсевий сообщает читателя, что Модеим - деревня недалеко от
Диосполя, откуда Маккавеи, могилы которых там показывают до сих пор.
Но где же находилось это величественное сооружение ? Или - что примерно то же самое - где находился античный Модиин ? В этом вопросе
ясности нет. Христианским пилигримам случалось искать Модиин в
Латруне или
Цове. Наконец, в 1866 францисканец Эммануэль Форнер предположил, что название города было унаследовано арабской деревней
Мидья. Ободрённые полученной наводкой исследователи тут же принялись уточнять координаты - путём, естественно, идентификации мавзолея с какими-нибудь окрестными развалинами.
Уже в 1869 Карл Сандрецки обратил внимание на группу из двадцати четырёх высеченных в скале захоронений к западу от деревни; они были известны местным жителям под подозрительным названием Кубур (или кабур) эль-Яуд, то бишь "еврейские могилы". Хотя Сандрецки сам отметил отсутствие даже следов монументального сооружения над захоронениями, он небрежно отмахнулся от такого контрдовода - дескать, всё растащили - и предложил свою находку в могилы Маккавеев. В 1910 ученики тель-авивской гиманзии Герцлия начали проводить там какие-то церемонии. В результате гипотеза Сандрецки, несмотря на свою полную отфонарность, обрела вторую жизнь и даже что-то вроде официального статуса.
Но вернёмся назад, в год 1870,
прославленный и воспетый. Виктор Герен заинтересовался руинами античного здания дальше к северу, частью т.н. Хирбет Гарбауи (ака Хурват а-Гарди). Здание, которое местные называли "кала" - крепость, было построено из больших отёсанных каменных блоков. Рядом нашлись остатки колонн. Герен очистил восточную часть сооружения и обнаружил там склеп с мозаичным полом; следы в верхней части стен склепа, по его мнению указывавшие на то, что ранее помещение было накрыто пирамидой; а бегло осмотрев остальное здание, насчитал там ещё шесть подобных могил. Вдобавок, кто-то рассказал Герену, что согласно местной традиции группа руин к западу от Мидьи, совокупно известная как Хирбет Мидья (Хирбет Гарбауи + Кубур эль-Яуд + Хирбет Хамам) есть остатки одного древнего города. Бинго ? Но вскоре на шум явился Клермон-Ганно, копнул поглубже и раскритиковал предшественника по всем пунктам - мол склепов не семь, пирамиды померещились, на полу одного из помещений мозаика с крестом и вообще сооружение следует датировать византийским периодом. Клермон-Ганно не исключал, что христиане считали это место могилой Маккавеев, и возможно даже были правы, но никаких доказательств тому тоже не видел.
В 1996 расширяли шоссе 443, и неподалёку от Кубур эль-Яуд и Хирбет Гарбауи наткнулись на погребальную пещеру. Внутри нашли оссуарии, некоторые с именами. Археолог Ш. Риклин, раскапывавший пещеру, вроде бы разглядел на одном из оссуариев "хшмн...". Но пирамид, опять же, не видать; и к тому же, говорят другие специалисты, при Хасмонеях евреи не пользовались оссуариями.
...Вопрос о местонахождении античного Модиина и конкретно мавзолея не решён до сих пор. Хирбет Гарбауи по прежнему рассматривается как один из кандидатов. Впрочем, после Клермона-Ганно серьёзных раскопок там не проводилось. В 2006 объект слегка ковырнули, но к определённым выводам не пришли. В середине 2015-го последовали
новые раскопки Управления Древностей, под началом Амита Реэма и Дана Шефнера, и
снова без определённых результатов:
The archaeological evidence currently at hand is still insufficient to establish that this is the burial place of the Maccabees. If what we uncovered is not the Tomb of the Maccabees itself, then there is a high probability that this is the site that early Christianity identified as the royal funerary enclosure, and therefore, perhaps, erected the structure. Evidently one cannot rule out the assumptions of the past, but an excavation and a lot of hard work are still required in order to confirm that assumption unequivocally, and the riddle remains unsolved...
Среди других соискателей фигурируют
Гиват Титора на северной окраине современного Модиин-Маккабим-Реут,
Умм аль-Умдан на западной окраине, а иные склонны считать, что Модиином называли целый район... Впрочем, даже и в последнем случае мавзолей должен быть в каком-то конкретном месте...
"Еврейские могилы":
И такая:
Каменоломня:
Совмещённая с винным прессом:
Мемориал погибшим в боях в окрестностях будущего Модиина в 1948-м:
Рядом колодцы, вероятно часть Хурват Хамам. Я побродил немного вокруг, но кроме ещё пары подобных дыр ничего не нашёл.
Наиболее заметная часть Хирбет Гарбауи - мавзолей шейха по имени не то Гарбауи, не то Гарбауи Абу Субха, а может Гбире или Курбе. Возможно, имя следует интерпретировать как "шейх с запада", а может как "владелец кареты". У Клермона-Ганно была идея, что "шейх" и вовсе женщина. В общем, дело тёмное. Современное ивритское название - Хурват а-Гарди; тут и фонетическое сходство с Гарбауи, и намёк на одного из Маккавеев, Йоханана... хм, так он "Гарди" или "
Гади" ?
В наше время кто-то (бреславские хасиды ?) назначил мавзолей могилой Матитьягу, то бишь йохананова отца:
Руины античного здания находятся непосредственно к северу от мавзолея шейха. По описанию Клермона-Ганно размер здания 26 (запад-восток) на 6 метров, стены средней толщиной 1.3 м сохранились до высоты 3.5 м. При строительстве использовались хорошо обработанные каменные блоки средним размером 0.9 на 0.5 м. Выглядело это примерно так:
До раскопок (2014):
И после (2016):
Мемориал солдатам погибшим в бою за "позиции 219".
Amudanan располагает позицию километрах в полутора к северу от Хирбет Гарбауи; но почему тогда мемориал не там поставили ? С 18 сентября 1948 позицию занимали солдаты из роты Алеф свежесформированного 142-го батальона бригады Кирьяти. Как
пишут, состояние укреплений и подготовка гарнизона оставляли желать лучшего. Так или иначе, иорданская атака 24-го сентября привела к беспорядочному отступлению. После полудня части Кирьяти контратаковали и отбили холм. Потери роты Алеф составили 23 человека, из которых двое до сих пор не обнаружены.
Погребальная пещера на обочине шоссе 443:
Правое крыло:
Центр:
И левое, недораскопанное:
Рядом резервуар:
Фотографии: в
picasa web albums ГугльМэп местности.
Ссылки:
Eleven.co.ilChristusrex.orgHadashot-esi.org.ilPEF Quarterly Statement
p 94,
p 244,
p 390Description géographique, historique et archéologique de la Palestine By Victor GuérinArchaeological researches in Palestine during the years 1873-1874 By Charles Clermont-GanneauThe survey of western Palestine By C.R. Conder, and H.H. KitchenerHaaretzYnet