Еще пол века назад полиомиелит был весьма обычным явлением. Вирус бушевал на пяти континетах, в 125 странах. Ежегодно в мире 350.000 детей обретали паралич конечностей и становились инвалидами на всю жизнь. Даже в недалеком 1988 году, когда мне было 7 лет, в мире примерно такое же количество людей заражались вирусом. Но, с изобретением полио вакцины в 1952 году Джонасом Салком, и с распространением оральной полио вакцины - той, что не требует инъекций в 1962, а также массовой вакцинации, сегодня в мире осталось лишь четыре страны где все еще “живет” дикий полио-вирус. Это Нигерия, Индия, Пакистан и Афганистан. В остальные страны вирус был импортирован. Да, да, все 457 случаев полиомиелита в Таджикистане в прошлом году, 14 в России, и 1 в Казахстане были завезены из вне. Штам вируса можно отследить. Именно поэтому и у нас в Узбекистане, и почти во всех странах Центральной Азии, и в прошлом, и в этом году проходит массовая вакцинация против полиомиелита. Хочу приоткрыть немного завесу над тем, зачем все это делается и как. Множество слухов и догадок, порожденных антивакцинальными сентиментами, никак не способствуют искоренению вируса. Напротив, если не поддерживать постоянный охват прививками на уровне около 95%, то могут возникнуть очередные вспышки. К сожалению, от вируса не отгородишься заборами с колючей проволкой, таможенным контролем и визами. Ну да ладно, не будем о грустном.
Итак, Пакистан по статистике сегодня занимает первое место в мире по зарегистрированным случаям полио. А именно, 80% всех случаев в мире в 2011 году выялвлено здесь. Даже Афганистан на сегодня имеет всего один подтвержденный случай, а в Индии в этом году вообще случаев не было. Поэтому мировое сообщество и доноры устремили свои взоры именно сюда, в Пакистан. Про антисанитарию, которая способствует размножению вируса в Пакистане можно почитать у ЖЖ юзера и путешественника комрада
se_boy,который только что вернулся из очередной поездки. Хотя я не думаю, что с санитарией дела обстоят лучше в той же Индии или Афганистане. Видимо дело все таки в том, как проходит программа вакцинации. В Пакистане, чрезвычайно коррумпированной стране, разодранной политическими играми сверхдержав, партийными амбициями местных олигархов, доминированием Ислама разного толка и направлений, ежедневным терроризмом, бедностью, остутствием медицинской инфраструктуры, землятресениями и наводнениями - программа идет весьма и весьма туго. Но, глаза боятся, а руки делают…
Вчера съездил в пуштунскую колонию-поселение Хижрат. Я сразу оговорюсь - это не весь Пакистан такой. Хижрат это маргинализированная община. Всего 10 минут езды от центра Карачи, прямо за гостиницей Шератон. Я уже писал о первых ощущениях об этом месте. Время пришло поделиться немного и фотографиями. Надо сказать, что мне, даже в сопровождении двух бородатых людей из минздрава, будучи самому одетым в местную одежду - шарвар камиз, было весьма неуютно в этом диком месте. Это неговоря уже о том, чтобы направить на кого нибудь свой объектив. Но мониторить программу нужно. Убедить религиозных пуштунов, жены которых носят чадру и совсем не открывают своего лица тоже. Это люди, которые считают, что “Бог дал, Бог взял”. А еще надо убедить, что вакцина не Американская, и никто не преследует цель “стерилизовать” детей, чтобы они дальше не размножались… Вот, собственно, вам и социальный пиар в условиях средневековья. Телевизоров нет, электричество иногда бывает, радио вечерами у кого ест приемнии. Кто-там про интернет говорил? Дальше все в картинках.
Как донести информацию до народа? В современном обществе есть масс-медиа, интернет, смс, махалля наконец, сарафанное радио, школы, больницы - все звенья одной цепи. При необходимости все это можно мобилизовать, не так ли? Это я делал достаточно успешно не раз и не два, уже даже и не в одной стране; и поднимал не одну социальную программу таким образом. Все работало. Да, с переменным успехом. Где-то лучше, где-то хуже, но цели были достигнуты. А как работать если ничего этого нет? Конечно, и школы есть, и больницы - но не для всех. Вот именно у этих людей условия ограниченны. Они забиты, они бедны, они всего боятся. Они враждебны от безысходности, от жары, и от голода, от нищеты и грязи. На их чувствах играют местные политики и религиозные фанатики. Они никого не желают видеть. Нехотя открывают дверь или тряпку, которой прикрыт вход в их жилище. Но, они такие же люди как мы. Там такие же дети. Я вот тут как то думал на днях - что я помню из своего детства. Маму, папу, детский сад, сестер, четырехкомнатную квартиру, игры во дворе, Коляна, поездку на Иссык-Куль, энциклопедии, игрушки, модели самолетов, которые мы собирали с отцом. И тут же подумал - а что вспоминают вот эти люди из своего детства? Кто-то побег с родителями из Кандагара под обстрелом советских, а потом уже и талибанских "Градов". Кто-то нехитрую стекляную бутылку со стякляшками из которой делался калейдоскоп. Кто-то помнит канализационные отстойники в этой же колонии, в которых они охлаждались от 40 градусной жары.
Пардон, что-то я опять отклонился от темы… Вобщем пиарщик я тут тоже тот еще - средневековый. Приходится вспоминать хорошо забытые методы агитации и пропаганды времен холодной войны. Вот такие вот агитмашинки ездят по у меня по трущобам, показывают кино. Кино правильное, конечно, - про полимоиелит. Видеоклипы и песни тоже. Еще есть записи очень важных религизоных лидеров, которые собственноручно капают две капли полио вакцины своим внукам и детям. Еще из этих агитмашин раздают листовки. Кино-машины брэндированные, конечно, с ключевыми сообщениями.
Но, это все происходит на больших улицах, возле базаров и массового скопления людей. Другими словами, тех местах, куда можно проехать. Но так как вся эта община это колония, а само это слово уже подразумевает в здешнем смысле “самострой”, незаконный захват земель, и полное отсутствие городского планирования, то здесь полно улиц куда заехать невозможно. Понятия как двор, песочница, полисадник или футбольная площака тут напрочь отсутствуют. Дома строятся один над другим из шлакоблоков и больше похожи на курятники. Ширина улицы местами составляет в лучшем случает полтора-два метра. Вот именно для таких мест у нас есть пешие агитаторы с мегафонами, которые снуют по тесным улочкам колонии. Смотрим на второй фотке (кстати, вдоль домов это так белье сушится).
Но если и это вас не убедило вакцинироваться, тогда на этот случай у нас есть десант из пропагандисток, преимущественно из провинции Балочистан. Весьма экстравагантные дамы, надо сказать, умницы, красавицы, комсомолки и активистки. Теперь кроме шуток - работу они свою делают хорошо. Под 40 градусной жарой обходят каждый дом. Если надо и фатву прочитают для особо верующих, и выслушают, и брошюрку оставят с датами полио вакцинации. Абы к вам такая медсестра пришла? Чуть не забыл одну важную деталь упомянуть про вацинацию в Пакистане. Тут не “Магомед идет к горе”, а наоборот - вакцинаторы ходят по домам сами, как и эти девушки. Заставить именно такой народ самими прийти в пункт вакцинации с детьми это вообще нереальная задача. Ну ладно, скажем так - трудновыполнимая.
На случай если вдруг и это не убедило сердобольных родителей, что их чада лучше вакцинировать, чтобы не получить очередного инвалида в семье, тогда у нас еще в запасе есть тяжелая артиллерия - пропагандисты мужчины. Такие и в мечети слово могут сказать после пятничной молитвы, и с мужиками поговорить на улице по душам. Кстати, вот этот бородатый молодой человек посередине внизу - отнюдь не моджахед. На самом деле это мой местный коллега-пропагдист из минздрава - Наваз Насир. Очень душевный человек, и также рьяно болеет за наше правое дело.
А вот это на фото ниже - это пункт вакцинации, вернее комната вакцинации. Это то, что вы обычно привыкли видеть в кафеле, со стерилизующими ултрафиолетовыми лампами даже в самой захолустной поликлинике у нас. Другими словами, это местный врачебный пункт, или диспанцер, как их здесь называют. Холодильник для хранения вакцины есть. Свет когда как. Поэтому вакцину доставляют с холодильных складов строго к дням вакцинации по графику, с достаточным количеством замороженых хладоэлементов. В руках вакцинатор держит плакат на котором написано “пункт вакцинации”. Это я его пожурил малость за то, что этот плакат лежит у него в кабинете, а не висит над медпунктом, который по другому то и не отличишь от других строений. Ответ на вопрос "почему плакат не висит?" был банально прост. Его украдут и сделают из него жилище, крышу или навес. На ночь такой оставлять нельзя, а вешать утром и снимать каждый день вечером - так это же труд, товарищи. Не буду ничего говорить на эту тему. Обвинить этого служащего легко, понять как он живет и что думает о своей роли - сложнее. Одно радует, если плакат все же украдут, то хоть кто-то будет лежать под ним и читать - “сделайте прививку от полиомиелита”. Это все при условии, что он умеет читать. С этим в Пакистане тоже проблемы у почти 50% всего 172 милионного населения этой весьма контрастной страны.
На этом, думается мне, пора заканчивать первую часть рассказа о том, что нужно для того, чтобы искоренить полиомиелит в мире, как это было сделано с оспой. Еще я очень надеюсь, что кто-нибудь все же проникся впечатлениями от увиденного и понял, что не так уж все у нас плохо. Может кто-то даже после такого не пропустит очередную прививку для своего ребенка. Хотя в свободное от работы время, т.е. во время написания этого поста в ЖЖ, я стараюсь абстрагироваться от убеждения масс - этого и на работе хватает, но удержаться трудно. Я, как и написал несколько лет назад в своем профиле , гуманист не только по профессии, но и по убеждению. Вобщем будьте здоровы, друзья! Берегите себя и детей! Наслаждайтесь жизнью, как я наслаждался всего неделю назад в своем коротком отпуске, тем, что мог спокойно ходить по улицам не озираясь, смотреть на зеленую траву и деревья, ходить по чистому тротуару, толкая коляску с Хайдаром в парк, чувствовать запах воздуха, пусть даже и с привкусом выхлопных газов. А еще радуйтесь, что спокойно у нас все же. По мне, так лучше сильная рука, нежели такая демократия как в Пакистане. Спокойной ночи, друзья!