Ходили - говорили

May 05, 2024 14:25


50 километров разговоров с суровыми мужскими родственниками- это много. Особенно для печени. Два раза привиде-ЛОСЬ, но ни разу не сфотографирова-ЛОСЬ.





Фот сдох на выходе - остались мобилофоты.



развили тему:
Высокое творчество делается для Бога-Истины-Идеала-Прекрасного
Ремесло делается для другого человека
Импровизация делается для себя.

Попытка разделить искусство на три эти категории сначала упёрлась в сложность с атрибуцией перфомансов. Но по некотором размышлении было решено засунуть перфомансы в категорию ремесла. Они делаются для зрителя и сильно завязаны на контекст. Будь то «Фонтан» Дюшана, «Олимпия» Мане или «Чёрный квадрат» самизнаетекого.



Когда мы говорим, что искусство - это не всегда про красивое и приятное, то тут стоит различать.
Высокое искусство - это обычно как раз про красивое. Иногда это горькая красота, томление духа от недостижимости идеалов, но это всегда обращённость вверх к идеалам.

И ремесло и перфомансы всегда обращены к человеку. Первое обычно говорит: «на, попробуй, очень вкусно!», а второе: «подумай о том, о чём раньше не думал!», «посмотри с нового ракурса!» И здесь может вылезти (и часто вылезает) намеренно некрасивое, травмирующее, вытаскивающее зрителя из привычной наезженной колеи.

А импровизатор исследует (или выражает) себя самого с помощью того инструмента, который у него под ругой - кисти, саксофон. И тогда импровизация красива, когда тебе хорошо и рвано-колюча, когда тебе плохо.

Моё субъективное впечатление: Супрематизм Малевича и сетки Мондриана - первое - поиск Гармонии; «квадрат» - второе - заявление; бОльшая часть Ротко и почти весь Поллок - третье - импровизация.



Внутренняя иерархия ставит поиск Красоты и Гармонии на самое высокое место. И обратившись к музыке 20-го века мы - любители оной - задали себе вопрос много ли композиций мы смогли бы поставить в один ряд с пятой симфонией Бетховена, вторым концертом Рахманинова и т.д. И затруднились с ответом. В общем-то набрали некоторое количество каждый на свой вкус, но сошлись на том, что эта музыка в основном про другое - про самовыражение или про разговор со слушателем.

Я со своей стороны однозначно поставил бы в ряд с Великими «Lizard» King Crimson - весь альбом.



А ещё подумалось, что с середины 20-го века почти ничего нового, никаких новых жанров не появилось. Более или менее вялая разработка прежних направлений.  Компиляции - модуляции...

Возрождению предшествовала долгая эпоха... «застой» негативное слово, но пусть будет он, только без негатива. Удовлетворение существующим. Малые изменения. «Возрождению» импрессионистов предшествовал застой академизма. Новый всплеск можно ожидать, когда умрут все «вышедшие из Египта», когда сменится несколько поколений нового застоя и жажда нового окрепнет и наберёт силу.

До Возрождения художники говорили о Идеях. Возрождение развернуло взгляд зрителя на человека, на уникальность, на эмоции.... и снова закостенело, теперь уже в этом ракурсе -  в академизме.   Импрессионисты развернули направление взгляда и научили смотреть не НА человека, а ИЗ человека. Давали попробовать на вкус свои ощущения. И находились те, кто чувствовали то же, но не умели выразить - и встретив своё томление духа в выраженном виде чувствовали то же облегчение, как человек, чихнувший после долгого хождения со сморщенным от зуда носом.
Куда развернёт нас следующее «возрождение»? Внуки, возможно узнают. Или правнуки.



Наше и следующее поколение насквозь пропитано постиронией метамодерном и пятью уровнями покерного мышления. Увидев простую и ясную мысль мы сразу подозреваем неладное: инфантилизм или пропаганду...  или троллинг.  Мы слишком искушены и изворотливы. Всегда ищем второе дно и скрытый смысл. Перестроить голову трудно или невозможно.

Любое возрождение - это настройка на Идеалы, это искусство первого порядка. Оно доступно только для  идеалистов. И значит, ожидать нового возрождения можно только тогда, когда наша изворотливая многозначность себя истощит.



бывальщина, фото, искусство, всянь

Previous post Next post
Up