Начало тут.
Ур и Гирсу, чьим небесным покровителем был Нинурта-Нингирсу, входили в конфедерацию южно-месопотамских городов, объединявшуюся вокруг Лагаша. Им противостояла северная группировка городов-государств, тяготевшая к Кишу.
Боги шумерского пантеона исходно были «домашними» покровителями многочисленных месопотамских населённых пунктов; лишь потом их связали родственными связями и сделали общенациональными.
Первоначально «южане» доминировали в регионе. К 2600-му году до нашей эры им удалось преодолеть внутренние разногласия и объединиться в единое царство, которое считается первым государственным образованием в задокументированной истории. Политическая унификация сопровождалась религиозной - местечковые небесные покровители южных городов становились богами общенационального масштаба, культы их принимали завершённую форму, мифы канонизировались, вырабатывались ритуалы и формы поклонения.
К XXVI веку до нашей эры среди прочих завершилось и формирование культа Ан Зу. У него сложилась своя иконография в виде львиноголовой птицы, когтящей львов или, реже, оленей (иллюстрации приведены
в предыдущей главе). Появились у Ан Зу даже свои «геральдические» цвета. Его изображения покрывались лазуритом и золотом. Лазурит символизировал грозовые тучи, а золото - молнии. Отсюда и пошло, что цветами Ан Зу стали синий и жёлтый. Сегодня это сочетание мы видим на украинском флаге.
Нынешнюю версию о том, что синий цвет на флаге Нэньки символизирует небо, а жёлтый - бескрайние поля пшеницы иначе, как наивной не назовёшь (также советую вернуться в
V часть и взглянуть ещё раз на штандарт Перемышльского княжества).
Однако, «северяне» недолго смирялись с подчинённым положением. Культурно они находились на более низкой ступени развития, но обладали куда большим запасом пассионарной энергии. К тому же им повезло с вождём. Правитель города Аккаде Шурру-кин (в европейском произношении Саргон) привёл местных самостийников к общему знаменателю и двинул объединённую армию «северян» на юг. По своим временам армия Саргона силищей была неисчислимой и необоримой. Вдумайтесь, 5400 (пять тысяч четыреста) человек! И это только профессиональных бойцов. А их Шурру-кин в обилии разбавлял всех мастей наёмниками и добровольцами, из которых формировалась лёгкая пехота, подразделения лучников и всяческие вспомогательные войска.
Эта орда проутюжила Месопотамию до берегов Персидского залива (понятно, что тогда он назывался по-другому - Нижнее море; Верхним морем шумеры называли Средиземное). По названию родного города Шурру-кина новых хозяев Междуречья стали называть аккадцами, а всю месопотамскую цивилизацию IV-III тысячелетий до нашей эры - шумеро-аккадской.
Как я уже отметил, аккадцы в культурном плане отставали от шумеров - их вторжение ничем шумерскую культуру не обогатило. Не сказалось оно и на религиозном культе. Единственное, что изменилось, так это то, что после нашествия более значимую роль в пантеоне начал играть доселе второстепенный и несамостоятельный бог грозы Адду (Адад). Во-первых, воинственным аккадцам импонировал образ неистового бога-разрушителя; а, во-вторых, считалось, что резиденция его расположена в горах на севере Месопотамии и он автоматически получался территориальным покровителем «северян».
Адду (в руках у него пучки молний; бык, на спине которого он едет, символизирует грозовую тучу и, одновременно, является символом плодородия).
С возвышением Адада, закономерно и пропорционально стал усложняться и его культ. Ему сочинили родословную, приписав его отцовство богу неба Ану; подобрали супругу - богиню Шалу; нашли свиту - гонцов-предвестников Шуллата и Ханиша. К образу Адду, как недалёкого и неуравновешенного метателя молний добавились функции бога плодородия. Он перестал быть исключительно разрушителем и приобрёл черты созидателя, ибо за разрушительной грозой следует живительный и плодоносный дождь.
Символом Адду стал бык. С одной стороны это животное символизировало неукротимую ярость грозы, с другой - оплодотворяющие способности дождя. Бычья символика передастся от Адада греческому Зевсу - все похождения последнего в образе быка (как то похищение Европы, например) не более, чем наследие, полученное им от аккадского коллеги. А для того, чтобы подчеркнуть дуализм Адду, ещё одним его символом сделают двусторонний топор - два его лезвия на одной рукоятке, коими равноуспешно можно рубить и головы, и лес на дрова, будут обозначать единство разрушительных и созидательных сил грозного громовника.
Позвольте, но у шумеров уже было полубожество, символизирующее добро и зло, как две стороны одной медали - Ан Зу! Именно это означали две его головы на одном теле. К тому же, мы помним, что он тоже символизировал бурю, ветер и грозу с молниями и раскатами грома. Понятно, что при таких исходных, Ан Зу не попасть в свиту к Ададу не мог. Тем более, что подходил туда, как никто другой. Аккадские жрецы подрихтовали клинописные тексты и переоформили двуглавую птицу с Нинурты на Адду.
С Адада началось триумфальное шествие богов-громовержцев по мифологиям и культам различных народов: у ассирийцев это будет Рамман, у финикийцев и хананеев - Баал, у хеттов - Тешуб, у урартов - Тейшеба, у армян - Арамазд, у индусов - Индра, у даков и гетов - Гебелейзис, у греков - Зевс, у римлян - Юпитер, у кельтов - Танарис, у германцев - Тор, у карелов - Укко, у финнов - Перкеле, у прибалтов - Перкунас, у славян - Перун…
Несмотря на такое обилие имён, все они произрастают из одного, шумеро-аккадского, корня и потому легко узнаваемы. «Типовой» громовержец, как правило, будет рыжеватым великаном, разъезжающим по небу на колеснице; использующим в качестве оружия на больших дистанциях молнии, а для ближнего боя - двусторонний топор или молот; его неизменным спутником и помощником будет орёл, а днём почитания - четверг каждой недели (поговорка «после дождичка в четверг» пришла к нам из языческого прошлого и означает «по благословению Перуна»… ну, или другого какого громовника…).
А ещё в биографии каждого приличного громовержца должна значиться победа над драконом. Так, Индра победит Вритру, Адад - Иллуянку, Тешуб - Улликумми, Зевс - Тифона, Тор - Ёрмунганда… пометочку здесь себе сделаем - мало ли, может, потом пригодится.
После покорения Шумера «северянами» их царям потребовалась легитимизация. Дать её могло только какое-то божественное благословение и сочинилась легенда, в которой Ан Зу неожиданно выступает связующим звеном между богами и аккадской правящей династией. Легенда называется «Полёт Этаны». Ан Зу в ней по имени не назван, фигурирует там как безымянный орёл, но то, что речь идёт именно о нём более, чем читаемо.
Итак, после потопа столицей Месопотамии стал Киш (недвусмысленное завышение роли главного города «северной» группировки). Царём Киша был избран (демократия и свободное волеизъявление!) пастух Этана (подчёркнуто простонародное происхождение). Этана был справедлив и благочестив, но обладал существенным для монарха недостатком - он был бездетен. А в виду отсутствия наследника, передать трон было некому и это всей стране, в случае смерти царя, грозило взрывом анархии и социальными потрясениями.
Этана извёл не одно стадо белых бычков на жертвоприношения, но ответа от богов всё не было и не было. Наконец, несчастному явился во сне солнцебог Шамаш и поведал, что высоко на небе, перед обителью богов растёт волшебный «росток жизни». Смертному достаточно прикоснуться к нему и он «не уйдет бездетным в мир без возврата».
Мысленно, во сне, Этана спросил Шамаша, как достигнуть ему небес, ведь, боги не дали ему крыльев. Шамаш повелел царю Киша отправиться в горы, где гнездятся орлы, найти глубокое ущелье, в котором медленно умирает искалеченный орёл с переломанными крыльями, и помочь ему. В обмен орёл должен был помочь Этане.
По утру Этана пустился в путь и рано или поздно нашёл на дне глубокого ущелья орла-калеку. Он был ощипан, крылья сломаны, когти вырваны… Этана деликатно поинтересовался, кто так жестоко обошёлся с гордой птицей и орёл, с печальным вздохом, ответил: «Я сам виновник своих несчастий!».
Оказалось, что некогда, ещё в начале времён, орёл и змея (знакомые нам по мифу о дереве Хулуппу) поклялись друг другу в дружбе. Они вместе поселились на одном дереве (а вот и оно - Хулуппу!) - орёл свил гнездо на вершине, змея устроила логовище между корней (дословная цитата мифа о Хулуппу). Первоначально орёл и змея горести и радости делили на двоих, совместно охотились, делились добычей.
Со временем у орла вылупились орлята, а у змеи появились змеёныши. И орла начали посещать мысли, что его детям из-за размножившегося змеиного племени может не хватить пищи. Однажды, воспользовавшись тем, что змея уползла на охоту, орёл спустился к корням и растерзал всё её потомство.
Змея-мать, вернувшись домой и увидев вместо детей кровавые ошмётки, едва не сошла с ума. Она взмолилась к Шамашу, прося покарать убийцу.
Шамаш повелел змее убить буйвола и засесть внутри туши. Орёл клюнул (и в прямом, и в переносном смыслах) на западню. Усевшись пировать, он очистил снаружи буйволиную тушу до костей. Но едва он сунул голову вовнутрь, змея схватила его, переломала ему крылья, вырвала перья и когти, истерзала и оставила умирать.
Этана вылечил орла и он поднял царя Киша на седьмое небо, прямо к обители бога неба Ана. Ан показал Этане росток жизни и позволил прикоснуться к нему.
Аккадская цилиндрическая печать, с изображением полёта Этаны (стадо овец внизу напоминает о прежней его профессии).
Когда орёл спускал Этану вниз, на землю, правитель Киша, приближаясь к своему дворцу, услышал детский плач и понял, что стал отцом (то есть, аккадская династия, хотя и произошла от простого смертного, как бы, не обошлась в своём становлении без прямого божественного участия и была благословлена непосредственно на небесах).
Я столь подробно пересказал легенду об Этане, чтобы ещё раз заострить ваше уважаемое внимание на такой мифологеме, как Мировое древо, в корнях которого обитает змея, а на вершине орёл. Как мы увидим впоследствии, образ орла будет развиваться только в тех мифологиях, где будет развиваться образ Мирового древа. Ну, а там, где жречество не додумается до сложных космологических схем, и орёл, как мифологический персонаж, развития не получит. Но не будем забегать вперёд - возвращаемся в Шумер и Аккад…
Покорив Месопотамию и «омыв оружие в Нижнем море», аккадцы развернут вектор экспансии на север, прорубятся к Верхнему (сиречь, Средиземному) морю, вторгнутся в Малую Азию и… здесь их достижения и закончатся.
Полуостров Малая Азия испокон веков был заселён хурритскии племенами. Не шибко цивилизованными; воинственными, но разобщёнными. Покорить их аккадцам не составило бы труда, но в тылу у них вызрела измена. Усилившийся Вавилон захотел поиграть в незалежность, забузил и страна покатилась в распад и хаос. Вавилон скоро станет гегемоном в Месопотамии и это будет означать не только конец шумеро-аккадской цивилизации, но и конец верховенства Адада среди местных богов - его потеснит вавилонский городской божок Мардук.
Ну, а хурриты безнадзорными не остались. Во II тысячелетии до нашей эры они пережили арийское нашествие. Хурритов арии покорили и создали первое (опять же, в запротоколированной истории) арийское государственное образование - Хеттское царство, где сами стали правящей элитой, а хурритам отвели роль тяглового быдла. Новый региональный хищник очень быстро дал понять соседям, что связываться с ним не стоит.
Хеттская империя.
Вторгаться в Малую Азию всем сразу расхотелось; начался культурный обмен (счастливое это время история называет ассирийским колониальным периодом и датирует XIX-XVIII веками до нашей эры).
Печать времён ассирийского колониального периода, найденная в хеттском городе.
В ходе культурно-торгового взаимопроникновения хетты и узнали об аккадском громовержце Адду. Им воинственный бог оказался социально-близок. У ариев уже было некое подобное божество по имени Тархун, но ему приписали столько свойств и качеств Адада, что вся его самобытность просто растворилось в них. Обновлённого хеттского громовержца стали звать Тешуб.
Тешубу даже внешнее сходство придали с Адду.
Сравните то, что изображено на гербе Украины с тем, что Тешуб держит в левой руке.
Всё, чем характеризовался Адад, перекочевало Тешубу. Символическим его животным стал бык, а его жены - корова. Оружие Тешуба - двусторонняя секира и пучок из трёх молний. А не позаимствовать у шумеров и аккадцев двуглавого орла хетты просто физически не могли. Хотя бы потому, что орёл был их тотемом и даже сам их этноним происходил от слова «хатай» (орёл).
Тешуб побивает дракона Улликумми (по мифу, все боги испугались дракона и разбежались, с громовержцем остался лишь верный орёл).
К XIV веку до нашей эры, усилиями хеттов, Ан Зу принял тот вид, в котором мы знаем его сейчас. Он не был больше львиноголовой птицей и окончательно превратился в гигантского двуглавого орла.
Царь Тутхалияс IV (годы правления 1250-1230 до нашей эры) получает благословение Тешуба (наш герой крайний справа в нижнем ряду).
Не был он больше и Ан Зу - первородное его имя утерялось. Как называли его хетты, мы достоверно не знаем. Есть версия, что Тасмису, но она ещё ждёт своих доказательств…
Хеттское изображение двуглавого орла, ставшее классическим (святилище Алачахёйюк)…
…впрочем, хеттам были знакомы и другие двухголовые птицы - утки, например.
Кстати, царство хеттов располагалось на землях будущей Византийской империи. Орёл упорхнёт отсюда в Европу, где станет (в стандартной комплектации, с одной головой) личной птицей и вестником эллинского царя богов Зевса. От него передастся римскому громовержцу Юпитеру и вернётся назад, в места своего гнездования, уже на аквилах римских легионов.
Зевс и его орёл.
Но хотя божественного орла и вознесут на воинские инсигнии, его мифология ни в Элладе, ни в Риме развития не получит и он так и останется невыразительным, второстепенным персонажем - оруженосцем Зевса/Юпитера (он будет носить кочан с перунами-молниями) и исполнителем мелких (не всегда чистоплотных) поручений. Например, когда Зевс воспылает страстью к симпатичному троянскому царевичу Ганимеду, орёл похитит мальчика для противоестественных утех громовержца. Или будет летать ежедневно на Кавказ, чтобы выклевать печень Прометея. Там и падёт от руки Геракла, когда тот придёт спасать прикованного титана.
Но это всё будет много лет тому вперёд, а пока Переднюю Азию захлестнут не менее драматические события. В XII веке до нашей эры на Ближнем Востоке по неустановленной пока причине резко активизируются миграционные процессы; и протекать они будут далеко не мирно. Под натиском пришельцев империя хеттов рухнет. Образовавшуюся пустоту заполнит другое арийское государство - Миттани.
Миттанийцы покорят Ассирию и гербом нового двуединого государства сделают двуглавого орла (которого ассирийцы использовали ещё со времён своего колониального периода).
Ассирии завоевание пойдёт только на пользу - она из царства торгашей переродится в державу воинов и начнёт экспансию по всем направлениям.
В качестве региональной супердержавы Ассирия просуществует до VII века до новой эры. К этому времени она своим безжалостным тоталитаризмом достанет все покорённые народы. Главным поборником сепаратизма станет (в который раз!) Вавилон.
Вавилоняне, понимая, что прямое выступление против ассирийского «центрального правительства» равносильно самоубийству, действовать начнут опробованным способом, то есть исподтишка. Сначала вавилонские дипломаты рассорят Ассирию с союзной Мидией. Но и объединённых сил халдейско-мидийской коалиции для открытого конфликта покажется мало и вавилонские сепаратисты продолжат поиски союзников. Таковыми окажутся скифы.
Скифы появились в Передней Азии в 680-х - 670-х годах до нашей эры, преследуя враждебных киммерийцев, которых разбили в ходе скифо-киммерийской войны в Северном Прикаспии. Огляделись по сторонам и решили задержаться. Захватили себе земель в Восточном Закавказье, на которых основали царство Ишкуза, и принялись донимать набегами всех соседей вплоть до Египта. Фактически же, скифы стали хозяевами региона, поскольку противостоять их воинскому искусству и тактике атак плотными массами конных лучников, от Кавказа до Красного моря не могла ни одна сила.
Вот скифов-то вавилоняне и мидийцы и заполучили себе в союзники. В 614-м году до нашей эры столица Ассирии Ниневия (названная в «Библии» «городом кровей») была взята силами коалиции, а в 610-м грозная империя прекратила своё существование.
Но поделить по справедливости ассирийское наследство захотели не все победители. В 595-м году до нашей эры царь Мидии Киаксар, испугавшись чрезмерного усиления скифов, заманил скифских вождей на пир, где те перепились, и предательски перебил пьяных. Одновременно, против обезглавленных скифов начались масштабные боевые действия и их удалось-таки выпихнуть назад, за Кавказский хребет, в степи Северного Причерноморья.
К этому времени, к VII-III векам до новой эры, к скифо-сарматскому периоду относится бронзовая бляшка с изображением двуглавой птицы, найденная под селом Поповка (ныне Роменский район Сумской области Украины).
Прорись бронзовой бляшки скифо-сарматского периода из Поповки.
Если пряжка Х века из Гнёздовского кургана, которую мы рассмотрели
в V главе - самое ранее изображение двуглавого орла, относящееся к тому периоду, когда мы уже были славянами, то бляшка из Поповки - самое раннее изображение двуглавого орла, раскопанное на территории исторической Руси, и относящееся к ещё дославянскому периоду нашей истории.
Продолжение следует.
Орлов Владимир,
криптоорнитолог.