С началом антитеррористической компании Российской Федерации в Сирии, мы становимся свидетелями жестких заявлений боевиков «ИГ» (1), в которых все чаще звучит идея начала войны на территории России. Представитель «Исламского государства» Абу Мухаммед Аль-Аднани призвал молодежь начать джихад против российских военных. Естественно, что за его словами последуют и иные призывы, ретранслирующиеся уже на российскую территорию.
Одним из первоочередных центров возможного удара боевиков выступают в первую очередь Москва, являясь столицей страны, и Кавказ, откуда в ряды боевиков ушло свыше двух с половиной тысяч жителей. Это подтвердил и член Общественной палаты Российской Федерации Валерий Коровин в ходе круглого стола «Безопасность южных рубежей России», проходившего 9 октября в г. Ростове-на-Дону. В тоже время представители «Исламского государства» заявили о подготовке двух тысяч боевиков, готовых к отправке в России под руководством бывшего генерала Саддама Хусейна Ислам аль-Дауди, который проходил учебу во внешней разведке КГБ СССР.
Ранее мы уже поднимали вопрос вербовки террористической организацией боевиков из стран СНГ в статье
«Грузия: будущее в Арабском халифате?» (1) и Дагестана в работе
«Дагестан: «северный фронт» «Исламского государства»?» (2) Последняя публикация привлекла внимание американских СМИ, выпустивших статьи
«Dagestan Now ‘Northern Front of Islamic State’» (3) и
«"Chechen Terrorists" or the North Caucasus Resistance 101 for Plastic Brains» (4), в которых нашими «заокеанскими друзьями» детально исследуется присутствие представителей российского Кавказа на Ближнем Востоке. Заметим, что на стороне террористов в Сирии есть и представители «Крымского джамаата», одна из частей которого воюет в Донбассе. Они же, кстати, могут выступать в качестве посредников в процессе передачи украинского оружия для боевиков «ИГ», о чем неоднократно заявляли СМИ.
Учитывая массовое бегство боевиков после начала активной стадии антитеррористической операции Россией, вполне можно прогнозировать возвращение части «уехавших на джихад» лиц в российские регионы. Хотя они возвращаются уже с прошлого года: так только в Татарстане в начале 2015 года состоялся суд над тремя «вернувшимися» боевиками «ИГ».
В прошлом же году были и первые «звонки» возможной активности группировки на территории Российской Федерации. В частности, в Пыть-Яхте Ханты-Мансийского автономного округа правоохранительными органами был предотвращен взрыв мечети. Поражающие элементы могли разлететься в радиусе 800 метров. В это же время было совершено видеозаявление одного из лидеров «Исламского государства» Омара аль-Шишани о вторжении подконтрольных ему боевиков в Россию.
А вот уже с начала антитеррористической операции России в Сирии прозвучал взрыв 8 октября в Санкт-Петербурге, увязанный специалистами с деятельностью «ИГ».
В это время в Москве, в квартире на Стрельбищенском переулке, было задержано десять человек, связанных с деятельностью террористической организации. При осмотре квартиры, где находились подозреваемые, были обнаружены электродетонатор, весы для распределения компонентов взрывчатого вещества и устройства связи. Некоторые из задержанных оказались выходцами из Сирии и посещали собрания запрещенной в России организации «Хизб ут-Тахрир-аль-Ислами». В частности, задержанный Эльман Ашаев, состоящий в рядах незаконных вооруженных формирований и принимавший участие в боевых действиях в Сирии на стороне «ИГ», полностью подтвердил свою вину и выразил готовность сотрудничать со следствием.
15 октября глава Чеченской республики Рамзан Кадыров подтвердил связь задержанных с «ИГ». По его словам, арестованный в Москве по подозрению в подготовке теракта Байсултанов - ближайший подельник лидера группировки, которая сражается в Сирии на стороне террористов. «В Грозном слышно было, что Байсултанов находится в Москве, и эту информацию мы передали. Он близкий человек к Киргизу (это главарь банды, который воевал в Сирии), это его подельник, правая рука, так можно сказать. И эту информацию наши силовики передали в Москву», - заявил Рамзан Кадыров.
Союзником в борьбе с исходом террористов, которые, как известно, границ не признают, для России теоретически может выступить Турция, уже столкнувшаяся с деятельностью террористов на своей территории. Прогремевший двойной теракт в Анкаре, в результате которого погибли 128 человек, по мнению президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана, может иметь «сирийские» корни. Премьер Турции Ахмет Давутоглу также считает его организаторами «ИГ». На этом фоне визит в Россию заместителя главы МИД Турции Али Кемаля Айдына и проведенные им переговоры с российским коллегой Алексеем Мешковым свидетельствуют о начале координированной российско-турецкой совместной работе в том числе и по борьбе с представителями «ИГ» на территориях обоих государств.
Представляется, что в рамках противостояния «ИГ», Россия постепенно будет наращивать свою военную мощь на Ближнем Востоке. Подтверждением тому выступает заявление начальника Главного оперативного управления - заместителя начальника Генштаба Андрея Картаполова о создании в Сирии новой военной базы с целью борьбы с «ИГ»: «Это будет одна база, которая станет включать в себя несколько компонентов - морской, воздушный, сухопутный. Российская группировка ВМФ в Средиземном море прежде всего обеспечивает подвоз материальных средств. Для того чтобы он был беспрепятственным, там развернута группировка из ударных кораблей в том числе». По его же словам России уже сейчас удалось уничтожить свыше 456 объектов «ИГ». А этот результат в десятки раз выше всех достижении коалиции созданной США.
В то же время и работа по выявлению террористов «Исламского государства» субъектах Российской Федерации не может останавливаться ни на минуту. К большому сожалению, они могут проникнуть и под видом беженцев. В ряде субъектов Северо-Кавказского федерального округа и в Адыгее проводится активная работа по размещению сирийских черкесов на своих территориях. Безусловно, программы нужные и необходимые. Однако здесь может возникнуть аналогичная ситуация с Европейским Союзом, в который, как подчеркнул депутат Государственной Думы Российской Федерации, верховный атаман союза казаков-воинов России и зарубежья Виктор Водолацкий, вместе с потоком беженцев массово проникают террористы «ИГ». Это, в свою очередь может способствовать тому, что уже через год-два Европа станет перед риском многочисленных терактов. Потому и проверки прибывающих в России беженцев из Сирии должны осуществляться с максимальной внимательностью.
В тоже время, уже есть успехи по противодействию «Исламскому государству» на Северном Кавказе. В частности, с начала 2015 года задержано 477 представителей террористической организации. Как отметил и.о. начальника Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД по СКФО Эдуард Рыбинцев, «правоохранительными органами СКФО проведены десятки успешных задержаний, многие из этих лиц уже привлечены к ответственности. Установлены персональные данные большинства лиц - выходцев из СКФО, выехавших на Ближний Восток для участия в боевых действиях в рядах экстремистов». В свою очередь, директор ФСБ России Александр Бортников считает, что «активность террористов на Северном Кавказе снизилась почти в три раза. Но нужно совершенствовать работу в сфере контрпропаганды против террористов, активнее вести поиск источников, которые их финансируют».
Залогом мира и безопасности России выступает полная победа коалиции с ведущим участием России и Сирии в войне на Ближнем Востоке. Здесь наша страна борется не только с внешним, но и внутренним врагом, уже объявившим нам «джихад».
Бредихин Антон Викторович
Примечания
(*) Запрещённая в России террористическая организация
(1) Бредихин А.В. Грузия: будущее в Арабском халифате?//
Кавказовед (2) Бредихин А.В. Дагестан: «северный фронт» «Исламского государства»//
Кавказовед (3) Paul Goble.
Dagestan Now ‘Northern Front of Islamic State’(4) Oriana P.
"Chechen Terrorists" or the North Caucasus Resistance 101 for Plastic Brains Специально для
kavkazoved.info