Древний Египет - дело, конечно, темное. Но не потому, что нам не достает научных знаний. Тьма египетская владеет умами людей по той же причине, по которой они игнорируют данные доказательной медицины, продолжая верить в сглаз, волшебные свойства барсучьего жира или эффективность гомеопатии. Как и любая истинная наука, египтология остается уделом узкой прослойки ученых, тогда как обыватели питаются суеверными мифами, эмоционально яркими бреднями лжеученых и сенсациями, раздутыми недобросовестными журналистами.
Последнего в России предостаточно, а вот специалисты по культуре и истории Древнего Египта у нас наперечет. С одним из таких настоящих профессионалов мне удалось подружиться два года назад благодаря своему ЖЖ-дневнику. Виктор Солкин, президент Ассоциации по изучению Древнего Египта
"МААТ" (Москва), действительный член Международной Ассоциации египтологов. Владея несколькими языками, включая английский и арабский, Виктор тесно взаимодействует с ведущими египтологами мира. Он находит время и на полевые работы в самом Египте, и на чтение папирусов со своими московскими учениками, и на захватывающие публичные лекции.
Сегодня я публикую интервью с Виктором, в котором мы обсуждаем стойкие заблуждения о древнеегипетской цивилизации и причины плачевного состояния египтологии в России.
- Виктор, почему Египет, а не, скажем, Майя или древнеславянские сюжеты?
- Очень непростой вопрос. Для меня «открытие» Египта случилось, когда мне было семь лет: я попал в египетский зал ГМИИ им. А.С. Пушкина, долго ходил там, разглядывая саркофаги, сфинксов, каменные стелы, покрытые иероглифами, и бронзовые статуэтки божеств. Случился глубокий, очень многомерный резонанс, который навсегда изменил мою жизнь. Понятно, что сначала это было притяжение образами, памятниками, самим стилем искусства страны пирамид. Уже позже, когда дом оказался заваленным книгами по египтологии, которые родители брали для меня из библиотек, началось погружение в историю, археологию, переводы древних текстов. Но тот, первый взгляд на мир фараонов, в музейном зале - он был все-таки самым сильным. Хотя это далеко не случайность, а явно осознанный выбор: дома всегда было множество книг по различным видам искусства, они казались интересными, но не более того. В том же ГМИИ анфилады залов с античной скульптурой, рельефами Ассирии и галереями живописи нравились, однако при первой же возможности я сбегал из них «в Египет». Позже, уже в университете, на курсах по древнеегипетскому языку, в музейных подвалах, на раскопе я лишь убеждался в правильности того первого взгляда на Египет - это мое.
- Перечисли 5 самых "дремучих" мифа о древнеегипетской цивилизации, бытующих в умах россиян.
- Мифов в умах россиян куда больше, чем знаний о Египте, который в последние годы многие, увы, стали воспринимать не как родину уникальной древней культуры, а исключительно как всесоюзную здравницу. Наверное, самые «дремучие» мифы это:
- Раскрученная в последние годы парой абсолютных шарлатанов идея о некой «працивилизации богов», которой приписываются все знаменитые памятники, которые, якобы, не могли создать сами египтяне. Это откровенная глупость. Шарлатаны пользуются тем, что их слушатели не знают древнеегипетского языка и не могут спокойно прочитать биографии, например, архитектора, строившего ту или иную пирамиду, или же чиновника, снабжавшего место строительства продуктами для рабочих и даже организовывавшего первичную медицинскую помощь строителям. А таких текстов, не говоря уже об археологических материалов, - тысячи.
- Не имеющая под собой никаких оснований байка о том, что, якобы, знаменитые пирамиды Гизы были построены из бетона. Огорчу «бетонщиков»: эти пирамиды сооружены из великолепного нуммулитового известняка с многочисленными включениями окаменелых морских животных. Этот известняк многократно исследовался геологами из, например, Shell International, а также и русскими специалистами высокого уровня. О «бетоне» рассуждают те, кто мало что понимает в египетской археологии. Например, в гробнице царя реставраторы собирают из кусков гранитный саркофаг, разбитый грабителями в древности. Те, куски, которых недостает, заменяются цементной массой, которая, по правилам, резко отличается по цвету от оригинального материала и «утоплена», т.е. не совпадает по уровню с оригинальной поверхностью камня. Это показывают по ТВ и «эксперт», никакого отношения к египтологии не имеющий, говорит, что перед нами «великая тайна»: саркофаг, якобы, сделан из бетона, а поверх «облицован» камнем. Во всем мире засмеяли бы. У нас, увы, многие верят.
- Конечно же, байка о «проклятии фараонов» в связи с находкой гробницы Тутанхамона. Как-то снимали об этом фильм, где я был одним из экспертов. Рассказал об истории находки гробницы, о том, как сами древние египтяне относились к миру мертвых, погребениям, мумификации и т.д. Выходит фильм, в котором закадровый голос таинственно вещает, что, якобы, в гробнице Тутанхамона была найдена некая глиняная табличка с проклятиями в адрес живых и т.д. Отлавливаю режиссера, крепко прижимаю его в углу «Останкино», спрашиваю, откуда такая глупость - никаких табличек археолог Говард Картер, открывший гробницу, не находил. «Ну, Вы понимаете, - лопочет смущенный бракодел, - надо было немножко мистики добавить, иначе не так интересно, наш народ мистику очень любит, а у нас рейтинг…» Яркий пример того, как одна глупость порождает другую. А народ у нас невероятно верит тому, что сказали «в телевизоре».
- Все попытки воспринимать библейский текст по отношению к Древнему Египту, как исторически верный. В древнеегипетских источниках нет абсолютно никаких упоминаний об исходе иудеев, т.н. «казнях египетских», наместнике царя Иосифе и т.д. Да, в этих сказаниях есть отдаленные отголоски того, что происходило на Ближнем Востоке в II-I тысячелетиях до н.э., но это искаженное, а порой и абсолютно неверное эхо. Его надо воспринимать критически, благо, что об этом довольно много писали и на русском языке в XX веке - тот же академик М.А. Коростовцев. Мода на религиозность (отличать от веры) в наши дни часто порождает чудовищное невежество, агрессивное и упертое.
- Для завершения перечня приведу не какой-то отдельный миф, а скорее популярный в России метод «исследований»: люди, не имеющие необходимых знаний, образования не удосуживаются прочитать хотя бы пару десятков книг по египтологии, прежде чем выдвигать свою собственную «гипотезу» о богах, пирамидах и иных «атлантидах» и толкать ее в массы. Это же паноптикум: в России массово издаются книги, в которых абсолютно серьезно утверждается, что многие египетские названия произошли от… русских, а сам Египет - это некрополь правителей «русского ханства». Зачастую берешь в руки книгу и понимаешь - что это уже не египтологический вопрос, а откровенный психиатрический диагноз автора макулатуры.
- Насколько возможным было развитие египтологии в условиях железного занавеса в СССР?
- Это были очень тяжелые годы. Страшно себе представить: великая Милица Эдвиновна Матье, которая долгие десятилетия хранила древнеегипетские памятники в Эрмитаже и написала одну из крупнейших в мире монографий по древнеегипетскому искусству…. никогда не была в Египте. Она изучала памятники по музейным коллекциям, а храмы, гробницы - по иностранным публикациям. Олег Дмитриевич Берлев - один из крупнейших ленинградских египтологов XX века был в Египте один раз, проведя в стране всего неделю, по туристской путевке. Отдельные материалы, а порой и подлинные памятники древнего искусства в СССР привозили инженеры, военные и дипломаты, связанные со строительством Садд эль-Аали - Высотной Асуанской плотины. С другой стороны, это не помешало многим гениальным умам продолжать исследования, писать в стол, делать чрезвычайно важные, актуальные выводы, изучая тексты и опубликованные коллегами-иностранцами находки.
- Каково состояние египтологии в современной России?
- Весьма печальное. Пожалуйста, поехать сейчас в Египет не трудно. Можно и раскопки в стране «пробить». Только потом смешно, когда видишь публикации памятников с этих раскопок с ошибками в датировках на 400-600 лет или же когда всем понимающим людям ясно, что некие работы ведутся на весьма посредственном памятнике, а руководитель выдает их за «уникальные». Как хорошо одна моя коллега сказала: «нельзя в Южном Бутово найти бесценные руины столичного Кремля». По сути, египтология в России - это несколько исследовательских групп, главы которых агрессивно и не выбирая способов, борются за пресловутое «первенство» в «отрасли». Пока идет эта борьба - в египетском зале Эрмитажа пыль и отсутствие англоязычных этикеток в витринах, издается предельно мало монографий международного уровня, процветает недобросовестная конкуренция, когда более успешного коллегу намеренно очерняют, если он не идет на уступки «цеху», пытаются «топить». Как-то один мой друг, молодой египтолог, вышел на предзащиту диссертации в профильном НИИ. Несколько возрастных дам долго пытались объяснить публике, что работа (на самом деле - отличная) - плоха. Когда все закончилось, молодой человек подошел и спросил, чем именно плоха работа. Ответ его поразил: «Ничем. Вам просто нужно сменить научного руководителя и идти в наш лагерь». Это, увы, - реалии египтологии в России. Забыть обо всем этом, перешагнуть, научиться делать свое дело вне зависимости от зависти коллег у нас смогли единицы. Это трудный, тернистый, но единственно возможный путь, чтобы вечерами переводить иероглифические тексты, восхваляющие красоту царицы Нефертити, а не думать о том, как поскорее завершить статью, которую потом надпишут именем директора подразделения, потерявшего совесть. В целом в стране сейчас около двух десятков специалистов-египтологов приличного уровня, из них качественно пишущих, работающих в Египте, читающих лекции, не заикаясь, - не больше 4-5.
- Что делаешь ты сам, чтобы соответствовать статусу одного из ведущих экспертов-египтологов?
- Я не стал бы говорить о «статусе», скорее об уровне. Для поддержания уровня необходимо читать все современные публикации по теме собственного исследования и по глобальным, важным темам египтологии также. Книг по этой теме крупнейшие российские библиотеки выписывают непростительно мало, поэтому все, что мне нужно, покупаю в Египте или в Европе сам на свои деньги. Нужно активно общаться с зарубежными коллегами, не стесняться дискутировать - благо, интернет многое упрощает сейчас; необходимо принимать участие во всех основных профессиональных международных конференциях, включая наш Международный конгресс египтологов, проходящий раз в четыре года, что я, естественно, делаю. Стараюсь, чтобы проекты созданной мной при поддержке Посольства Египта в РФ Ассоциации по изучению Древнего Египта, были актуальными, яркими, а трехгодичный лекционный курс при Ассоциации - наиболее подробным в стране. Это удается и это приносит большую радость. Если любишь свое дело всей душой, то, мне кажется, это главный секрет того, что всегда хочется узнавать новое, стремиться к новым целям и открывать для себя все новые и новые «страницы» той культуры, исследованию которой посвятил жизнь.
- Ты много взаимодействуешь с коллекционерами и антикварами. Склонен ли ты сам к собирательству египетских древностей или обладание таковыми для тебя не важно?
- Я очень люблю египетское искусство и считаю бесценным опытом то прикосновение, когда ты берешь в руки каменный, фаянсовый или бронзовый предмет, которому порой 4-5 тысяч лет. Искусство анализа произведения, его экспертизы - дело чрезвычайно сложное и очень мной любимое - недаром моя «египетская история» начиналась все-таки именно в музее со взгляда на памятник, а потом продолжилась многими годами работы в музейном подвале. Именно поэтому я очень люблю «открывать» новые предметы, обнаруженные нашими антикварами на европейских аукционах, пытаюсь во всех деталях, насколько это возможно, проследить их судьбу и, если это реально, вписать их в историко-культурный контекст. Недавно, например, делал экспертизу на потрясающе красивые фрагменты золотого ожерелья, которое приобрел и привез в Россию один из наших крупнейших антикваров - Кирилл Данелия. Мало того, что эти золотые подвески в форме пчелы, скарабея, грифов, сердец, соколов складываются в магическое заклинание о даровании блага владелице, так еще из некоторых моментов этой головоломки удалось выяснить, что принадлежало ожерелье матери фараона, которая жила в XX веке до н.э., т.е. более четырех тысячелетий тому назад! Это сродни увлекательнейшему детективу, разгадка которого требует огромных знаний и опыта.
Когда через руки регулярно проходят такие произведения, то вопрос обладания становится неактуальным. У меня есть несколько подлинных предметов, которые мне дарили друзья-антиквары или которые остались у меня на руках в обмен на десятки моих экспертиз, которые владелица коллекции подлинников не могла оплатить. Но это скорее исключение. Я не «собираю Египет», я им живу.
Недавно на YouTube появился
персональный канал Виктора Солкина. Здесь выложены интереснейшие записи телепередач с его участием. Для «разогрева» очень рекомендую его лекцию
«Эротика в Древнем Египте» на ТК «Дождь».
Очень познавательны
сайт и
ЖЖ-блог Виктора.
Дорогие друзья!
Комментарии к этому посту отключены, поскольку интервью привлекает оппонентов по цеху и критику непрофессионалов, тогда как я не имею должных знаний для реакции. Прошу все ваши вопросы задавать Виктору на его блоге.
© Текст: Яковлев А.П.