Ух как интересно было бы ковырнуть историю использования этого термина.
Ведь изначально, кажется, оно исключительно описывало предметы, связанные с мистическими явлениями положительного полюса. С Богом в иудаизме и христианстве. С хорошими богами в язычестве.
Тут, конечно мне не хватает компетенции, чтобы понять насколько термин «священный»
(
Read more... )
Comments 6
Reply
пардон, не понял
Reply
Библейская метафора Вавилонской башни о том, что люди пытаются построить рай на земле, сравнившись в Небом, достичь его с помощью установления земного порядка.
Но рай сначала строится в душе и только потом отражается в жизни, не наоборот.
У пробужденного человека сознание определяет бытие, а не бытие - сознание.
Reply
Лично василевс, будучи помазанником, и неся свой тяжкий крест, был тем самым "освящён", но не был "священным". Условно говоря, священной была власть, которой он был наделён, но не сам человек.
Честно говоря, боюсь сказать здесь какую-то глупость, надо всерьез перечитывать формулировки первоисточников, тем более, что речь идёт о периоде длиной в тысячу лет, и взгляды на суть императорской власти все же менялись со временем.
Само по себе государство могло быть богоспасаемым, благодатным, защитником правой веры, итп, но никаким священством институт государства, с точки зрения ромеев, не обладал.
Reply
Ну вот, мне тоже так показалось, а вот более молодой суррогат под названием Sacrum Imperium Romanum уже ухватил этот эпитет. И, как мне кажется, дело тут вот в чём. Цели существования прежних государств были в самих себе. Цель жизни Англии в жизни Англии. А Свящ. Рим. Имп. вышла на новый уровень. Само государство стало служить высшей цели - реставрации единого христианского мира. Забавно, что и "Москва-третий Рим" рифмуется с этим. Им обеим очень хотелось почувствовать себя наследниками и продолжателями некоего уже мифически идеального символа - Рима. И это стремление было овеяно сакральностью. Теперь как бы само государство вместо договорного коллектива совместно пашущих и воюющих людей превратилось в носитель мистической идеи.
........................
Льюис пишет о патриотизме и касается этого:
"Я не стану ханжой и лицемером, защищая свой дом от грабителя; но если я скажу, что избил вора исключительно правды ради, а дом тут ни при чем, ханжество мое невозможно будет вынести. Нельзя выдавать Англию за Дон Кихота. Нелепость порождает ( ... )
Reply
Поискать бы, кто что уже написал...
Reply
Leave a comment