Кристоферу Найту и Роберту Ломасу.
…За высоченным серым забором дома видно не было.
Ворота были совсем уже феноменальные, как в паровозном депо,
на ржавых железных петлях в пуд весом.
Я с изумлением читал вывески. Их было три.
На левой воротине строго блестела толстым стеклом
синяя солидная вывеска с серебряными буквами:
«НИИЧАВО. Изба на куриных ногах. Памятник соловецкой старины»…
А. и Б. Стругацкие
«Понедельник начинается в субботу»
Об обители Бабы-Яги мы знаем из сказочных первоисточников и много, и мало. Много - в том плане, что любой дошколёнок безошибочно скажет, что живёт Баба-Яга в лесу, в избушке на курьих ножках (редкий знаток сказок столь же уверенно может похвастать своей информированностью о том, что Кощей Бессмертный, например, живёт в Хрустальном дворце на вершине Стеклянной горы!). А мало - в том, что ни месторасположения, ни внешнего вида, ни внутреннего убранства, ни устройства вращательного механизма избушки сказки не описывают. По большому счёту, точно не известно даже сколько у избушки было ног.
На реконструкции она выглядит так.
Разные произведения путаются в показаниях и относительно числа лиц, в избушке проживающих. В хрестоматийном варианте Баба-Яга живёт там одна, занимая площадь размером с кухню в «хрущёвке» - когда Яга ложится, то лежит из угла в угол, упираясь пятками и затылком в стены («Финист - ясный сокол»), и при этом носом она достаёт потолок («Царевна-лягушка»). В других вариантах, Яга живёт не одна, а с дочерью Алёнкой («Терёшечка») или служанкой («Баба-Яга») - одно, впрочем, другому не противоречит, поскольку домработница могла придти к Яге после того, как Алёнка погибла от рук Терёшечки. Ну, и, наконец, в сказке «Баба-Яга и Заморышек» называется совсем фантастическая цифра обитателей баб-ёжкиной жилплощади: там живёт сама Яга, сорок одна её дочь и сорок слуг! Восемьдесят два человека! Да, ещё на постой (на свою беду) пускают Заморышка с сорока его братьями! Как-то не стыкуется это со стереотипом об «избушке на курьей ножке, об одном окошке»…
Личное состояние Бабы-Яги тоже в разных источниках сильно варьирует по своим оценкам. Так, у первой Яги в доме вообще ничего нет. Даже еды, поэтому за ненадобностью зубы у неё лежат на полке. У второй Яги есть посуда (как минимум, для приготовления жаркого из человеческих детёнышей), мебель (лавки, на которых очередная жертва дожидается очереди в печь, и кровати, на которых почивают приглянувшиеся Яге добры молодцы) и разные забавные вещицы (золотые яблочки; гребешок, при кидании через плечо превращающийся в дремучий лес, и полотенце, при кидании через другое плечо трансформирующееся в реку; и прочее подобное). Именно эта Яга передвигается в необычном транспортном средстве - ступе, которую погоняет железным пестом. Третья Яга - самая состоятельная: живёт она, по свидетельству сказки «Баба-Яга и Заморышек», не в избушке, а в «палатах белокаменных». Дом её полная чаша - не моргнув глазом, она закатывает пир на сто с лишним человек. Помимо предметов утилитарно-бытовых у неё так же имеются аксессуары ритуально-магического назначения. Например, платочек, три взмаха которым создают мост над любой водной преградой - даже над рекой Смородиной. Или огненный щит, который «огнём палит на все стороны». Кроме недвижимости, у Бабы-Яги №3 имеется табун волшебных кобылиц, которые преодолевают «по семь вёрст за один скок», неплохо изъясняются на человеческом языке и могут дышать под водой. Могущество этой Бабы-Яги простирается настолько, что она на свои средства содержит частную армию, силами которой 30 лет ведёт войну с Белым Полянином («Иван-царевич и Белый Полянин»).
Объясняются столь фундаментальные различия свидетельств о Бабе-Яге просто - на самом деле их три и они сёстры. Об этом, во-первых, напрямую говорится в сказках («Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Заколдованная королевна», «Баба-Яга» и прочие); а, во-вторых, сказочные бабки-ёжки - это десакрализованные славяно-языческие богини судьбы Макошь, Доля и Недоля (про них я писал многократно, хотя бы
здесь и
здесь - повторяться не будем).
Макошь (традиционная вышивка): на переднике у неё - Мировое древо, в руках - птицы (эпические гуси-лебеди), справа и слева - разновращающиеся свастики обозначающие Солнце живых и Солнце мёртвых (то есть сама богиня стоит на межевой черте между Миром живых и Миром мёртвых).
В антураже, окружающем бабок-ёжек, выявляются и сходные моменты. Например, у каждой из них есть прялка, поскольку по профессии они пряхи. Все сказочные герои, оказавшиеся во владениях Бабы-Яги, застают её именно за прядением: «Избушка повернулась к лесу задом, к Ивану-царевичу передом. Зашёл он в неё, а там сидит баба-яга, старых лет, шёлковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»); «В избушке старая баба-яга прядёт кудель…» («Гуси-лебеди»); «...в избушке сидит баба-яга, костяная нога - холст ткёт» («Баба-Яга»).
Все они прекрасные наездницы и у каждой Яги, даже у самой старой, есть волшебный конь («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»). Сёстрам по коню подарила из своего табуна Баба-Яга №3. Такой же конь есть ещё только у их брата Кощея. Однако, несмотря на родственные связи, Кощею пришлось изрядно попотеть, чтобы заполучить скакуна - он три дня пас волшебный табун и не упустил ни одной лошади. Повторить его подвиг удастся только Ивану-царевичу, главному герою сказки «Марья-моревна».
Любому страннику, посетившему последовательно всех Ягинишн, первым делом, однако, бросились бы в глаза не прялки и кони, а, скажем так, особенности архитектуры их жилищ. Все они, будь это палаты белокаменные или избушка об одном окошке, обнесены мощными заборами. Вернее, тынами (разница между ними в том, что забор - это доски, нашитые на поперечные прожилины, а тын - это колья или брёвна, вкопанные вертикально в землю). Для острастки любителей брутальных приключений, тыны многоговоряще украшены человеческими черепами: «…Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами» («Василиса Прекрасная»).
Тын Обдорского острога.
А помимо тынов, имеющих вполне понятную - оборонительную - функцию, на дворах у бабок-ёжек имеются столбовые конструкции, чьё назначение не объяснено: «…шел, шел - стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый» («Марья Моревна»); «…Заехали молодцы за тридевять земель; смотрят: на крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены. Сосчитали - сорок один столб. Вот они привязали к тем столбам своих богатырских коней и идут на двор» («Баба-Яга и Заморышек»).
Давайте теперь назад откинемся, глаза закроем и попытаемся представить, как всё это выглядело. Значит, перед воротами, ведущими во двор, у Яги был вкопан 41 столб. Железные они были или нет - не столь важно. Важно - зачем?! Будь бы я кандидатом, а ещё лучше доктором исторических наук, я бы уже дал ответ и пошёл бы спать - частокол перед воротами составлял внешний оборонительный рубеж или являлся его частью.
И, действительно, что может быть дешевле и эффективнее против кавалерии противника, чем вбитые в землю колья? Об эту незамысловатую, пунктирную оборонительную линию разобьётся в брызги любой вал конницы. Как, например, в битве при Пуатье, когда цвет французского рыцарства так и не сумел прорваться сквозь поросшие виноградной лозой палисадники, за которыми засели англичане.
Можно сказать, что всякие препятствия перед воротами - это нормальная практика для так называемых предвратных укреплений, позволяющая усилить оборону самого уязвимого участка крепостной стены. Во времена оны с этими целями не то, что несколько кольев в землю вбивали, а строили целые предвратные башни. Таковые имелись когда-то почти у всех ворот московского кремля - из них до наших дней чудом уцелела только Кутафья башня.
Кутафья башня.
Иногда перед воротами возводили самостоятельное фортификационное сооружение захаб (западное его название барбакан) - замкнутый, обнесённый со всех сторон стенами с башнями, дополнительный двор. Проломив ворота захаба, противник оказывался не в крепости, а в узком, похожем на колодец дворе, где его выкашивали перекрёстным огнём со стен.
Барбакан Уэлмгейтских ворот Йорка.
Разумное объяснение про оборонительное назначение столбов перед въездом на двор Бабы-Яги можно было бы принять, если бы не одно «но» - почему сказки зафиксировали точное количество столбов? Да, кто бы стал те столбы считать, будь они простым элементом фортификации! А в нашем случае все столбы сосчитаны и информация о том, что их 41 - ни больше - ни меньше - включена в сказку и передана нам сквозь тысячелетия. А сказки ни йоты лишнего не содержат и если гений, сказку «Баба-Яга и Заморышек» писавший, эту информацию в неё поместил, значит, придавал ей сверхважное значение.
Однако, хватит топтаться у ворот, проследуем к Бабе-яге на двор… Вокруг её дома тоже стоят столбы и их точное число сказки так же до нас донесли - 12. Им придумать утилитарное назначение гораздо сложнее, чем кольям, вбитым в землю перед воротами. Можно, конечно, предположить, что между этими столбами были верёвки натянуты, на которых Яга бельё сушила - будь я кандидатом, а ещё лучше доктором исторических наук, я бы так и сделал. Но, опять же, версия эта не отвечает ни на вопрос, зачем на них надеты человеческие черепа, ни на другой вопрос - почему этих столбов именно 12?
Не знаю как кого, а меня весьма удивила та просто маниакальная настойчивость, с которой сказки вдалбливают нам число столбов на подворье Бабы-Яги. Сильнее меня удивило только то, что никто из так называемых «учёных» не только никак сей факт не прокомментировал, но даже не заострился на этом вопросе. Не нашлось в тучных стадах наших славистов-русистов отечественных аналогов ни Кристофера Найта, ни Роберта Ломаса. Тут надо, наверно, пояснить, кто это такие и за что посчитал я необходимым сделать им посвящение.
Кристофер Найт и Роберт Ломас - такие же, как и я, полублаженные расчудашки не от мира сего. Так же, как и я, всё своё свободное время они проводят не за просмотром под пивасик хоккеев-футболов, а насилуют сами себе мозги разгадыванием сакральных тайн. Нарыли они премного интереснейшей информации, которую «официальная наука», разумеется, ни под каким предлогом не признаёт. Но это даже, может быть, и к лучшему, поскольку, освобождённые от нудных канонов диссертационных работ, пишут они занимательные и интересные книги, которые сами относят к жанру «документальный триллер».
Та книга, о которой пойдёт речь, называется «Машина Уриила». Написана она как беспристрастный анализ апокрифа под названием «Книга Еноха» (в отечественной традиции она называлась «Слово от книг Еноха праведного»). Тут, видимо, придётся рассказать ещё и кто такой Енох и чем он знаменит.
Рекомендую!
Енох - персонаж библейский. По IV главе книги «Бытие» он сын Каина (Быт. 4:16-23). Однако, уже в следующей главе его генеалогия выглядит совсем по-другому и он, якобы, происходит от брата Каина Сифа (Быт. 5:21-29). Ничего более, кроме этой противоречивой информации, «Ветхий завет» о Енохе не сообщает. И только из новозаветной литературы можно вскользь узнать, что Енох был пророком:
…Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» («Послание Иуды» 1:12-15).
А дар пророчества открылся Еноху вот как. Выражаясь терминами нашего прагматичного мира, Енох - «контактёр», оставивший нам мемуары, как его похитили некие высокоразвитые (по сравнению с Енохом и его соплеменниками) существа. Старший из существ представился похищенному ангелом божьим Уриилом, пообещал не проводить над ним опасных для здоровья экспериментов, но сурово приказал запоминать, а ещё лучше записывать всё, что ему покажут и расскажут. После этого Еноха доставили куда-то на север (отталкиваясь от указания Еноха, что в этом месте в день летнего солнцестояния продолжительность дня и ночи соотносится как 12:6, не сложно рассчитать, что пункт, куда его доставили, располагался на 45-м градусе северной широты - это широта Крыма), запугали картинами грядущего апокалипсиса, а потом долго объясняли ему азы астрономии. Енох, мало понимая сути излагаемого, но, осознавая, что сообщают ему нечто крайне важное, законспектировал следующее:
1. Книга об обращении светил небесных, - как это обращение происходит с каждым из них, по их классам, по их господству и их времени, по их именам и местам происхождения, и по их месяцам, - которые показал мне их путеводитель, святой ангел Уриил, бывший при мне; и он показал мне все их описание, что с ними происходит со всеми годами мира и до века, пока не создано новое творение, которое продолжится во век.
2. И вот первый закон светил: светило солнце имеет свой восход в восточных вратах неба и свой заход в западных вратах неба.
3. И я видел шесть врат, в которых солнце заходит; луна также восходит и заходит чрез те же врата, с путеводители звезд вместе со своими путеводными восходят и заходят там же: шесть врат на востоке и шесть на западе, следующих друг за другом в строго соответствующем порядке, а также много окон направо и налево от тех врат.
4. Прежде всего, выходит великое светило, называемое солнцем, его окружность как окружность неба, и оно совершенно наполнено блистающим и согревающим огнем.
5. Колесницы, в которых оно поднимается, гонит ветер, и солнце, заходя, исчезает с неба и возвращается назад через север, чтобы достигнуть востока; и оно направляется таким образом, что приходит к соответствующим вратам и светит на небе.
6. Таким образом, оно восходит в первый месяц в великих вратах и именно оно восходит через четвертые из тех шести восточных врат.
7. И при тех четвертых вратах, через которые солнце восходит в первый месяц, находятся двенадцать оконных отверстий, из которых выходит пламя, когда они в свое время открываются.
8. Когда солнце поднимается на небо, то оно выходит чрез те четвертые врата в продолжение тридцати утров, и заходит прямо, напротив, в четвертых вратах на западе неба.
9. И в этот период день становится день за днем длиннее, и ночь становится ночь за ночью короче до тридцатого утра.
10. И в тот день, день бывает длиннее на две части, чем ночь, и день включает ровно десять частей и ночь восемь частей.
11. И солнце восходит из тех четвертых врат и заходит в четвертых, и возвращается к пятым вратам востока в продолжение тридцати утров, и восходит из них, и заходит в пятых вратах.
12. Тогда день становится длиннее на две части и заключает одиннадцать частей, и ночь становится короче и заключает семь частей.
13. И солнце возвращается к востоку, и вступает в шестые врата, и восходит и заходит в шестых вратах в продолжение тридцати одного утра ради их знака.
14. И в тот день, день становится длиннее ночи настолько, что заключает двойное число частей ночи, - именно двенадцать частей, и ночь делается короче и заключает шесть частей.
15. И поднимается солнце, чтобы день стал короче и ночь длиннее, и солнце возвращается к востоку и вступает в шестые врата, и восходит из них и заходит в продолжение тридцати утров.
16. И когда пройдет тридцать утров, день уменьшается ровно на одну часть, и заключает одиннадцать частей и ночь семь частей.
17. И солнце выступает на западе их тех шести врат и идёт к востоку, и восходит в пятых вратах в продолжение тридцати утров, и опять заходит на западе в пятых западных вратах.
18. В тот день, день уменьшится на две части и заключает десять частей и ночь восемь частей.
19. И солнце выходит из тех пятых врат запада, и поднимается в четвертых вратах ради их знака тридцать одно утро, и заходит на западе.
20. В тот день сравнивается день с ночью, и они становятся одинаково длинными, и ночь заключает девять частей и день девять частей.
21. И солнце восходит из тех врат и заходит на западе, возвращается к востоку и восходит в третьих вратах тридцать утров, и заходит на западе в третьих вратах.
22. И в тот день ночь становится длиннее дня до тридцатого утра, и день становится ежедневно короче до тридцатого дня, и ночь заключает ровно десять частей и день восемь частей.
23. И солнце восходит из тех третьих врат, и заходит в третьих вратах на западе, возвращается к востоку и восходит во вторых вратах востока в продолжение тридцати утров, и точно также заходит во вторых вратах на западе неба.
24. И в тот день ночь заключает одиннадцать частей и день из тех вторых врат и заходит на западе во вторых вратах, и возвращается к востоку в первые врата в продолжение тридцати одного утра и заходит на западе в первых вратах.
25. И в тот день ночь становится настолько длинною, что включает двойное число частей дня; ночь заключает ровно двенадцать частей и день шесть частей.
26. Этим солнце закончило свои путевые становища, и оно опять поворачивает на эти же становища, и вступает в те первые врата в продолжение тридцати утров, и заходит также на западе напротив них.
27. И в тот день ночь уменьшается в продолжительности на одну часть, и она заключает одиннадцать частей в день семь частей.
28. И солнце возвращается и вступает во вторые врата востока, и возвращается на те свои путевые становища в продолжение тридцати утров, восходя и заходя.
29. И в тот день ночь уменьшается в продолжительности, и ночь заключает десять частей и день восемь частей.
30. И в тот день солнце восходи из тех вторых врат и заходит на западе, потом возвращается к востоку поднимается в третьих вратах в продолжение тридцати одного утра, и заходит на западе неба.
31. В тот день ночь уменьшается и заключает десять частей и день девять частей, и ночь сравнивается с днем, и год заключает ровно триста шестьдесят четыре дня, и продолжительность дня и ночи, и краткость дня и ночи в следствие движения солнца становятся различными.
32. По причине этого дневное движение ежедневно становится длиннее, и его ночное движение становится каждоночно короче.
33. И таков закон и движение солнца и его возвращение, насколько оно часто возвращается: шестьдесят раз возвращается и восходит оно, именно то великое вечное светило, которое навеки именуется солнцем.
34. И то, что таким образом восходит, есть великое светило, как оно называется по своему появлению в силу повеления Господа.
35. И таким образом оно восходит и заходит, и не уменьшается и не покоится, но движется день и ночь в колеснице, и его свет в семь раз светлее лунного, но по величине они оба одинаковы («Книга Еноха», гл. 13; цитирую по А.В. Смирнов «Историко-критическое исследование, русский перевод и объяснение апокрифической книги Еноха», Казань, 1888 г.).
Надо сказать, что откровения Еноха сразу же стали настолько популярными, что вокруг них сформировалось собственное религиозное течение - енохианство. Когда же среди иудейских сект рубежа эр наметился явный лидер в лице христианства, енохиане дали ему себя подмять, тем самым избежав обвинений в «уклонении от проведения генеральной линии» и сохранив труды своего пророка для потомков. Ещё в XVI веке «Слово от книг Еноха праведного» было на Руси включено в «Великие четьи-минеи», то есть РПЦ деканонизировала его совсем, по историческим меркам, недавно. А в Эфиопии, например, «Книга Еноха» так и осталась в перечне священной литературы коптской церкви. Свой вариант «Книги Еноха» хранили и почитали масоны. Именно в масонской ложе и попался этот фолиант на глаза двум любопытным «вольным каменщикам» Найту и Ломасу.
Внимательно изучив исходный текст, прикинув чем бы могли быть на самом деле описанные врата, через которые солнце восходит в течение 30 дней, Найт и Ломас загорелись идеей восстановить по описанию прибор, с помощью которого Уриил объяснял Еноху движение небесных тел. Гипотетическому прибору дали рабочее название «машина Уриила». На поверку «машина Уриила» оказалась пригоризонтной обсерваторией. Тут, видимо, опять придётся делать лирическое отступление и объяснять что это такое...
Продолжение следует.
Орлов Владимир.