"Беспредел", фильм с полки - спасибо!

Sep 12, 2010 23:13



И немного мыслей, смешанных с эмоциями. Куда без этого, когда речь и трагедии и войне?
Большая часть картины, сделанной ВГТРК, как я понял, создана до фильма Лошака «Теперь здесь офис», который НТВ так и не решилась показать (поэтому огромное число зрителей так и не увидело ее - сравнивать теле- и интернетаудиторию всё же невозможно). Фильм Лошака был и более смелым, и более скандальным в самом лучшем смысле, - чем «Беспредел». И конечно «Офис» и «Беспредел» в корне отличны от странной агитки, которую НТВ спешно выпустило в пятницу. Те 45 минут, которые вышли на России-24, - выверенная профессиональная хроника, по-настоящему трагическое полотно о трагедии наследия в Москве (а по сути - в России). И что важно, материал о вандализме простирается далее обвинений в адрес мэра столицы. Хотя прицел ясен. И справедлив.
Это кино - не «заказуха». Хотя бы потому, что лично мне знакомые журналисты ВГТРК не один год мужественно и последовательно пытаются сделать всё, чтобы защитить родной город. Конечно, все репортажи связаны с мерой того, что дозволено сказать, но создающие их бескомпромиссны и готовы действовать не только с камерой и блокнотом в руках. И вместе с тем, для меня важно, что эта команда работает на государственном федеральном канале. Значит, ещё не всё потеряно.
Память об ушедших защитниках Москвы делает фильм ещё более серьезным, обозначающим дистанцию и вместе обостренно-современным. Никакие кадровые перестановки не отменят глубины проблемы, боли и гнева, которые рождает увиденное. Почти все я знаю, но многие зрители откроют впервые - и слава Богу.
По-прежнему, не хватает документов и фамилий, цифр, формулировок, солидного списка всех, кто совершал и совершает уголовно наказуемые, особо опасные для страны деяния. У всех, кто выгонял людей с Никитской, из Молочного переулка, кто «резвился» на Остоженке - есть имена и должности.
И сегодня не распущена беззаконная комиссия Ресина, рулит Москомнаследием господин Шевчук, угнездился в Кадашах «Стройпродуктсервис», высится плакат Дон-стоя (существующего еще?) на Хитровской площадью, Сатори не убрались из усадьбы Волконских на Твербуле, полным ходом разрушается ради прихоти Бертмана усадьба Шаховской, не оставила планов расширения ГМИИ за счет исторических зданий госпожа Антонова, надеется захватить гостиницу Шевалье Олег Табаков, сносится ограда Елоховского собора, Синагога в Спасоглинищевском переулке «расширяется» вопреки всем понятиям об охранных зонах, мусульмане собираются крушить собственную историческую мечеть…
Круговая порука «общественников» и политиков, депутатов и служителей культа, строительных и реставрационных фирм за 20 лет сделала уничтожение города практически необратимым. К кому взывать, если поборник усадебного быта Михалков уничтожает домик 19 века, где издавался его журнал, рассказывающий о русской старине? Кого винить, если православные батюшки храмов Ивановской горки, боровшиеся с Дон-строем, городят новоделы на территории церквей-памятников и заменяют двери 19 столетия и решетки 17 на бестолковые железяки? Беззаконие в союзе с безграмотностью и беспамятством. А «жалость» к городу в целом не мешает желанию уродовать тот кусочек, на котором доводится властвовать тебе лично. Да и апелляции к «культурному» сообществу Европы и мира меня не обнадеживают. Это сообщество заботится о себе. А его лучшие представители едва успевают отбиваться от своих инвесторов. Фильм «России» не случайно напоминает о сожжении Москвы в 1812 году. Напомню: именно французы, так берегущие собственную старину, в июле беззастенчиво открещивались от разгрома усадьбы Алексеева, где они намерены ваять бетонную коробку АККОРА.
В защите города у нас почти нет союзников. Москва мешает всем - и иностранцам, жаждущим инвестиций, и чиновникам, навострившихся торговать «бриллиантовой» землей, и мелким «частным собственникам» и бесконечным арендаторам, которым уродовать и рушить дешевле, веселее, привычнее. Молчат и будут молчать и пресмыкаться и «деятели культуры», и связанные подачками и заказами архитекторы и историки, и придавленные возможными санкциями ученые и артисты, все, кого могли бы послушать. Странно, правда ведь, что НТВ смогли найти лишь старика Этуша, а ВГТРК говорит устами ушедших (и фактически загубленных) героев.
Только молодежь, еще не научившаяся врать, не повязанная мелочными обещаниями и мздой, готова писать письма, вставать перед экскаваторами. И избранные из старших поколений, кто жил и будет жить по совести, жертвуя благами в «самой богатой матушке Москве», где легко ловить рыбку в мутной воде даже сегодня, когда задыхается от страданий, нищеты, бесправия вся Россия. Но тем более позорны молчание и равнодушие на фоне веселенькой полусытости. Тем более уважаешь всех, кто говорит и делает.
Как бы там дальше не пошло в Москве, но за этот фильм хочу сказать спасибо всем, кто его делал и пробивал на экран. В той стране, где я вырос, в культуре советской, показ подобной картины автоматически привел бы уголовным делам и колоссальном сдвигам в ситуации с охраной памятников. Наивно надеяться на хоть что-то сходное сегодня. И все же слово остается словом, и слово публичное, особенно честное и беспристрастное - а именно таков «Беспредел…», ещё прозвучит в полной мере.
А потом есть и главный союзник. Это Москва. Её внутренняя основа, духовная крепость. Об этом хорошо говорит Рустам Рахматуллин. Так что повторяться не буду.

архитектурное наследие, гостиница Шевалье, телевидение, усадьба Волконских, Москва, усадьба Шаховской, Рустам Рахматуллин, Кадаши, вандализм

Previous post Next post
Up