MRAP по-русски, часть 1.

Aug 13, 2016 17:52

Источник: http://topru.org/5516/mrap-po-russki-chast-1/



Мне довольно часто задают вопросы: мол, нафиг надо, если есть отличный, прекрасный, великолепный БТР, который для полного уничтожения нужно аж 32-кг старого-доброго TNT подрывать. А тут - какие-то жалкие килограммы - помилосердствуйте! Ну, ок. Только, помня про лютый баттхерт поцреотов от моих прошлых материалов, нынче я буду снабжать текст картинками, чтобы гарантированно доходило. Заодно - удастся избежать лишних слов и объяснить, почему одно (даже когда опытная машина на треть из иностранных комплектующих) - это хорошо, а другое, доморощенное, исконно-посконное, патриотичное - УГ.
Однако начать придется издалека. Итак, во-первых. Кес ке се MRAP? Как явствует из названия Mine Resistant Ambush Protected - это такая хитрая машинка, созданная специально для районов, где с образованием, гигиеной и жратвой все плохо, а вот с автоматами Калашникова, голодным необразованным людом и радикальными идеологиями, типа ваххабизма головного мозга - напротив, просто отлично. Причем важно: сама суть идеологии таких машин выражается простейшим девизом «меняем колесо на экипаж». Иными словами, приоритет подобных машин - это сохранение экипажа и пассажиров в целости и сохранности в случае подрыва на СВУ или обстрела из засады с использованием типичных в таких случаях средств поражения.Собственно, принято считать, что машинки эти придумали в Южной Африке во второй половине ХХ века, где оба вышеперечисленных правила (упоротые бешеные партизаны и фантасмагорическая степень нищебродства, буквально каменный век с автоматами) работали на полную катушку. Эталон© из палаты мер и весов. Именно там создали легендарный «Касспир» - да-да, вот ту самую неказистую машинку из заголовка. Совершенно великолепный образчик, как-то умудрившийся не только пережить подрыв 24 килограмм в эквиваленте TNT, но и уехать своим ходом на трех колесах (предварительно высадив десант, которые еще и выписал живительных офигевшим от такого поворота событий боевикам). Правда или нет эта история - сейчас уже сказать трудно, но факт есть факт: 63 % убитых и 69 % раненых в Ираке в 2003-2007 военнослужащих США приходятся на потери от самодельных взрывных устройств. Статистика по Афганистану лишь усугубляет, да и нам подобная проблема хорошо знакома (и по тому же Афгану, и по Кавказу). Итак, почему же именно MRAP? Почему не обычная хорошо бронированная машина? Если кратко, ответ таков: Вот так выглядит классическая боевая машина (довольно тяжелый и крепкий броневик AAV-7, он же LVTP-7) после подрыва на 15-кг фугасе. 03.08.05, Ирак, все 14 морпехов, двигавшихся на машине, погибли на месте:





Он такой не один. Вот еще один такой же броневик, под днищем которого рванул обычный для тех мест 5-кг фугас:



На этот раз погиб лишь экипаж машины и еще два офицера.Вот так выглядит «знаменитый» HUMVEE после подрыва на простейшей 2-кг закладке, (к слову наш Тигр от него в плане взрыво-устойчивости не далеко ушел):



Фото уже свежее, «авторства» ИГИЛ. Как и в предыдущих случаях, экипаж машины погиб на месте.А вот так выглядит MRAP Cuguar армии США после подрыва на классической «двойке» - двух 152-мм снарядах, подорванных дистанционно:



Оболочечное СВУ отбросило 17-тонную машину на тридцать с лишним метров от дороги. Взрывом вырвало двигатель:



…и отбросило на другой край дороги:



Все это дает самое непосредственное представление о силе взрыва (около 12 кг в тротиловом эквиваленте). А теперь внимание: экипаж машины выжил, причем несколько бойцов сохранили боеспособность(!) и были в состоянии вести оборонительный бой. Собственно, в этом и заключается смысл MRAP - как говорится, попробуйте повторить на любом другом виде бронетехники. Бронемашины MRAP - не суррогат и не фейковая вундервафля, а нишевая (как и любая другая, впрочем) военная техника, появившаяся в результате многолетних изысканий и богатого опыта. Машины, призванные противостоять двум главным врагам современного солдата на поле боя конфликта низкой интенсивности: СВУ и пулемету ДШК (в более широком смысле - любому оружию калибра .50). Именно на эти два типа вооружения приходятся три четверти потерь Коалиции в Афганистане и Ираке. Ну, с СВУ понятно. А пулемет? Как ни странно, вот этот красавец: Знак качества с 38-го года!



А благодаря нашим щедрым партийным руководителям и трудолюбивым китайским товарищам (до сих пор его выпускающим, к слову) - едва ли не такой же символ партизанской войны, как и автомат Калашникова. Причем штука эта крайне заподлянская, и в массовом сознании недооцененная примерно в той же степени, что не менее легендарный РПГ-7 - переоцененная. Обычно, когда речь заходит о бронемашинах MRAP, сразу же упоминают РПГ. Причем как правило люди, этот самый РПГ в руках не державшие и, тем более, не пытавшиеся из него пострелять. А тут есть пара моментов, которые обычно игнорируются. Как ни странно, но процент уничтоженной с помощью РПГ бронетехники в современных конфликтах удручающе мал, а сам легендарный гранатомет используется практически повсеместно как средство поддержки пехоты. Во-первых, стрельба из РПГ-7 требует прямых рук и незаурядной сноровки, а умение хоть куда-то попасть на дистанции свыше 300 метров в боевой обстановке - прямого коннекта к Аллаху и удачи +100. Во-вторых, забавные противо-кумулятивные решетки - довольно эффективная мера, хоть и влияющая на габариты машины таки ловят эти самые гранаты, если те долетают, куда нужно. Так что порой бывает проще из миномета шмальнуть, чем пытаться пропихнуть гранату в брешь. Кроме того, из-за некоторых особенностей логистики инсургентов, эти самые гранаты не всегда вообще способны взорваться. Кроме того, как-то игнорируется тот факт, что попадание из РПГ точно так же не держат абсолютно любые легкие и средине бронемашины, а более совершенный РПГ-29 «Вампир» нормально так выпиливает танки (впрочем, именно для танков этот девайс обычно и приберегают). Больше того, из-за особенностей конструкции современных MRAP, шанс выжить в них в случае пробития брони выше чем в любом другом виде бронетехники. Другое дело - пулемет. Из ДШК можно вполне сносно лупить на тысячу метров, подавляя противника огнем. При этом от бронебойных пуль 12,7 не защищают ни кирпичные стены, ни глинобитные дувалы, ни легкая броня - этой штукой можно одной очередью «упаковать» БТР. Повсеместное, массовое применение этого оружия (причем все чаще и чаще - в виде пикапов-«техничек») кардинально преображает поле боя. Собственно, техника обороны тех же MRAP выстроена по тому же принципу: как правило, пулеметное гнездо на крыше расположено на значительной высоте и дает широки сектор обстрела, а большая огневая мощь .50 калибра позволяет держать противника на больших расстояниях. Последним вопросом на сегодня будет техническая сторона вопроса. Мы уже выяснили, что ключевые особенности современных армейских MRAP - способность противостоять подрыву на СВУ и возможность обеспечить как минимум лобовую защиту от оболочечного патрона .50 калибра с 300 метров. Теперь поговорим про идеологию машины и ее техническую реализацию. Во-первых, нужно понять, чем бронеавтомобиль отличается от бронетранспортера. Если кратко - бронетранспортер это машина с чаще всего монообъемным (но не обязательно) сварным несущим бронированным корпусом. Он забронирован весь по кругу, различаются лишь толщина брони. С бронемашинами не так. В современном бронеавтомобиле (и прежде всего - MRAP) бронируется только полезный объем - так называемая «бронированная капсула», где размещается экипаж. Остальные узлы могут иметь либо легкую противоосколочную защиту, либо вообще быть не бронированы. Зачем? Колеса, элементы подвески и моторно-трансмиссионное отделение в случае подрыва должны принять удар на себя и поглотить значительную часть энергии взрыва через упругую деформацию. Никого не интересует, поедет ли куда-то после подрыва машина - главное, сберечь экипаж. Полная противоположность старым советским БТР, кстати: там машина даже после подрыва на 10-кг фугасе могла своим ходом уехать, однако у экипажа, даже если корпус взрывом не расколупывало, позвонки весело ссыпались в трусы и народ «сидел, как живые»©Тут следует сказать, за счет чего, собственно, достигается весь этот хайтек: во-первых, высокий - ОЧЕНЬ высокий - клиренс. Во-вторых, V- или U-образная форма днища, с толстыми демпферными панелями по бокам, отводящими значительную часть силы взрыва в сторону от бронекапсулы. В-третьих, сама бронекапсула из толстой многослойной брони, могущей включать всякий хайтек, вроде полимерной брони, керамики или арамидных тканей. В-четвертых, установка бронекапсулы на демпферных платформах. В-пятых, крепления кресел экипажа не к днищу, а к стенам и крыше бронекапсулы, что значительно снижает силу контузящего удара. Наконец, сами кресла с фиксирующими подголовниками, креплением для оружия и снаряжения (чтобы при взрыве вам вашим же любимым автоматом голову не проломило) и противобаллистическими анатомическими сидениями. ЭталонЪ:







Сравните с десантным отделением БТР-80:





Такой… ненавязчивый советский фэн-шуй.

Второй пункт - разнесенное многослойное бронирование и несколько уровней пассивной защиты. И, наконец, отличительной особенностью бронеавтомобилей является их относительная дешевизна, главным образом потому, что значительная часть конструкционных элементов (правда, в последние годы - их все меньше) берется от вполне гражданских моделей.Все это вкупе дает относительно дешевые, хорошо защищенные и стойкие к подрыву машины, «рабочие лошадки» ТВД конфликтов низкой интенсивности, универсальную базу для инженерных и специальных видов техники. Наши заклятые друзья и их пособники союзники уже оценили - и наши силовики тоже «созрели». Но об этом - в другой раз.

mrap

Next post
Up