Русский Литературный Брюссель.

Nov 13, 2016 18:01



Так сейчас выглядит улица и дом, в котором в 1912 году было ателье художественной фотографии, где фотографировались Андрей Белый с Асей Тургеневой.

В экскурсию Литературный Брюссель на русском языке очевидно должны включаться пересечения Брюсселя со всем русским в литературе. Первым делом пребывание русских авторов в Брюсселе. Но хотелось бы и Брюссель в русской литературе и русские герои в литературных произведениях, так или иначе связанных с Брюсселем. Вот по двум последним пунктам пока практически ничего ( так что все вклады приветствуются). А по первому, учитывая, что это экскурсия, а не статья, и нужно не только что-то рассказать, но и что-то показать в центре города, то только посещения Брюсселя Львом Толстым и Андреем Белым. Причем, несмотря на всю разницу фигур и полувекой промежуток между их визитами в Брюссель, речь здесь пойдет о них одновременно и в сопоставлении. И это и будет русский литературный Брюссель, но до начала " настоящего, не календарного" XX века.

1. У обоих писателей пребывание около месяца в Брюсселе было связано с семейными обстоятельствами и тем, что здесь находились нужные им деятели изобразительного искусства.

Л.Н.Толстой приехал в Брюссель в марте 1861 года в ходе своей второй зарубежной поездки, чтобы заказать бельгийскому скульптору Гийому Гефсу бюст умершего на юге Франции старшего брата Николая. Г.Гефс был королевским скульптором и автором очень заметных в Брюсселе памятников и монументов ( монумент на площади Мучеников, памятник генералу Бельяру, мавзолей Фредерика Мерода в СВ.Гудуле, статуя короля Леопольда I на колонне Конгресса), а также скульптурных портретов членов королевской семьи (например маленькой принцессы Шарлотты, будущей несчастной императрицы Мексики). И женат он был на художнице Фанни Гефс (работы которой упоминаются в Городке Шарлотты Бронте). В общем найти его скульптуру, у которой можно рассказать про заказ Льва Николаевича , не проблема. Но вам я покажу собственно бюсты Н.Н., сделанные Гефсом по фотографии, посмертной маске и подсказкам заказчика. Такая возможность у меня появилась благодаря dear_madam_p
, которая их сфотографировала в Ясной поляне . . ( Надо сказать, что в доме, где бюсты находятся ,, фотографировать строжайше запрещено, но dear_madam_p разрешили! Она " объяснила ситуацию экскурсоводу, попросила разрешить сделать только 2 фотографии этих бюстов." И ей разрешили!) Бюстов два: один мраморный и побольше, другой гипсовый, оба подписаны Гефсом.



Мраморный бюст Н.Н. Толстого стоит в комнате для приезжих в нише, специально для него сделанной.



Гипсовый бюст стоит у Льва Николаевича в кабинете.



Справа на заднем плане (за фонарем) дом, в котором в 1861 году была гостиница, где жил Л.Толстой в марте 1861 года . Большую часть кадра занимает Почтамп Брюсселя, которого сейчас уже нет (на его месте большое современное крестообразное здание), но в 1861 году его еще не построили, так что Толстой его не видел.

Андрей Белый приехал в Брюссель в апреле 1912 года, последовав за своей (будущей) женой Асей Тургеневой, которая приехала продолжать уроки гравюры у жившего в Юкле Августа Данса. Она еще 1908 году была послана дядей учиться гравюре к этому известному бельгийскому графику. В 1912 году ему было уже за восемьдесят, и последняя из подписанных им работ датируется 1911, но умер он в 1929 году, через пару недель после того как ему исполнилось 100 лет.
Его именем названа улица в Юкле, а на улице, где он жил (и где у него бывали и Ася и Белый) есть мемориальная доска (пока не сфотографировала).

"К весне 1912 года Андрей Белый начал задыхаться в литературной среде, его тянуло за границу, спокойно работать над "Петербургом", и мы решили пожить в Брюсселе, неподалеку от моего старого учителя гравюры"."(А. Тургенева. Андрей Белый и Рудольф Штейнер)
".. я пребываю в Брюсселе, где Ася оканчивает свои гравюрные классы у старика Данса, которого дочери замужем: одна - за коллекционером Сайтом, представителем крупной бельгийской буржуазии; другая - за Жюлем Дэстрэ, социалистическим депутатом, близким другом известного Ван-дер-Вельде; Дансом и Жюлем Дэстрэ определяется и круг наших тогдашних брюссельских знакомств."(Андрей Белый . Между двух революций)



Портрет гравера Августа Данса, работы Эмиля Сакре, подаренный Королевскому музею изящных искусств Брюсселя в 1930 году дочерьми Данса , муж одной из них , Ж.Дестре в то время был министром Науки и Искусства.
Белый в письме Блоку из Брюсселя писал: "Поражает меня и Асин учитель: Dance. Это -- великолепный, ископаемый старик, пользующийся уважением и известностью в Бельгии. Ему уже 86 лет: у него длинная белая борода и белые всклокоченные волосы; гравирует он великолепно. До 30 лет он был простым рабочим и только с 30 отдался гравюре; и вот 56 лет с той поры с неуклонным упорством трудится."


Жили А.Белый и А.Тургенева на площади Св.Гудулы, 25 , рядом с собором Св.Гудулы.

2. Оба , и Л.Толстой и А.Белый, работали в Брюсселе над произведениями с чисто российской тематикой (Толстой над Поликушкой, а Белый над Петербургом). Жизнь в Брюсселе описывали в письмах, но город не стал ни героем, ни местом действия в каких-либо их художественных произведениях.

3. Оба писателя сделали в Брюсселе свои фотографии (не селфи, в фотоателье ).

Л.Н. Толстой воспользовался услугами Жюля Жерузе:





Белый с Асей сфотографировались в ателье Беджамана Купри, на улице в квартале авеню Луиза.(см. заглавное фото)




4. И наконец, оба наших героя были на оперных спектаклях в театре Ла Монне.

Л.Толстой слушал оперу Гуно "Фауст", которая незадолго до этого была впервые представлена на сцене Монне в присутствии композитора, в оригинальном варианте 1859 года, с разговорными диалогами, но без балета. Толстой писал Герцену из Брюсселя :
"вчера, слушая 'Фауста' Гуно, испытал весьма сильное и глубокое впечатление, хотя не мог разобрать, произведено ли оно было музыкой или этой величайшей в мире драмой,"

Тургенев с Асей слушали несколько опер Вагнера из Кольца Нибелунгов (поклон lucas_v_leyden ). Белый писал Блоку:" мы были на трех Вагнеровских спектаклях с байретскими исполнителями ("Лоенгрин", "Тристан", "Валькирия"). И дни были окрашены Кольцом". < ...>мы ждали почему-то свидания в театре на "Гибели богов". Но в театре ничего, никого: только -- Вагнер, Вагнер и Вагнер; и -- гибель богов)


Театр Ла Монне (проштамповано 1913), такой каким его видел А.Белый, но и со времен визита Л.Толстого он еще не изменился.

Ла Монне, старинные открытки, Брюссель, Литературный Брюссель, Л. Толстой, живопись, Андрей Белый

Previous post Next post
Up