Баптистский путь к деградации грузинского общества

Aug 11, 2015 23:17


Приверженцы идей протестантской реформации, евангельские христиане-баптисты ведут свою историю в Грузии с 1860 года, когда прибывший из Германии миссионер вступил в контакт с молоканами - русскими раскольниками, разошедшимися по идейным соображениям с Русской православной церковью. Именно так на синтезе немецкого протестантизма и русского молоканства начал закладываться фундамент современного грузинского баптизма.

Примечательно, что обосновавшиеся в Тифлисе и других центрах Кавказа немцы-лютеране проводили широкомасштабную проповедническую работу по распространению протестантства не только среди грузинского населения, но и в различных армянонаселенных районах современной Грузии. При этом группы евангелистов в Тифлисе, которые не принадлежали к лютеранской церкви, официально не признавались отдельными евангелическими обществами и считались вольными евангелистами. Кроме Тифлиса, армянские евангелические-баптистские общины были тогда и в ряде районов Грузии - Ахалцихе, Батуми, а так же Абхазии - Сухуми. В их объединении уже тогда были задействованы американские группы баптистов, в частности армянские деятели американской и британской Библейской ассоциации и американское миссионерское общество «Борд» (1).
Видя явную поддержку баптистов со стороны Запада, Экзарх Грузии в 1880 году охарактеризовал баптистов так: «Баптисты - огромные враги России и союзники протестантской Германии». Сегодня же основными финансовыми источниками «Евангельско-баптисткой ассоциации Грузии» выступают основанная российско-немецкими эмигрантами миссия «Посланник мира» («Friedensbote») и организация-выходец из США «Славянское евангельское общество» (SGA). Что лишь подтверждает неизменность позиции Запада по поддержке баптистов на территории бывшей Российской империи в качестве своих «агентов влияния».

Отметим, что первые баптисты в Грузии отличались большей строгостью и почитанием Ветхого Завета, нежели сейчас. Данный факт присутствовал и вне ее территории, влияя на поведение баптистов - выходцев из Грузии вплоть до Дальнего Востока. В частности, вторым президентом Желтугинской республики, существовавшей с 1883 по 1886 год в Приамурье и называвшейся «русской Калифорнией», был выбран горный мастер Еремей (Иеремия) Сахаров - молоканин (русский баптист), родом откуда-то из Грузии. Одним из его решений на посту президента было не только установление демократических норм на территории самопровозглашенной республики, но и активная борьба с гомосексуализмом, которым была охвачена половина ее населения. За него давали 500 ударов плетью, что фактически выступало аналогом смертной казни (2).

В сравнении с тем периодом зарождения в Грузии баптистских организаций сегодня вопрос нетрадиционных сексуальных отношений для грузинских баптистов перестает быть предметом споров. Если к первым заявлениям Архиепископа «Евангельской баптистской церкви Грузии» Малхаза Сонгулашвили о том, что геи - это творение рук Божьих, прихожане относились с недоверием, то сегодня их мнение фактически раскололось. Хорепископ Илья Осепашвили, считает, что общество не однозначно отрицает греховную сущность такой связи: «Одна часть считает, что если два представителя одного и того же пола любят друг друга, не изменяют и не занимаются развратом, их отношения не следует рассматривать как грех. Но для другой части любые однополые отношения, пусть даже основанные на любви, совершенно неприемлемы» (3).

Сам же предстоятель грузинских баптистов Малхаз Сонгулашвили считает, что гомосексуальное партнерство, как моногамное и основанное на любви и верности двух однополых людей в течение всей жизни взаимоотношение, Библии совершенно неизвестно. По словам «священника» «Апостол Павел осуждает имевший место в Риме ритуальный разврат, который был частью храмовой проституции. Ранние Отцы Церкви посчитали, что он имел в виду не храмовую проституцию, а именно необычные гомосексуальные отношения - что спорно. Так что слова Павла следует рассматривать в том контексте, в котором они и были сказаны. Эти слова были направлены против существовавшей в Римской империи культовой проституции» (4). Таким образом гомосексуализм им полностью оправдывается и признается чем то естественным, порой даже более «чистым» нежели гетеросексуальные отношения.


Во многом отклонение от традиционных христианских канонов, уход в сектантство и размывание образа Веры, способствуют недовольствам со стоны грузинского традиционного общества. Грузины, осознавая, что их втягивают в очередную «ересь», выступают резко против подобного «учения». Недоверие вызывают и высказывания руководства «Евангельской баптистской церкви Грузии» о «нетолерантном» отношении к ней со стороны общества. Этим объясняется и празднование Дня памяти Мартина Лютера Кинга, национального дня США, в контексте своей личной «угнетенности», но при участии в нем посла США Ричарда Майлса. Каким образом американские национальные праздники оказываются в числе празднований религиозного культа в Грузии? Ответ есть только один…

Однако гей-поддержка, так неприемлемая для патриархального грузинского общества, оказалось не единичным отклонением для грузинских евангелистов-баптистов. Впервые за 1700 лет существования христианства в Грузии в их среде появилась женщина-священник. Для Русудан Гоциридзе, внучки евангельского христианского священника, мысль принять духовный сан была совершенно естественной. Хотя она и не носит скуфью, но является признанным священнослужителем. Сам факт того, что она является женщиной, хотя и происходящей из пастырской семьи, вызывает озабоченность у представителей грузинского общества. Данное назначение многие люди воспринимают с непониманием и растерянностью. Многие считают, что баптисты переступают через неписанные правила, и потому стремятся к разложению христианства в целом. Если первые миссионеры говорили о статусе женщине, как допущенной с большими оговорками в Храм Божий, то нынешние действия руководство ЕБЦГ вызывает не столько непонимание, сколько стремление дискредитировать христианство...

Активно ЕБЦГ принимает участие в военных и кризисных конфликтов. Не осталась она в стороне и во время «пятидневной войны». Сразу после ее начала Генеральный секретарь Евангельской баптистской церкви Грузии Мераб Гаприндашвили обратился с заявлением к правительствам России и Грузии, в котором просил решать политические проблемы посредством переговоров, а не силовыми методами, лишая жизни невинных людей. По его словам, большинство членов 75 баптистских общин страны целыми сутками молились о мире. Серьезность этих обращений к Богу подчеркивается еще и тем, что «ради мира» некоторые из них постились в течение 24 часов. В свою очередь архиепископ евангельских христиан-баптистов Грузии Малхаз Сонгулашвили заявил о том, что сожалеет о «несправедливости, агрессии и решении конфликта за счет жизней гражданских лиц». Проведение в Грузии большой баптистской конференции, посвященной семье, под девизом «Преображение», решили отменить. Финансовые средства, предназначенные для осуществления этого мероприятия, посчитали необходимым направить на помощь беженцам из Южной Осетии, уехавшим в Грузию. Так 37 членов баптисткой общины Цхинвала подверглись бомбардировкам грузинской армии, но смогли без потерь убежать все вместе в близлежащий грузинский Гори, откуда перебрались центральный офис ЕБГЦ в Тбилиси (5).

Современный украинский кризис не оставил в стороне сообщество баптистов на территории постсоветского пространства. По окончанию проходившего 55-го съезда Евро-Азиатской федерации Евангельских христиан-баптистов в г. Алматы, где принимали участие и грузинские представители, была принята резолюция, призывающая «остановиться на путях ненависти и вражды». «Мы будем прилагать все силы и все наше старание и призываем к этому других, чтобы помочь украинскому народу, и другим народам, восстановить мирную и угодную нашему Господу жизнь…»

Наряду со всеми представители грузинской евангельских христиан-баптистов приняли участие 23 мая 2014 г. в Дне поста и молитвы за Украину, «чтобы Господь послал мир и взаимную любовь и остановил кровопролитие». Естественно, что в своей молитве грузины-баптисты поддержали своего коллегу - тогдашнего исполняющего обязанности президента Александра Турчинова.


Однако, как и любое другой институт общества «Евангельскую баптисткую церковь Грузии» трясут порой резкие изменения. Конец 2013 г. обозначился тем, что руководивший на протяжении 19 лет грузинами-баптистами Малхаз Сонгулашвили сложил свои полномочия. В виду того, что его госпитализировали с сердечным приступом, сторонники архимандрита от его имени распространили текст его отречения: «В течение 19 лет я стоял во главе Церкви евангельских христиан-баптистов Грузии. Для меня это был тяжелый, но очень почетный крест, - говорится в письме. - Но я вижу, что мои представления о борьбе с различными фобиями не разделяет большинство прихожан нашей церкви. По этой причине я не считаю целесообразным оставаться предстоятелем Церкви». Его отставка была неожиданна как для экспертов, так и для большинства прихожан. Во многом она объяснялась непопулярностью его действий и принимаемых им решений по поддержке гей-движения и сближения с мусульманскими организациями (о чем мы писали ранее (6)). Несмотря на то, что Малхаз Сонгулашвили оставил Церковь в своем прощальном заявлении он пообещал больше писать, чаще выступать и посвятить свое служение распространению терпимости в Грузии.

Каким будет будущее грузинских баптистов, покажет время. Нововведения, сделанные Сонгулашвили, в плане ухода к традициям грузинского общества, скорее всего приживутся, и будут способствовать увеличению числа прихожан-грузин. Однако то, что за дверями «церкви» одобряется гомосексуализм, а вслед за ним и иные богохульные деяния, означает лишь то, что политика США по дестабилизации, либерализации и разложению грузинского общества идет верно. На сегодняшний день ЕБЦГ выступает непосредственным исполнителем решений Белого дома по религиозным вопросам общества, влияя на нравственность и мораль своих прихожан. Последствия подобной политики, учитывая постоянный рост ее сторонников, будут катастрофичны. Традиционное общество рухнет, а на его место придет деградирующая анархия, способная стереть из памяти поколений грузинскую историю и культуру, превратив самих грузин в незначительную часть населения на задворках глобального общества.

Бредихин Антон Викторович - политолог, аспирант кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ
Специально для kavkazoved.info

(1) Ганаланян Т. Армянская протестантская община Грузии// Armenia Today
(2) Пряников П. Первая русская народная республика «Желтуга»// Московский монитор
(3) Вартанян О. Жертва толерантности от Бога// Эхо Кавказа
(4) Малхаз Сонгулашвили: в Советском Союзе лишь две церкви имели всесоюзный масштаб - православная и баптистская// Мир Вам!
(5) Европейские баптисты молятся о мире и о 45 тысячах беженцев// Новости христианского мира
(6) Бредихин А.В. Баптисты в Грузии строят Кавказскую Джорджию// Кавказовед.инфо



Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской  общественной организации Общество «Знание»

Армения, баптисты, Грузия, Дальний Восток, секты, США, Кавказ

Previous post Next post
Up