Моя встреча со Сванидзе

Sep 12, 2010 00:16



«Любые публикации данных о национальном составе правительства так или иначе рождают ксенофобию, они чреваты национальным раздражением. "Ага, вот эти там есть, а наших нет, почему этих там больше, чем наших?" Это не объективно и не справедливо. Любые разговоры о том, сколько представителей какой национальности в каком органе власти, всегда рождают национальную рознь. Поэтому в многонациональной стране они исключительно вредны. Тех людей, которые этими разговорами занимаются, иначе как вредителями нельзя назвать." http://lenta.ru/conf/svanidze/

Лет пять (семь?) назад в Архангельском я столкнулся с господином Сванидзе, скромно шагающим со своей спутницей по дорожкам старого парка. Была у меня столь же неожиданная встреча и с Юрием Михайловичем - в партере Большого зала Консерватории, где стоял он, маленький, круглый, казалось, совсем не охраняемый… Чего уж и говорить о смелом и принципиальном журналисте, борце с ксенофобией? Конечно, он чувствовал и чувствует, наверное, и сегодня себя в абсолютной безопасности.

Я спокойно прошёл мимо, и может, лишь на секунду нечто гадливое зашевелилось в душе. Нечто, напоминающее о выступлениях сего господина в 93 году, а может позже… Далеко не всегда я был так внимателен к каждой говорящей голове в великом и всемогущем телеящике.

Вот так многократно мы проходим мимо тех событий и существ, которые кажутся нам мелкими и незначительными. Меж тем, существа разрастаются, расползаются и обволакивают пространство, открывая в себе все новее поры и клапаны.

Те, которым бы лучше не открываться.

Иногда их расползание приводит к гибели государств, иногда - разрушению городов, а порой - к сожжению каких-нибудь двух-трёх книг и судилищу над парой-тройкой «неблагонадёжных».

Интересно, какими пределами ограничится в итоге неистовая жажда Сванидзе установить справедливость в современной историографии?  Напомню лишь, что для дедушки, партийного деятеля Николая Самсоновича Сванидзе, всё завершилось в  1937 году
при известных печальных обстоятельствах.

Истории иногда свойственны повторения. И, кажется, теория обращения трагедии в фарс опять находит подтверждение.

Сванидзе

Previous post Next post
Up