(Ваши дополнения, уточнения и ссылки на литературу по теме приветствуются)
(Продолжение. Начало
здесь)
"Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов."
Исаак Ньютон
Итак, что это за два пути познания истины?
- Через опыт и науку. Условно его можно назвать как получение информации "снизу''.
- Через откровения и интуицию. Условно его можно назвать как получение информации "сверху''.
В этом тексте разберем первый путь и его особенности - через опыт и науку. О втором будет в заключительном тексте.
Если обратимся к словарям, то
знание - это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание в широком смысле - субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений.
Познание - это совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Понятие знания многогранно и имеет разнообразие форм. Познание не ограничено сферой только науки, знание в той или иной форме существует и за пределами науки. Выделяют различные виды и аспекты знания, такие как научное, вненаучное, обыденно-практическое (здравый смысл), интуитивное, религиозное и другие. Знание можно получить через научный эксперимент, а можно и через чувственный опыт, бытовой опыт и т.д. Например, маленький ребенок еще не знает, что такое горячо. Он трогает горячий предмет, ощущает неприятное жжение и боль, получает ожог кожи, отдергивает руку и плачет. Он приобретает первый опыт, первое знание того, что означает "горячо". Далее он может уже осторожно трогать горячие предметы и исследовать разницу их температуры и прочее. То есть расширять свое знание. Наука для этого не требуется.
Религиозная и эзотерическая сфера - это специфическая область знания, где в качестве основы используются личный субъективный духовных опыт. Тем самым речь идет об особых формах реальности, связанной с миром сознания.
Я знаю по жизни людей, которые считают знанием лишь научное знание. При этом сознательно игнорируют, либо не замечают других видов и способов получения знаний, даже отрицают их. Некоторые на этом выстраивают свою особую философию и формируют личное мировоззрение. Получается, что при этом игнорируется даже личностный опыт, обыденно-практическое знание. Таких людей мало, но они есть. Даже на форуме этого ЖЖ. Для меня это четкий признак того, что человек путается в основных базовых понятиях и находится в своего рода ментальном тупике. Если же демонстрируется упорствование в этом, то тут или ортодоксальный догматизм (легкая форма проявления тупика), или даже фанатизм (тяжелая форма). Но это так, небольшое отступление.
Мы по жизни сталкиваемся со всевозможной информацией, чаще всего хаотического плана. Она настолько разнообразна и противоречива, что в ней непросто ориентироваться. И вот что здесь главное. Из потока неупорядоченной информации невозможно составить целостную картину мира, как из фрагментов головоломки нельзя воссоздать начальную картину, если мы не имеем перед глазами оригинал. Дети собирают модели из деталей конструктора, ища во фрагментах целостность картины. Они заранее знают, что должно получиться. Потому их деятельность имеет ясную цель. Если бы они не видели перед собой картины, которую они должны создать, их задача была бы безмерно сложнее.
В подобном положении находятся современные ученые-мыслители, которые из многообразия элементов и явлений пытаются создать единую картину мира. Но поскольку им неизвестна изначальная схема реальности, их теории о происхождении и смысле жизни не выдерживают проверки временем и регулярно заменяются новыми концепциями. Так происходит потому, что современные люди в познании мира в основном идут эмпирическим (опытным) путем, полагаясь только на свои ограниченные чувства, инструменты и логику.
Обычное мирское знание мы получаем через несовершенные чувства своего тела. И оформляем в теории при помощи науки и логики. Особенность такого знания состоит в том, что оно устаревает и теряет свою актуальность с течением времени. Ведь сейчас нас не особо интересуют открытия ученых, сделанные 200-300 лет назад. А студенты учатся по новым учебникам, основанным на последних открытиях науки. Причем, через лет 20-30 такие учебники устаревают и их приходится заменять новыми. И если заглянуть в будущее, то не трудно догадаться, что лет через 300 ученые будут считать современные научные теории безнадежно устаревшими. Таким образом, такое знание в большинстве неполно и относительно.
Вторая особенность мирского знания состоит в том, что оно фрагментарно. Потому что эмпирически материальный мир изучен лишь частично. Имеется немало направлений, где наука на сегодня просто бессильна. И потому на основе этих неполных данных невозможно с уверенностью составить целостную картину мира. Ибо новые открытия в будущем могут полностью перевернуть наши сегодняшние представления о реальности.
Таким образом, в нашем построении модели мира и формировании мировоззрения мы не можем полагаться только на науку, как на панацею от всех бед и проблем. И уж тем более не возводить ее в ранг нашего единственного метода, инструмента и спасителя. Наука ограничена как в своих возможностях, так и в методах и инструментах. Она применима там, где применима. Не более того. В остальных сферах, ей не подвластных, должны использоваться иные способы и методы получения и проверки знания.
(В тексте использованы фрагменты из фильма "Единая картина мира")
Об этом же, но по-иному, я хотел бы рассказать с помощью притчи.
Притча. Слепые и слон
"За горами находился большой город. Все его жители были слепыми. Однажды какой-то чужеземный король со своим войском расположился лагерем неподалеку от города в пустыне. В королевском войске был огромный боевой слон, прославивший себя во многих битвах. Одним своим видом он повергал врагов в трепет.
Всем жителям города не терпелось узнать, что же это такое - слон, и несколько слепых этого сообщества побежали, как безумные, чтобы узнать это.
Не имея никакого понятия о том, какими бывают слоны, они принялись ощупывать его со всех сторон.
Каждый из них, ощупав какую-нибудь его часть, решил, что теперь он знает что-то.
Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывая в глубоком заблуждении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто сам заблуждался.
Люди расспрашивали о форме и размерах слона и выслушивали их объяснения.
Человек, трогавший ухо слона, сказал: "Слон - это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер". Но тот, кто ощупал хобот, сказал: "У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную"
"Слон могуч и крепок, как колонна", - возразил другой, ощупавший ногу и ступню слона.
Лишь один зрячий, который проходил мимо города, попытался рассудить их. Он сказал: "Никто из вас не видал слона. Слон совсем не похож на ковер, но его уши похожи на ковер. Слон не похож на трубу, но его хобот похож на трубу. Слон не похож на колонну, только его ноги похожи на колонну. Слон соединяет в себе всё это вместе. И имеет еще больше".
Пояснение: Каждый из них трогал только по одной из многих частей слона. Каждый воспринял его ошибочно. Они не могли умом охватить всего: знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о нем, но были одинаково далеки от истины. Созданное умом не ведает о божественном. Нельзя проложить путь в этой науке с помощью обычного интеллекта.
А вот альтернативная версия этой притчи. Хотя скорее даже не альтернативная, а просто логическое продолжение. :)
"Однажды трое мудрых, слепых слонов захотели познать, на что похожи люди. Не придя к общему мнению, они решили определить это на практике.
Первый мудрый слепой слон потрогал человека ногой и объявил: "Люди - это что-то плоское и липкое. Второй мудрый слепой слон ощупал человека хоботом, а третий прикоснулся к нему хвостом и они оба согласились с первым, что человек - это что-то плоское и липкое."
Пояснение: Вывода из этой притчи нет никакого. Это просто такая притча… :)
(Окончание следует)
Георгий Козулько
Беловежская пуща
(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес:
kazulka@tut.by)
(Этот пост в Интернете находится по адресу
http://bp21.livejournal.com/97440.html)