Т'СЕРКЛАС: хроника почитания.

Nov 08, 2017 17:47



Второй, по известности среди туристов , после Манекена брюссельский монумент - это памятник Т'Серкласу. Но я бы затруднилась сказать , который из них лидирует по количеству рассказываемых про него нелепостей. Раньше, интернет все же меняет ситуацию, Т'Серклас в этом плане определенно был впереди. В конце концов , Манекена никто ни женщиной, ни святым не объявлял. А сейчас даже и не знаю. Поэтому, когда я вижу иностранную группу с экскурсоводом, который на непонятном мне языке долго что-то рассказывает у Т'Серкласа, то теряюсь в догадках , что говорят-то. Неужели все, что про него известно и с ужасными подробностями ? Но почему тогда не скучают , слушая, а потом бегут гладить? Неужели, про то, где и для чего тереть? Но о чем там так долго говорить, да и слушать затаив дыхание? А эти почему побежали тереть, как будто на скорость сдают, неужели гид им придумал, что только первым Т'Серклас желание выполняет?
Ясно, что героя (особенно XIV века) делает его почитание потомками. Поэтому написала Хронику почитания Эверарда 'т Серкласа в картинках и коротких текстах.



1846

" История Брюсселя" от архивистов города ( Alexandre Henne Alphonse Wauters) рассказывает об освобождении Брюсселя Эверардом Т'Серкласом в 1356 от войск графа Фландрии Людовика Мальского , через два месяца после того , как те заняли город . В результате чего Брабант и Брюссель возвращены Иоанне (Яне) и Венцесласу. (но между прочим и Людовиг не остался в накладе). Т'Серклас произведен в рыцари , и впоследствии он 5 раз выбирался эшевеном города (Не надо обманываться относительно этих выборов. Каждый из 7 патрицианских кланов выбирал внутрикланово своего представителя в муниципалитет. А то некоторые так пишут, что можно подумать, что прямо здесь всенародные выборы были). В 1388 году будучи эшевеном , он отсоветовал герцогине Иоанне ( которая уже была тогда вдовой) продавать земли под Брюсселем сеньору Газбека. После чего люди этого сеньора устроили засаду Серкласу вне стен Брюсселя , искалечили и бросили умирать. Серклас был привезен в Брюссель, считается, что умирал он в доме Звезда ( никогда не понимала, почему не у себя в особняке), там же его посетила герцогиня Иоанна. Ьрюссельский народ очень возбудился и пошел войной на сеньора Гаазбека и осадил его замок.

1851

Улицу Пеликан ( одну из двух) между улицей Аренберг и Осады называют именем Т'Серкласа



Так выглядела эта улица в 1939 году, до того , как совершенно изменила свой облик . Рисунок тушью архитектора Леона ван Дивута.



Современный вид выхода улицы Т'Серкласа на улицу Аренберга. ( фото 10.2017)



Табличка с названием улицы ( фото 10.2017)

1866 .

Архитектор города П.- В. Жамар во время реставрации Ратуши совершенно перестроил вход, в результате чего два столба галереи левого крыла были заменены на подвесные ( на металлическом стержне!) консоли крыльца. За одобрением своего дерзкого плана Жамар даже съездил в Париж к Виоле ле Дюку.



Консоль Львиного крыльца ( http://bruxelloise-ru.livejournal.com/41815.html ) со сценами нападения на т'Серкласа.

В Ратуше также есть картина с Серкласом на смертном одре ( я когда-то ее фотографировала, но сейчас не могу найти). То есть городские власти делают акцент на мученической смерти Серкласа при исполнении обязанностей эшевена и советника герцогини.

1874
Консьянс пишет Эверард т'Серклас, где герой - освободитель еще молодой человек, который после освобождения города женится. И его свадьбой повесть заканчивается. Кроме того у Консьянса два Эверарда т'Серкласа - отец и сын , то есть происходит некоторое раздвоение героя.

1898-1902



Памятник т'Серкласу Ж.Дилленса. На котором жизнь и смерть героя изображена по условно говоря канону "Истории Брюсселя." Единственной уступкой “канону” Консьянса можно считать надпись , о том что т'Серклас освободил город от иностранных солдат ( а не от фламандцев).

Три барельефа в центре представляют:
1. Освобождение т'Серкласом Брюсселя ( октябрь 1356)
2. Торжественный въезд в город герцогской четы Иланны и Венцесласа. ( октябрь 1356)
3. Осада брюссельцами замка Гаазбек, в отместку за смерть Серкласа. Этот же барельеф иллюстрирует происхждение прозвища брюссельцев - поедатели кур ( справа женщина с курицей) ( март 1388 г)
Горельеф ( из латуни, поэтому легко протерся) изображает умирающего Серкласа , без языка и правой ноги . Написано освободителю отечества и годы жизни 1320 - 1388.
На правой пилястре текст о том , что Серклас освободил город от иностранных солдат в октябре 1356 года, пять раз был эшеваном и был предательски убит за зашиту прав города. На левой консоли написано, что 6 июня 1898 года коммунальный совет Брюсселя поручил Ж. Дилленсу сделать этот монумент в честь Э. Т'Серкласа.

1912
Праздничный кортеж на юбилей Консьянса (100 лет со дня рождения) в Антверпене с тремя сценами, иллюстрирующими повесть о Серкласе: избрание Серкласа- отца аманом , торжественный въезд в освобожденный Брюссель Иоанны ( забавно, что герцога Венцесласа антверпенцы сократили) и Свадьба Серкласа- сына.
С тремя ключевыми сценами-барельефами памятника Диленсу совпадает ( и то частично из-за исключенного герцога) только одна.



Свадьба Серкласа.

С начала XX века до XXI века .

Издаются ( начало XX века) и переиздаются ( последнее издание 2001 г) Victor Devogel "Petites chroniques bruxelloises" - там есть глава про Эверарда т'Серкласа с художественным изложением “канона “Истории Брюсселя. До появления Википедии эти хроники - главный источник сведений о Серкласе.

С начала XX века до 2011.



В начале прошлого века появляется традиция тереть Серкласа на счастье или для исполнения желаний.

К XXI веку на руке у Серкласа появляются дыры . В 2008 уже провели первуую реставрацию (но только консервирующую) .

XXI век.



Современный вид с улицы Т'Серкласа на улицу Аренберг (фото 10.2017)



Барельеф над входом на факультет ЛКУ на улице Осады ( Штурма, Шторма)



Фрагмент с осадой Серкласом Брюсселя (для его освобождения) и засадой на Серкласа через 30 лет. Дерево здесь очень кстати и означает прошло тридцать лет.



Фрагмент с умирающим Серкласом. ( интересно, что авторы вовсе опустили страшные подробности ( отрезанный язык и правую ногу от колена), которые на скульптуре Дилленса не выпячиваются, но и не опущены.



Современное прочтение образа героя (автор и точное время создания мне не известны).

октябрь 2011



Монумент разобран для реставрации вместо него осталась фотография в натуральную величину и две фотографии : оригинала и макета, для подготовки народа к тому, что после реставрации фигура Серкласа будет черной, а фон золотистым.


.
Через несколько месяцев, когда туристы фотографировались с фотографией Серкласа, появился муляж из синтетической резины.

Сейчас в редком городе нет скульптуры, которую надо тереть на счастье или для исполнения желаний. Особенность Брюсселя в том, что и скульптуре больше столетия, и традиции - лет 75, и ее возникновение было связано не с массовым туризмом, а с трудовыми буднями бельгийской столицы. Да и в истории самого монумента много чисто брюссельской специфики. Начать с того, что Т'Серклас был прославлен, как освободитель Брюсселя от захватчиков, чуть ли не единственным писавшим в XIX веке на нидерландском, и очень популярным среди фламандцев, писателем Х. Консьянсом. И памятник Т'Серкласу открывали, как герою фламандской истории (согласно речи бургомистра). Тот факт, что захватчиками были фламандцы (войска графа Фландрии) не был упомянут, чтобы не запутывать граждан, ни в речи, ни на памятнике. Но могли бы и написать, все равно никто эти надписи (тем более на латыни) не читает. Иначе трудно объяснить те представления о персонаже, которые бытуют среди русскоязычной публики (женщина, святой, герой борьбы ремесленников с патрициями). Даже местные, которые в курсе, что это Т'Серклас, часто не знают про него ничего, кроме того, что его надо тереть. И трут, и давно. К 2011 году протерли на руке дыру и монумент демонтировали, вроде бы для реставрации. А для туристов приделали на стену муляж фигуры Т'Серкласа из синтетической резины. Сейчас трут второй по счету муляж (о возвращении пусть даже копии, но бронзовой, речи пока не идет). Это настолько плохо, что уже даже становится хорошо. Зашкаливает и переходит в противоположное качество. И рифмуется с фламандскими захватчиками, от которых фламандский герой освободил отчизну (отчизна - это Брюссель, на тот случай, если вы потеряли нить).

октябрь 2016




Серкласа вернули в виде корректной копии. Отреставрированный оригинал и отреставрированный же гипсовый макет ( послуживший для такого цветового решения) отныне хранятся в Ратуше.

октябрь 2017



За год после установки фон потемнел, а фигура героя стала менее черной.

Брюссель, личности, история_та самая_которая, мои фото

Previous post Next post
Up