Наконец, посмотрел весь мини-сериал "Чернобыль". Начну с конца: последняя серия до некоторой степени искупает то, что было показано в первых четырёх.
Вопрос, который крутится в голове после просмотра: а про что этот фильм вообще? Основные две линии идут параллельно, вплетаясь одна в другую. Одну из них кратко пересказал Легасов на судебном заседании. Эти сцены я бы отнёс явно к удачным. Может быть, на самом деле и не было этих простых дощечек с надписями, и люди в зале суда могли воспринять достаточно сложную техническую информацию в виде абстракций, на слух. Однако, вероятно, это было сделано для максимального вовлечения современного массового зрителя, чтобы он понял процесс разбалансировки реактора. Правда, гимн которой был воспет прекрасным последним кадром с пейзажем и пением а капелла, восторжествовала.
Однако не менее важен путь, которым зритель подводится к этой правде. Фильм насколько не лишён преимуществ с точки зрения ремесла, как сделано, настолько не лишён и совершенно необязательной клюквы, а то и вовсе лжи. Фильм сам лжёт нам с той точки зрения, как показаны в нём люди.
Детали, пейзажи, костюмы, бытовые приборы, автомобили, вертолёты - всё прекрасно подобрано, подогнано. Кто-то из очень зорких заметил пластиковые окна: но это лишь мелочь на общем фоне проделанной работы. Американцы тут явно подошли к производству с большой любовью (и с приличным бюджетом). Камера, свет, музыка - всё тоже на высоте и работает на общий замысел картины, работает как хороший механизм. Зрителя от первой до последней минуты проводят по дуге истории, нигде нет выпадения сюжета, сценарной, драматургической халтуры.
И всё же этот фильм трудно смотреть нам, простым русским зрителям. Всего более меня удивляет вал восторженных, на гране положительного обморока, возгласов одобрения именно от русскоязычной аудитории. Я совершенно точно могу понять, чем восторгаются зрители в других странах. Но люди, жившие в СССР и живущие в России?
Дело в полной неправдоподобности всего, что касается взаимодействий между людьми. Идеология целиком и полностью довлеет над художественной правдой. Да, это именно идеология. Я не берусь утверждать, что создатели фильма работали на благо текущего политического момента, и только поэтому изображали русских такими чёрными людьми. Вполне возможно, что американские авторы именно так и видят нас. Или, по крайней мере, жителей Советского Союза. Но мы точно понимаем, что правды тут нет.
Я испытываю неудобство с первых кадров первой серии. Диалоги. Это полный провал. Мы так не говорим, не думаем, не молчим. Авторы исходят из очень простой картины мира: в позднем Советском Союзе все люди были настолько запуганы, что могли разве что смотреть в пол и мычать что-то невнятное в присутствии начальства. Всюду царила атмосфера полного недоверия, всюду следили шпики из КейДжиБи. Отдушина у советского человека одна - vodka.
Водку особенно сильно глушат в 3 и 4 серии. Военные пьют её прямо из бутылки, в палаточном военном лагере (у каждого по своей персональной бутылке водки) и на задании с оружием в руках. Шахтёры пьют её прямо на рабочем месте во время смены. Ликвидатор возвращается из затопленного подвала, где только что схватил смертельную дозу радиации, и, ещё не сняв сверкающий от потока нейтронов защитный костюм, хлещет родимую прямо из горла. Водку пьют прямо из тары, из кружек и из маленьких (где они их взяли?) гранёных стаканов. Русский и vodka - создатели фильма не устояли перед соблазном поженить их на экране в 100500-й раз.
Речь русских, когда они не пьют водку, наполнена американскими штампами, иногда просто смешными. Не знаю, нужно ли было американцам найти пару русских, чтобы те рассказали, как на самом деле мы говорим, либо сознательно речь была сделана похожая на ту, к которой привыкли в американском кино, чтобы самая важная аудитория - американская - больше прониклась сюжетом. Возможно, и правда так было сделано сознательно. Тем не менее, нам это режет глаз и ранит слух.
Как и другие обстоятельства, добавленные для остроты сюжета. Советский министр, грозящий сбросить советского академика с вертолёта. Он же, принимающий решение об эвакуации Припяти только лишь потому, что немцы из ФРГ, увидевшие радиоактивное облако, стали бояться за своих детей. Другой советский министр, об которого реднеки, играющие советских шахтёров, вытирают руки (в прямом смысле вытирают - об пиджак и белую рубашку). Советский зампред КГБ, который наводит на всех ужас почище оберштурманнфюрера СС.
В кадре нет обычной советской жизни. Фильм посвящён катастрофе, трагедии, и понятно, что настрой должен быть минорным. Но тем и ужаснее, что все события происходили посреди только начинающего увядать Советского Союза, сильной, счастливой страны, где люди в целом чувствуют себя уверенно и безопасно, где в полную силу течёт нормальная мирная жизнь. Показать в кадре советский зомбилэнд, где хмурые люди передвигаются от своих хмурых квартир в свои хмурые лаборатории, оказалось проще.
Для чего так сделано? Мы не будем предаваться игре нанайских мальчиков и орать "всё в СССР было хорошо", когда кто-то показывает, что было плохо. Да, всё было не очень хорошо, раз Чернобыль произошёл, а СССР через 5 лет распался. Но мы сами, наследники великой советской кинокультуры, не в состоянии делать хорошие фильмы, посвящённые великим и печальным событиям нашей истории. Почти всё, что было сделано в последние годы, было сделано отвратительно либо ужасно. И вот наконец американцы решились и сделали то, что по идее должны были давно сделать мы.
Получилось ровно наполовину. Зрители и в России, и во всём мире получили примерное представление, из-за чего был Чернобыль. Были названы причины, был привлечён интерес. Наконец, была почтена память ликвидаторов, этих людей, которые теперь получают льготы за свою работу на одном из предприятий давно погибшей страны.
Но вторая половина не получилась. Мы не увидели в фильме себя. Советского народа нету на экране. Есть какие-то схематичные персонажи, страдающие от гнёта авторитарного государства, лжи и несвободы. Есть отдельные люди, борющиеся с системой. Нам этот типичный американский сценарный ход не кажется таким уж благим: мы знаем, что через 4 года после суда советские люди таки добороли свою систему. Да, плохую, да, допустившую эту аварию. Но что случилось потом, не понравилось слишком многим.
Кажется, американцы не поняли нас, нашу историю во всей её глубине. Поблагодарить их за то, что показали, в итоге каждый решит сам, если и когда посмотрит сериал. Но других популярных качественно сделанных сериалов про нашу историю у нас для нас нет. Это тоже правда.