Фестиваль БАНАД.

Mar 20, 2017 13:31



Прошел первый уикенд (11-12 марта) фестиваля БАНАД (Брюссельского Ар-Нуво и Ар-Деко), который теперь вместо биеннале и будет каждый год весной, а не осенью. Нет больше ни общей темы, ни разбиения по районам. И уикендов для посещений - 3, а не 4 . Пасс на один уикенд ( дающий право посетить 8 интерьеров на выбор из 15-20) - 30 евро, на все 3 уикенда ( максимум 24 посещения) - 70 евро. Если вы не покупали пасса и не бронировали визиты ( что нужно было делать в середине февраля) , то можно подойти к интересному вам объекту и посетить его за 10 евро, при наличии свободных мест .

Я ограничилась 8 посещениями в прошедший викенд и осталась вполне довольна. Впрочем, самые яркие впечатления не от архитектуры, а от людей. На архитектуру я который год смотрю, ее фотографирую, о ней читаю и даже рассуждаю. А вот люди , особенно те, которые покупают дома этого стиля, приводят их в порядок , в них живут и показывают их в ходе таких фестивалей, это что-то особенное. И потом город - это не только дома, но и люди , которые их строят и которые в них живут. И если про ведущих архитекторов Ар-нуво можно многое прочесть (по- французски), то для того чтобы узнать историю владельцев и современного положения дел - лучше таких организованных визитов ничего нет.

День первый (11 марта).



День начался на этой улице Бель вю, на которой сохранилось 5 домов , построенных Эрнестом Блеро. Фасады домов этого архитектора второй волны брюссельского ар-нуво отличаются простодушной нарядностью и практически полным набором декоративных признаков стиля. На них есть и кованные решетки, и сграффито, и мозаика, и витражи, и затейливые рамы окон и дверей, и резьба по камню. Все это его собственного дизайна.



И декроттуары у него всегда интересные.



Пополнила коллекцию этими двумя.



1.1
Итак первый визит в так называемый Дом Блеро (Rue de Belle-Vue 46). На прошлой биеннале ( 2015) он был среди 4-ки рекордсменов по посещениям. Я там уже бывала лет 8 назад, но после поездки в Нанси в декабре 2016, решила посмотреть еще раз. Дело в том, что декор Блеро - цветочный и один из самых избыточных в Брюсселе, что безусловно сближает его со школой Нанси. Но дизайном мебели и предметов Блеро никогда не занимался. Поэтому у нынешнего владелеца Дома Блеро, и его ревностного почитателя, Жака Арета обстановка в стиле ар-нуво, но не Блеро., и представлено несколько вещей В.Орты и Густава Серурье-Бови (Victor Horta, Gustave Serrurier-Bovy). Особенно было интересно взглячнуть на люстру Серурье-Бови . ( фотографировать там конечно нельзя). Кроме того, Ж. Арет - автор и издатель очень внушительной книги о Блеро ( 2013) , которую можно было там приобрести.



1.2
Вот вторая половина ( по высоте ) этого дома, но так высоко публику не пускали.



1.3 Полуподвальное окошко с афишей фестиваля.



1.4 Сграффито над входной дверью ( сама дверь на заглавной фотографии)



1.5 Консоль лоджии.



2. Бывший Дом Радио.
Единственный из визитов, не имевший отношения к ар-нуво. Дом 1938 года - смесь арт-деко с модернизмом и оттенком амстердамской школы. Мне нравится мой старый пост о нем . А внутри я никогда раньше не была. Интересно подчеркнуты особенности интерьера гнутыми белыми люминесцентными лампами, все что нужно как бы обведено светящимися линиями (уж не знаю почему, но там тоже не разрешили снимать). В годы постройки это должно было быть фантастически авангардно. Но и сейчас неплохо смотрится.




3.1 Крыльцо-терраса Maison Flagey
Этот дом на берегу Иксельского пруда тоже построен архитектором Э.Блеро в 1904, но году из белого камня ( а не кирпича), фасад его строже и на мой вкус элегантней. Главное украшение фасада - решетки (так называемый нотный стан Блеро) - одни из самых красивых у архитектора. На террасе, в коридоре и холле -- цветочная мозаика , которую экскурсовод назвала самой красивой в Брюсселе( фотографировать не разрешают). Если выбирать из мозаик с цветами (все-таки стилизованные мозаики В.Орта не хуже, но другие), то я с ней соглашусь. В доме с 2015 года сдаются комнаты с завтраком ( начиная с 125 евро, если кому интересно) , поэтому дальше холла ( вопреки рекламе БАНАДА) нас опять не пустили. Но это не страшно, во-первых все интерьеры этих комнат не имеют отношения к Блеро, а во-вторых сейчас с ними можно подробно ознакомится в интернете (поиск на Maison Flagey). Опять, потому что на прошлой биеннале, когда его впервые открыли для публики, я там уже была. Тогда экскурсовод сделал акцент на настенных мозаиках с девами-лебедями. Но эти мозаики, как можно было догадатьсяне имеют никакого отношения ни к Блеро, ни к ар-нуво . А сейчас нам сказали, что они совершенно современные и русского(!) художника ( фамилии не было упомянуто).



3.2 Да , и с погодой повезло!



3.3 Еще немного "нотного стана Блеро"



4. И завершились визиты этого дня мощным аккордом - часовой экскурсией в особняке Max Hallet, постройки В.Орта 1902-1904 года. Признаться, я видела зимний сад особняка на фотографиях и даже в кинофильме Девушка из Дании, и не ожидала каких-то очень сильных впечатлений. Но они случились. Кроме очень качественной экскурсии (ни разу не пожалела о доплате в 15 евро) и возможности рассмотреть витражи, ручки и напольные мозаики (стилизованные в стиле арт-деко цветы!) В. Орты, ценность визиту придает тот факт, что его нынешний владелец и его семья в этом особняке живут. И только во время визита можно посмотреть на их салон и столовую, где аутентичные ( или воссозданные) стены и потолки очень удачно "поженили " с мебелью (частично в стиле ар-нуво, частично стилизованную под) с современными светильниками, обивкой мебели и картинами. Тем самым ответив на вопрос, который у меня лично возникал при посещении интерьеров многих шедевров Орта (где никто не живет): "Все это очень красиво, но как в этом можно было бы сейчас жить?" Оказывается , не только можно жить, но и жить хорошо!



Продолжение следует (картинка из следующей серии)

banad, архитектура, Брюссель, арт-деко, экскурсии, арт-нуво, мои фото

Previous post Next post
Up